Плазмоид Игоря Растеряева

Стефан Эвксинский Криптоклассик
Разумеется,  надо бы говорить о гении Игоря Растеряева о даре, о таланте,  полученном этим замечательным человеком от Господа,  о нишах,  оставшихся от ушедших писателей-почвенников, режиссера Балобанова,  какие он заполнил стихами и песнями,   но…  Мы о Медведицкой аномальной зоне.  К числу необъяснимых явлений тех краев принадлежит и любимый народом, несравненный певец и гармонист, мыслитель, художник и миротворец Растеряев.  Аномальные свойства Медведицкой гряды вне всякого сомнения каким-то непостижимым образом оказались реализованы в его творчестве. 
Однажды, лет 25 тому назад, мне довелось беседовать с известным писателем Задорновым, - Царство ему Небесное! До того, в выступлении на концерте, Задорнов обмолвился,  что ему довелось по странствовать по стране, включая Восточную и Западную Сибирь, Дальний Восток Сахалин и Курилы.  Я заметил ему: Бердяев утверждал, что бескрайние Российские просторы подавляют русского человека, парализуют его волю.
- Абсолютно неверно! - вскричал писатель - Это кабинетная философия! Измышлять такое можно, только валяясь на диване своего кабинета, понятия не имея ни о бескрайних просторах тайги, степей и гор, ни о русских людях.  Простор нужен русскому человеку.  Простор не лишает, а наоборот предает ему сил! 
Одной из форм видения мира в масштабе планеты стал открытый художником Петровым-Водкиным принцип планетарности.


Планетарность, столь же  очевидна в песнях Растеряева, сколь она очевидна в картинах Петрова-Водкина или в поэзии Велимира Хлебникова. В них дыхание Космоса. 
Песни Растеряева охватывают масштаб континентов, и  даже всего северного полушария планеты.  От северо-запада Волгоградской области, до Камчатки, Аляски и Курил, (Ермак),  от  Урала до городка Вашингтон (Плясовая).   
В первой песне – перемещение во времени, правда, с указанием автором на собственное воображение, как на средство художественного маневра. Восхищает не только песнь о походе удальцов, казаков батьки Ермака, но и плавный, и одновременно лихой переходом из эпохи в эпоху,  с возвращением обратно, в степную залитую южным солнцем пустошь настоящего, впрочем, почему-то уже не такого грустного как в начале.
Не сказывается ли здесь животворное обаяние просторов огромного Евразийского материка от Дона до Камчатки?
 «Георгиевская ленточка», еще более аномальна, и потому гениальна.   
Вспомним, другие признанные и даже гениальные произведения, посвященные Великой Отечественной Войне, где живые общаются и или пытаются общаться с погибшими. 

…Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,-
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал...

Михаил Васильевич Исаковский. «Враги сожгли родную хату».

Действительность во всей ее полноте, как она есть. Живой обращается к ушедшей, к той, кто уже никогда ему не ответит. В том и трагедия солдата. О том же у Владимира Семеновича Высоцкого:

Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

У Растеряева же все наоборот. Как и в «Ермаке» все начинается вроде бы вполне реалистично, буднично: поездка в  ленинградской электричке, рядом такая же пассажирка – девочка с прекрасными глазами.
Мысли автора об исторической  памяти о войне, о блокаде.  Но один лишь взгляд за окно вагона и начинается мистика, и уже без ссылок на поэтическое воображение.
И уже не живые зовут погибших, а погибшие живых,  сначала шорохами недомолвками, чудными огоньками по болотам, а затем криком во весь голос. Непогребенные солдаты зовут живых будто живые  молодые бойцы. Фабульная аномалия.
Далее полная фантасмагория. Действительность взорвана и, заметьте, перевернута .   
А под утро всё взревёт, полетит куда-то
И попрёт на пулемёт в штыковую с матом.
И деревья все вверх дном: ввысь растут коренья
В этом славном боевом месте преступления…
Происходит то, чему невозможно найти объяснения.  И именно эта фантасмагория, это столкновение лицом к лицу с неведомым и гарантирует успех песни. Мы не обходим молчанием содержательную суть песен Растеряева, - вне любви к своему Отечеству и своему народу не было бы никаких песен.
 Мы сосредоточены на том, что бы понять, чем достиг такой  поразительной художественной силы и, как следствие, такого успеха у зрителей и слушателей поэт, композитор и певец  Игорь Растеряев.
Суть в том, что он аномален. Как аномальны земли бассейна Восточного притока Дона - вольной Медведицы, где, как известно, часто наблюдают шаровые молнии. В сущности Растеряев и явился шаровой молнией пролетевшей сквозь культурное пространство России, едва задев формат СМИ, изрядно пораженный паршой вестернизационного агитпропа.   
Неслучайно Растеряева влечет к таинственным местам: на Камчатку, к великому геологическому разлому, на русский Север, к низовьям Северной Двины, к берегам Белого моря, с его таинственными каменными лабиринтами.  Так же к местам разлома тянуло и  Александра Васильевича Суворова, просившего матушку-императрицу, когда полководца до невозможности заедали придворные интриганы, отправить его «в экспедицию на Камчатку, в Мекку, Мадагаскар или Японь».