15. Сегодня умер Бог...

Фокас Владимир
Все, о чем мы говорили выше, в первую очередь касалось рождения, происхождения и поддержания. Теперь настало время вспомнить о завершении и разрушении. Эсхатологических мифов  ничуть не меньше, чем космогонических и антропогонических. Так было раньше, так будет и впредь. Начнем же вот с чего:

Сегодня день такой, один на целый век,
Ведь в жизни только раз встречается такое.
Сегодня умер Бог и выпал первый снег,
И это не сулит ни боли, ни покоя.

Я подношу ко рту снег, тающий в горсти.
Сегодня умер Бог, хоть это невозможно.
И стало быть, грехов никто нам не простит,
И стало быть, в беде никто нам не поможет.

Отныне без надежд в грядущее гляжу,
Отныне больше нет ни ада и ни рая.
Я пьяненький оркестр сегодня приглашу,
Пускай себе гремит, пускай себе играет.

О, Боже, это все творится наяву,
Нетронутый бокал и музыка истошна.
Сегодня умер Бог, а я еще живу,
Гляжу на этот мир, бесстрастный и безбожный.

Запутавшись вконец в добре его и зле,
Отчаянно ломлюсь в распахнутые двери.
Сегодня умер Бог, и больше на земле
Мне некого любить и не в кого поверить.

И только белый снег летит в порочный круг,
А Бог ушел туда, куда уходят боги.
Лишь выпала строка, как яблоко из рук,
И покатилась прочь, прохожему под ноги.

Юрий Лорес.

«Сегодня умер Бог, хоть это невозможно»… Какие пронзительные, простые и страшные слова. Слова не просто верующего человека - христианина, мусульманина, иудея, но поэта, музыканта, художника, философа.

Началось это отнюдь не сегодня и не вчера, однако ужасающую весть: «БОГ УМЕР», -  принес в современный мир немецкий философ Фридрих Ницше. Эта противоречивая, пророческая, величественная и трагическая фигура определила  основную тональность Х1Х века, но и предугадала инфернальное дыхание века ХХ-го.

«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕОДОЛЕНО. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО?  ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ;  ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА».

"СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК - СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ! "

"ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ."

"ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО БЕЗУМИЕ! "

Мир знал разных философов. Каждый видел свое и говорил о своем. Однако не каждый поднимался до уровня безумного гения; не каждый смог выдержать огненное дыхание Истины и леденящий взгляд Бездны.

О Ницше говорили и писали очень многое.  И почти всегда трагический его конец связывали с божественной карой за нечестивое вольнодумство и сатанинскую гордыню.Ницше действительно заплатил безумием за возмутительную непокорность своей беспокойной мысли. Он отдал жизнь за призыв к сверхчеловеку, к бессмертию, но так и не достиг его.

В самом же конце эта странная, искалеченная и безумная жизнь начала видеть себе спасителем человечества, мессией, продолжающим дело Распятого. Будучи атеистом, тем не менее,этот человек не мог найти в себе ни покоя, ни утешения:

«Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. И мы — мы должны победить ещё и его тень!

Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?»

«Безумный бог!  Возможно ли сие вообще уразуметь?

Определенный мир — пролонгация определенного бога. Безумный бог раскрывает суть безумного мира. Что это за мир? Можно ли его найти и признать? Здесь никто не посодействует, исключая бога самого.

Мы предчувствуем его дух сплошных противоречий и агрессивных оппозиций, мы предчувствуем его дух в беспредельном кипении жизни и в беспощадном уничтожении. Но в его делириуме горит дивное творчество и восторженная очарованность.

Суть этого безумия — в двойственности. Еще шаг и… помрачение, блуждание в лабиринтах интенсивного кошмара. Вселенская тайна, мистерия порождающей жизни. Любовь, что стремится к зачатию, оттенена безумием, равно как творческий порыв. Платон знает о безумии философа, «вакхической мании». Со времен Аристотеля ни один философ не сказал ничего значительного без легкой интонации безумия, вернее, без постоянного внимания к безумию». (Ницше - «Воля к власти»).

Что можно ответить на это после целого века ужасающих кровавых событий, поставивших мир на грань существования? Как мы жили все то время, в течение которых наш прежний Бог не то ушел, не то отрекся от нас, не то умер? Каков наш ответ? Может быть, таков:

Я  не  читал – я  ЖИЛ  тогда  с  Тобою…
Я  рядом  шёл,  не  видим  никому,
Я  был  тринадцатым,  был  миром,  был  судьбою,
Я  рядом  был,  когда  вели  в  тюрьму…

Я  не  забуду,  как,  кривясь  брезгливо,
Роняя  капли,  руки  умывал
Пилат,  как  дёргалась  глумливо
Щека  Каиафы... Шел и узнавал 

И  пыль  Голгофы,  и  прощанье,  и  распятье,
И  общий  грех,  безумный  и  больной,
Лежит  на  мне,  как  вечное  проклятье,
И  нет  мне  мира… Нет  Тебя  со  мной,

И  нет  мне  места  в  храме,  и  причастье
Не  принять  мне,  и  по  святым  местам
Мне  не  ходить,  и  все  мои  злосчастья
Мне  не  избыть… Возможно,  где-то  ТАМ,

Когда-нибудь… Как  много  в  нашем  свете
Несущих  крест  в  себе… Они  молчат,
Уже  не  ждут,  не  верят… Не  в  ответе
Они  за  то, что  бывший  рай  и  ад

Давно  отменены,  закрыты… Если  б  даже
Пришёл  Ты  вновь,  сказав:”Я – города,
Я – Путь  и  Истина, Я – утолитель  жажды,
Я – мир  и  свет,” – поверили  б  тогда?

Боюсь, что  нет… Мы  снова  убегаем –
В  искусство,  вымысел,  иллюзию,  слова,
Бежим  от  жизни,  грезим  новым  раем,
Твердим  про  новые  свободы  и  права…

Вот  слово  истины:  усталый  и  бегущий
Несовершенен;  сладостная  тишь
Не  для  него… Не  ищущий,  не  ждущий
Обманут  будет… От  себя  не  убежишь…

Возможно, именно поэтому Смерть Бога, пусть даже и символическая, никогда не воспринималась Ницше как однозначно положительный фактор для земной жизни.  Без Бога основная система убеждений Западной Европы находилась в опасности. В книге «Сумерки идолов» философ писал:

«Отрекаясь от христианской веры, выдергиваешь этим у себя из-под ног право на христианскую мораль. Последняя отнюдь не понятна сама по себе… Христианство есть система, сообразованное и цельное воззрение на вещи. Если из него выломаешь главное понятие - веру в Бога, то разрушаешь этим также и все остальное».

Думается, что слова Л. Толстого, правда, сказанные о другом человеке, вполне можно отнести и к такой необычной фигуре, которой был Ф. Ницше:

"Он дожил до того трагического момента жизни, когда начиналась борьба между ложью, которая окружала его, и истиною, которую он начинал сознавать. Начинались уже в нем приступы духовного прозрения... Если бы ему суждено было не умереть в муках рождения, а родиться, он бы дал великие поучительные произведения, но и то, что он дал нам в своем процессе рождения, уже многое. Будем же благодарны этому сильному правдивому человеку и за то, что он дал нам».

Мудрость неразумных и безумие мудрых… Прекрасно сказал об этом ап. Павел:
"Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо и иудеи требуют чудес, и еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие".

***

Итак, мы снова сталкиваемся с извечной дихотомией гениальности и безумия, только на этот раз она дополняется куда более сложной проблемой Бога и Человека.Этого вполне достаточно, чтобы поставить перед нашим разумом ряд сложных и крайне болезненных вопросов. Их решение не терпит отлагательств, ибо тезис об отнюдь не внезапном, но крайне быстро нарастающем безумии мира уже не вызывает ни у кого сомнений.

Сегодня у нас еще есть время, чтобы остановиться и понять, что же происходит. А происходит нечто такое, что мы не можем объяснить ни одним из известных нам способов. Беда еще и в том, что множество людей предпочитают вообще не замечать ничего, что не касается их лично. Другие прилагают все силы, чтобы найти истинную причину и устранить ее; третьи радостно приветствуют эту вздымающуюся волну, а четвертые готовы принять гибель мира как должное.

Для кого-то отсутствие способности к суждению и правильному различению (т.е. нежеланию мыслить) - дар божий. Возможно, их жизнь и нелегка, зато проста, понятна и не отягощена «сущностями свыше необходимого». Им не приходится думать о тысячах вещей; в их мире нет Бога, нет религии, философии и психологии. Зато всегда есть здравый смысл и трезвый разум.

Естественно, я не имею в виду явную патологию, о которой надо говорить отдельно. Возможно, жизнь большинства и кажется глупой, но в ней не содержится безумия. Не может она быть и его источником, ибо глупость - это не испорченность. Вот что писал об этом И. Ильин:

«Каждый из нас совершает глупость, если в своих суждениях выходит за рамки личных умственных способностей. Кто из нас не делал в жизни глупостей и не терпел сокрушительных поражений? И что же, мы взялись тут же искоренять, растаптывать нашу собственную глупость? Ничего подобного! В абсолютной глупости дремал мудрый совет, который пришел к нам задним числом. Да, дела на свете обстоят не так, будто глупость сосредоточена в отдельных особях, которые нужно растоптать, а умных поставить править миром.

Ум и глупость всегда относительны и неустойчивы. И научение, истинное научение пролегает через страдание из-за собственных ошибок. Никто не становится умным, не пострадав; никого не научишь на чужом опыте. Мы обязаны всегда предостеречь, но не должны ожидать от этого многого. Терпимость есть лишь сочувствующая доброта».

Совсем иное дело - сознательный отказ не просто от осуждения (не суди да не судим будешь) а от пагубной привычки к непрерывному, нескончаемому суждению. Последняя идет не от разума, а от иллюзии разума. Или ОТЯГОЩЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТОМ. Снова обратимся к И. Ильину.

«Умственный шум присутствует везде, где звук безотносительно мало
значит или вовсе ничего не значит; где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый.

Можно привыкнуть к нему, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего «духовного»; он свободен от всякого «третьего», духовного измерения. Он «говорит», не имея что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум.

При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, вызывает его оттуда, раздражает, связывает, так что он живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Погоди!.. Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»

Однако достижение сначала разумного и ограниченного, а затем и полного ментального молчания - всего лишь шаг в правильном направлении. Ибо еще остается память, остается подсознание, остается активность сновидений, чаще всего весьма тягостных. То, что было и должно исчезнуть, тем не менее продолжает быть… Церковные обряды в виде покаяния, молитвы и отпущения грехов способны существенно помочь в решении этой проблемы. Однако человек по-прежнему остается в жизни, а значит, вынужден подвергаться всем ее влияниям.

Есть ли выход вообще? Есть. Надо, как говорят психологи, «разотождествиться» с собой прошлым и начать отождествлять себя с собой будущим, рождающимся из настоящего. Из его нынешней секунды, минуты, мгновения. А в этой ситуации вы сами становитесь себе хозяином; вам и только вам решать, что вы возьмете с собой, а что нет.

При этом важно помнить, что это «взятое» должно быть с вами здесь и сейчас, а не где-то в «иных мирах». В том числе и в жизни после смерти. Здесь тоже есть серьезная опасность. Вы можете начать «грезить наяву» и полностью потерять связь со всеми видами реальности, кроме реальности виртуальной. Есть и еще множество трудностей, о которых нужно писать отдельную книгу.

Может показаться, что выход за пределы земного и прирастание целыми мирами иного существования значительно усложнят жизнь души и разума. Ведь то, что там живет и пребывает, неизмеримо выше, непонятнее и загадочнее, чем привычная земная жизнь. А еще выше пролегают области, где не говорят о Боге, но живут в Боге; это место, где «обителей» не просто много, но бесчисленно много. Это Поле и Источник, откуда наши души уходят в мир и куда потом возвращаются.

Поэтому и путь наш должен лежать через тишину, молчание и отстраненность. Туда, где совершенны и Слово, и Мудрость, и Дело, и Чувство. Где Знание есть Умение, а последнее всегда разумно и безошибочно. Снова привожу слова человека, которому во всем можно верить.

«Здесь царит дух труда, совершенства и порядка, здесь пролагают главные пути действия сил, правящих миром. Здесь избранные получают сокровенное точное знание, искусность и терпение, точность интуитивного разума, умелые руки и зоркие глаза совершенного мастера. Хозяин этого мира решительный, неутомимый, прилежный и умелый зодчий, организатор, попечитель, мастер, распорядитель и устроитель мироздания.

Когда он берется преобразовывать и воссоздавать природу, ему предстоит нелегкая и кропотливая работа, которая часто кажется от нашего нетерпения медленной и нескончаемой, но в действительности работе его свойственны упорство, всеохватность и безупречность. Ибо воля его добросовестна, неусыпна и неутомима; склонившись над нами, он обращает внимание на каждую мелочь, не упускает ничего, вскрывает самый незначительный изъян, пробел, любое искажение или несовершенство, точно оценивает и взвешивает все, что уже сделано и что еще в дальнейшем предстоит исполнить.

После того как его работа окончена, оказывается, что не забыта ни единая деталь, не упущена, не утеряна, не оставлена в незавершенном виде; все сделано основательно, аккуратно и достойно восхищения. Все то, что лишено полного совершенства, не может быть ему в радость, и он готов трудиться вечность ради того, чтобы довести творение до совершенства.

Потому из всех Могуществ именно он более всего проявляет долготерпение по отношению к человеку и к его многочисленным недостаткам. В нужде он - забота, в беде - друг, надежный и спокойный советник и наставник. В нем находит завершение, обретая полноту, работа остальных Могуществ; поскольку именно он возводит материальную основу, прорабатывает детали, воздвигает и выковывает крепость опоры». (Шри Ауробиндо).

Что скажет на это человек «земной разумный»? В лучшем случае,покачает головой, промолчит или улыбнется. А потом снова вернется туда, где каждый видит свое и говорит о своем. Психологи о бессознательном, биологи о стайном и  стадном, политологи о глобализации, марксисты о классовой борьбе, экономисты о реалиях постиндустриального общества, демагоги и либералы о свободе, а священнослужители - о трагедии отпадения от Бога. Искусство уже не говорит и даже не кричит - оно бьется в судорогах и конвульсиях. Наука… А что наука… Она продолжает работать на уничтожение и разрушение, несмотря на категорическое нежелание это делать.

В качестве виновного, как и всегда, выступает либо само человечество, «безумное от века», либо внеземные космические факторы, либо некие надразумные «враждебные силы», либо законы эволюции с их неотвратимым чередованием циклов созидания и разрушения.

Однако к огромной, почти запредельной истине того, что «БОГ УМЕР», этого  страшного пророчества ХХ века, редко кто рискует даже приближаться… А ведь именно с этого и начиналась история христианской цивилизации. И точно так же, как и сейчас, в умершем Боге - Иисусе Христе – кто-то видел пророка, кто-то - возмутителя спокойствия, кто-то угрозу царскому трону и лишь единицы - ЕДИНИЦЫ! - знали, ЧТО произошло на самом деле.

А произошел великий парадокс - для не признавших Распятого Бога Он никогда не умирал, ибо не имел быть; но и для признавших и принявших не умирал тоже! Ибо суть и истина были не в том, что БОГ УМЕР, а в том, что Он воскрес. ИЛИ НЕ УМИРАЛ ВООБЩЕ.

На самом же деле в Боге умер прежний человек, но и то лишь для того, чтобы не умирать, КАК УМИРАЛИ ТЫСЯЧИ И ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО НЕГО… Не умирал и Бог Отец, Бог Ветхого Завета. Не умирал и не собирается «уходить туда, куда уходят боги». Иначе не сказал бы: «Я  вёл вас, когда вы родились, и Я поведу вас, когда вы состаритесь, Я же буду вести вас, когда волосы ваши поседеют, ибо Я создал вас и Я вас спасу». То же самое повторил и другой Бог - Бог Сын: «се, Я с вами во все дни до скончания века». (Мф. 28:20)

ПОЭТОМУ БОГИ НЕ УМИРАЮТ. УМИРАЕТ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК. ДА И ТО ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО НЕ НАУЧИЛСЯ ЖИТЬ.

И все-таки, что же есть в человеке такого, что позволяет сосуществовать в нем разумному и безумному, прекрасному и уродливому, созидательному и разрушительному? И что означает для него уход и отречение от Бога? Почему для кого-то это отречение ничего не значит, а для другого оборачивается безумием и истинной смертью?Вот что говорит об этом философ и психолог А. Скляр:

«Если заглянуть вглубь древних религиозных и духовных традиций человечества, то под многочисленными внешними различиями обнаружится ключевое откровение, с которым согласны большинство религий и традиций. Термины, используемые для его описаний, разнятся, однако все религии указывают на одну фундаментальную истину, заключающуюся в следующем осознании:

Даже в «нормальном» состоянии ума большинства людей наблюдается ярко выраженный элемент дисфункции и даже безумия.

Согласно христианским учениям, нормальным коллективным состоянием человечества является состояние «первородного греха». Понимание и толкование этого понятия были сильно искажены. Жить греховно значит жить слепо и неумело, а потому страдать и причинять страдания другим. Очищенный от своего культурного багажа и ложных толкований, этот термин опять-таки указывает на присущую человеческому сознанию дисфункцию.

Некоторые учения, лежащие в основе индуизма, ближе всего подошли к пониманию этой психической реальности как формы коллективного психического недуга. Они называют её майей, иллюзией, завесой заблуждения.

Буддизм использует другие термины. Будда учит, что в своём нормальном состоянии человеческий ум порождает дуккху, что можно перевести как «страдание, неудовлетворенность» или просто «несчастье». Будда считает её характерной особенностью человеческого состояния. Куда бы вы ни шли, что бы вы ни делали, говорит Будда, вы везде будете сталкиваться с дуккхой. Рано или поздно дуккха проявится в любой ситуации как в отдельном человеке, так и во всем человеческом сообществе.

Когда в людях начинают преобладать стадные инстинкты, все их действия
направлены на разрушение. В толпе стираются социальные запреты и дух (инстинкт) смерти вырывается наружу. Малейшее пререкание немедленно вызывает агрессию, препятствие — ярость. Наиболее легко подхватываются идеи о несправедливости, мести и разрушении. Толпа легко находит для себя врагов и объединяется против них. Чувство «мы» усиливает ощущение общности, при этом массам присущ нарциссизм — «мы» идеальны и правы во всем, а виноваты во всем «они».

А когда есть только «мы» — не может быть персональной ответственности, никто ни в чем не виноват. Использование психологии толпы и стадного инстинкта лежит в основе всех без исключения «оранжевых революций» и «внезапного безумия» общества и государства. Оно лишь кажется стихийным и необъяснимым, на самом же деле тщательно и умело готовится.

Утрата своего «Я», с одной стороны, приводит к регрессу на низший уровень развития, с другой — дает человеку ощущение неопределенной силы, которое позволяет ему снять запреты со стремления к удовлетворению тех подсознательных желаний, которые ему приходилось долгое время подавлять. .

Большая часть человеческой истории состоит из коллективных проявлений безумия, лежащего в основе состояния людей. Во многом это история безумства. Если бы история человечества была историей болезни какого-то отдельного человека, ему бы пришлось поставить следующий диагноз: хронический параноидальный бред и патологическая склонность к убийствам и актам запредельного насилия; крайняя жестокость в отношении «ближних», кажущихся «врагами» – проекция его собственной неосознанности во внешний мир. Это хронический больной с преступными наклонностями и редкими проблесками сознания.

Страх, жадность и жажда власти – вот те психологические силы, которые плодят не только войны и насилие между нациями, племенами, религиями и идеологиями, но и непрерывные конфликты в отношениях между людьми. Они искажают наше восприятие себя и окружающих. Они вынуждают  превратно истолковывать любую ситуацию, что ведёт к неверным действиям, с помощью которых мы пытаемся избавиться от страха и утолить свою потребность иметь больше – эту бездонную яму, которую никак нельзя наполнить.

Невозможно стать хорошим, стараясь казаться  хорошим – для этого нужно найти в себе то хорошее, что в вас уже есть, и позволить ему проявиться. Человеческое сознание можно радикально трансформировать. В учениях индуизма (а иногда и в буддизме) такую трансформацию называют просветлением. В учениях Иисуса это спасение, в буддизме – конец страданий. Термины «освобождение» и «пробуждение» также описывают эту трансформацию.

И тогда единственным путем спасения человечества становится не искусство, наука или техника, а осознание им своего безумия. Многие от начала века говорили именно об этом, но мир еще не готов был их услышать. На протяжении всей истории существовали отдельные люди, пережившие сдвиг в сознании и увидевшие в себе то, на что указывают все религии, а после использовавшие понятийный аппарат своих религий для описания этой пока недоступной истины..

Выйти из радикального кризиса, который угрожает самому нашему существованию, – вот сложнейшая задача, стоящая сегодня перед человечеством. Патология эгоистической стадии развития разума, выявленная более двух с половиной тысяч лет назад древними учителями мудрости и усиленная в наши дни наукой и техникой, впервые реально угрожает выживанию планеты.

До недавнего времени трансформация человеческого сознания, на которую также указывали древние учителя, была всего лишь возможностью, реализованной кое-где отдельными людьми независимо от их культурной или религиозной принадлежности. Повсеместного цветения человеческого сознания не случилось, потому что в нём ещё не было острой нужды.

Значительная часть населения Земли вскоре поймёт (если уже не поняла), что человечество стоит перед суровым выбором: развиваться или погибнуть. У пока ещё сравнительно небольшого, но быстро растущего числа людей уже разрушаются старые умственные структуры и формируется новое измерение сознания.

Сегодня нарождается не новая система убеждений, не религия, не духовная идеология и не мифология. Мы приближаемся к такому моменту, когда исчезнут не только мифологии, но и все идеологии и системы убеждений. Эти изменения происходят глубже уровня мышления, глубже любых интеллектуальных построений.

Фактически ядром нового сознания является выход за рамки разума, реанимированная способность подниматься над мыслью и осознавать внутри себя измерение, бесконечно более просторное, чем прежнее.»

Однако то, что для философской и религиозной мысли востока было давно понятно и реально, ввергло мир запада в глубокий культурный и интеллектуальный шок. Однако время лечит, и о человеке по имени Ф. Ницше достаточно быстро забыли. И напрасно. Потому что фраза «БОГ УМЕР» превратилась в лозунг всемирной пошлости, агрессивного, невежественного и торжествующего мещанства,  выступающего сегодня под именем «западной демократии».

Именно она стала той новой религией, в которой Богу не осталось места.
Не стоит винить простых обывателей за то, они убили Его (в душах и умах своих); не стоит винить и Церковь. Потому что и безумный, орущий, сверкающий «неземным» светом, продающий все и покупающий все мегаполис, и опустошенный, холодный и пустой храм - всего лишь места, где есть поругание и распятие, но нет Воскресения.

Значит ли это, что Безумие Мира наступает только тогда, когда человек отворачивается от Бога, а Бог от человека? Ведь не зря говорится: «Свято место пусто не бывает», или проще: «Природа не терпит пустоты». Это «пустое» как раз образуется там, откуда уходит святость. И лишь потом «пустое» неизбежно заполняется самым темным и невежественным содержимым.

Зачастую причиной такого «наполнения» является поспешная и неразумная секуляризация (т.е. изъятие чего-либо из религиозного, духовного ведения и передача ведению светскому и гражданскому ). Вот вам пример - всем известное четверостишие из стихотворения Ж.П. Беранже «Безумцы» в переводе В. Курочкина.

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

А вот то, что за ним следует, я никогда и нигде не встречал:

По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет;
Нам безумец дал Новый завет,
Ибо этот безумец был богом.

 Если б завтра земли нашей путь
 Осветить наше солнце забыло -
 Завтра целый бы мир осветила
 Мысль безумца какого-нибудь!

Вы заметили, как невероятно все изменилось! И какая огромная разница между началом и завершением! Примерно такое же различие между обычным бытовым умом и высоким разумом. В последний уже вошла высочайшая идея; он уже не может от нее отказаться, не может ни отвергнуть, ни опровергнуть. Потому что это не просто мысль банальная; это касание Духа, неожиданно распахнувшая новые пути всему безнадежно запутавшемуся или уставшему. Точно так же и прозрения  Ф. Ницше, отразившиеся в словах:

"ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ ДОЛЖНО НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ  БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ, НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ ЧЕЛОВЕК, ВО ВСЕМ ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАШЕЛ СЕЙЧАС Я.

И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ ЧТО ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО.

ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА, И МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ, ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ. МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ МИНУТЫ.

НО НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ. МГНОВЕНИЕ НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ. МАЛЕЙШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ, И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.

ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СБЛИЖЕНИЯ МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ. В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ.

Я ПЫТАЛСЯ ОТРИЦАТЬ ВСЕ, НО, УВЫ! КАК ЛЕГКО РАЗРУШАТЬ И КАК ТРУДНО СОЗИДАТЬ!"

Сказанное может быть понято совсем по-другому. Знающий человек сразу поймет, КУДА попал  знаменитый  философ  и  КТО говорил с ним. Имя этого – МАЙЯ, НАВАЖДЕНИЕ, Истина - бессмысленное Колесо Сансары, конечная цель - самоугасание в нирване.

Время для Ницше - не вечный  поток сознания и не непрерывно разворачивающийся процесс рождения Бытия, а УЖАС НЕПРЕРЫВНОГО ПОВТОРЕНИЯ. Не Кала - дух времени, не Брахман во второй своей ипостаси и не Кали – госпожа времени, которая сплетает и расплетает ткань бесчисленных эпох; не Кали как циклическое время ощущения природы, трансцендентной по отношению к короткой человеческой жизни, без пульсирующего движения которой все существование недвижимо и подобно мертвецу. Не  Кали-Время, созидательница и хранительница вечного порядка времени, и не  Кали –  воплощение сознательной силы времени как основы всеобщей  эволюции.

Очень похожее откровение мы находим в творчестве Шарля Бодлера, тоже незаурядного мыслителя:

Бесплодна и горька
Наука вечных странствий.
Сегодня как вчера,
До гробовой доски,

Все наше же лицо
Встречает нас в пространстве -
Оазис ужаса
В песчанности тоски…

«Если так, то всякая надежда должна быть отвергнута, и мы должны определенно установить себе, что никакая небесная жизнь не встретит нас и что в будущем нас не ждет никакое утешение. Мы только тени слепой однообразной природы, мы пленники минуты».

Нет, НЕ ТАК. Не тени и не пленники. И встречать нас есть кому. Как и провожать.

«Через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всем похожий на меня, полное воплощение меня, сидя в тени этой скалы, найдет в своем уме ту же мысль, которую нашел сейчас я».

И снова НЕ ТАК. Полное воплощение «меня» невозможно в принципе и абсолютно бессмысленно. Да, я постоянно нахожу и воспринимаю не только мысли, но и целые миры НЕ моего существования и НЕ моего времени. Однако меня это не смущает, а бесконечно радует. И мне не важно, родилась ли эта мысль во мне именно сейчас или когда-то, моя она или принадлежит другому. Потому что теперь это НАШЕ. Как и все вопросы, которые задавались до меня, мною и будут задаваться после меня. Как и ответы, получаемые человеком от начала времен.

Как-то систематизировать это можно и нести в себе как некое огромное «МЫ» тоже можно. Однако подробно изложить все от «альфы до омеги» не под силу никому, да и нет в том особого смысла. Потому что и вопросы, и ответы должны  войти в вас как основания для строительства совершенно особого мира и стать началом бесконечного восхождения. В конечном итоге, важно не то, что сказал тот-то и тот-то, а то, что вы сами выберите и что решите с ним сделать. Необходимость этого выбора абсолютна и неотвратима. Человек, совершающий его, каждый раз вынужден говорить себе:

«Мир меняется непрерывно. В ходе его изменений становится иным все, к чему я могу прикоснуться, о чем подумать, что представить, что предвидеть, следовательно, становлюсь иным  и я. Следовательно, любое старое беременно новым, и задача лишь в том, чтобы это новое увидеть».

Или набраться мужества и сказать: нет, это «старое» настолько обветшало и прохудилось, что ни на что не годно. Затем вспомнить о том, что: «Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. Но никто, познавший вкус старого вина, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше».

Однако и старое было молодым, и молодое когда-то станет старым. И не всегда старое лучше нового, а новое хуже старого. Потому что вино, старое оно или новое, все равно остается вином, пока будет жить «идея вина». Однако и за ней есть нечто еще более высокое - идея лозы и виноградника, а также того, кто дал этой лозе жизнь. Следовательно, в непрерывно развертывающемся процессе бытия есть не просто островки относительного покоя и благоденствия, но и целые материки, дрейфующие в океане жизни.

Вечное во временном, конечное в бесконечном, приходящее в уходящем. Или наоборот -  временное в вечном, бесконечное в конечном, уходящее в приходящем. Это вечное движение остановить невозможно; следовательно, у нас только два пути - остановиться вне движения либо влиться в него, став им самим. Не объектом, на которое воздействует множество разнонаправленных сил, а силой, которая сама определяет направление и скорость собственного развития.

К великому сожалению, возможности нашего разума существенно ограничены. Нельзя сказать, что он «по роду своему» исповедует стабильность, консерватизм и отрицание любых перемен. Нет, им движет стремление к равновесию, он желает  выстроить в себе и вокруг себя такую систему, которая бы с минимальными затратами смогла просуществовать как можно дольше. Однако такая разумная осторожность приводит к нарастанию в ней энтропии и неминуемому распаду. Вот и получается, что для сохранения «ума» ему надо «с ума сойти». А это опасно и остальными «умами» категорически не приветствуется.

Простой пример. Обыкновенный, не очень развитый и малообразованный человек  попадает под власть постоянно внушаемого ему лозунга «Бог есть любовь». Никто не ставит целью объяснить ему всю чрезвычайно сложную  и неоднозначную истину этого понятия; ему достаточно одного - НАДО ЛЮБИТЬ. «Да нет ничего проще! Я сам (сама) любил (любила) сотни раз…»

Вот он и начинает ЛЮБИТЬ… Всех и всё подряд без малейшего различения земного и небесного, грешного и праведного. Дальше - больше. Он говорит себе: «Я принял крещение и теперь я - сын Божий. Иисус уже искупил мои грехи, он любит меня таким, каков я есть. Так зачем же мне меняться, стремиться к какому-то непонятному совершенству, бороться с грехами и темными внушениями? Достаточно покаяния и исповеди - и все можно начинать сначала».

Про слова «Не каждый повторяющий «Господи, Господи» войдет в царствие небесное», «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам», «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?», - он ничего не знает, да и говорить их ему бесполезно.

Люди во все времена желали ясности, определенности и конкретики. Все религии в определенной степени дают это. Они путем долгих поисков и споров вырабатывают некий всеобщий идеал, призванный примирить все стороны. Требования к нему самые высокие - он должен быть понятен и близок как избранным, так и всем остальным.

В реальности же между «готовыми» и «неготовыми» лежит глубокая пропасть, преодолеть которую не удавалось никогда. Не удается и теперь. Потому и говорят о «голове Церкви» и «теле Церкви».

Духовность - это  нечто иное. Религия – один из ее краеугольных камней, форма, структура; сама же суть ее всегда остается недораскрытой, недоговоренной, загадочной и влекущей. В ней всегда есть некая тайна, манящая неопределенность, надежда и обещание.

Религия - это всеобщность, соборность, единение; духовность же, наоборот, дело глубоко личное, индивидуальное - это пространство, где душа встречается с личным божеством - Другом, Учителем, Наставником, Руководителем.
Это Бог, который никогда и никуда не уходит, «праздник, который всегда с тобой».

Лишь часть человека и часть мира человеческого может уйти от Него, и то на время. Не зря же было сказано: «Я вёл вас, когда вы родились, и Я поведу вас, когда вы состаритесь, Я же буду вести вас, когда волосы ваши поседеют, ибо Я создал вас и Я вас спасу», а через несколько столетий повторено Воскресшим:  «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20

Так что можете не беспокоиться - даже если человек расстается с телом, силой жизни и даром разума, его душа знает, куда ей идти. Ибо она - единственное в человеке, что не принадлежит ему полностью и окончательно. И она действительно бессмертна… Однако ее еще предстоит родить, воспитать и вырастить. С чего же начинать? Да с чего угодно… Хотя бы с этой рекомендации:

«В стремлении к совершенству мы можем начать с любой области нашего бытия, и тогда мы должны использовать, по крайней мере вначале, средства и процессы, соответствующие нашему выбору.

В ходе духовной эволюции духовный и психический, даже витальный и физический процессы приобретают абсолютный поворот и более высокое развитие, чем в обычной материальной жизни.

Как правило, для этого нужна предварительная подготовка ума, жизни и тела, чтобы сделать их пригодными к восприятию духовной  истины, энергии, а также организации совершенно нового личного существования.

Совсем необязательно вести жизнь отшельника – достаточно просто научиться жить внутри, в своем внутреннем существе, а не в поверхностном сознании, суметь отыскать свою душу, или истинное «Я», скрываемое силами внешнего ума и жизни, и раскрыть свое существо сверхсознательной реальности. Но преуспеть в этом человек может только в том случае, если он совершенно искренен и целеустремлен в своем поиске». (Шри Ауробиндо)

Возможно, это не совсем понятно. Тогда приведу более простой пример - болезнь. Начинать надо с признания того, тело - сложнейшая общность, в которой телесное неразрывно связано с витальным, эмоциональным, разумным и духовным, а также со всей суммой социального. Даже если брать тело изолированно от всего другого, то вы быстро поймете: лечить только какую-то его часть или орган бесполезно. Точно так же неоднороден и наш разум.

Болезнь всегда находит самое слабое звено и именно там начинается смятение, сомнение, неуверенность и прочие неприятные вещи. Все приходит в беспорядок, но всегда находится тот, кто берет командование в свои руки. Обычно это разум, но гораздо лучше, если это будут душа и дух.

То же самое происходит и в процессе духовной эволюции. Вначале вы обустраиваетесь в реальности физической, разумной и социальной. Затем поднимаетесь в сферу религиозного сознания, знакомитесь с его законами,  богами, силами и присутствиями. Ничто не мешает вам остаться там навечно или предпринять очередное «паломничество на Землю». Затем вас может привлечь Высокое Небо, и тогда у вас появятся совсем иные Учителя и иные Цели.

Уверяю - никто и нигде не будет удерживать вас насильно. Потому что вы в своем праве и в своем законе. Религия в этом плане - неизбежный и необходимый этап обучения и роста. Она обладает своей истиной, но над ней всегда есть истина еще более высокая.

Только не торопитесь, а то неизбежно запутаетесь. Как это случилось с  человеком по имени Фридрих Ницше, взвалившим  на свои плечи непомерную тяжесть, не будучи к ней готовым…

***