14. Есть ли Бог любовь?

Фокас Владимир
Недавно довелось мне прочесть такую притчу. Сидят на вершине горы Афон два монаха и любуются окрестностями. Потом один заплакали сказал:«Только Тот, кто есть Величайшая Красота, мог создать такую красоту. Только Величайший мог сотворить такое величие, такой покой, такую гармонию. Только Тот, кто есть величайший порядок и закон, мог так правильно все устроить… Второй помолчал, а потом добавил: «И еще Величайшая Любовь».

Кто бы спорил… Все правильно и все на своих местах. Однако спорят… Долго и ожесточенно. Нас же будет интересовать лишь одна составляющая из этого списка превосходных качеств Всевышнего - Любовь. В притче она упомянута последней, однако так, что становится как бы основным и завершающим звеном. Т.е. есть ВСЕ, над которыми стоит самое главное - «и еще».

Как и почему это произошло? Почему ЛЮБОВЬ, а не закон, справедливость, милосердие, всеблагость, красота, гармония, всемогущество? Подтверждают ли это все остальные религии и духовные школы или постулат БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ присущ только для христианству, и особенно для православному? Сразу хочется оговорить следующее. 

Первое. Все составляющие этой тройной истины представляют собой не только классические неопределенные понятия, но и понятия многомерные. Далее. Только правильно определив и познав каждую из них, мы сможем понять и целое. Итак, Аз Есмь, Бог, Любовь. Или несколько проще: Аз Есмь Бог Любящий.

Второе. Одно из основных свойств человеческого разума есть изощренность. Она же способна произвести практически бесконечное число моделей частного решения «задачи трех тел», особенно в условиях принципиальной неопределенности.

Третье. При такой ситуации однозначного решения не существует, особенно в бинарной (двухполюсной) системе да-нет. То есть нашей целью должно быть не доказательство тезиса или его опровержение, а нечто иное. Например, мы вполне можем определить, какое место занимает ЛЮБОВЬ в человеческом мире и для чего  существует вообще.

***

Все, что было сказано и написано о ней, сформировало особую вселенную, не  поддающуюся никакой регламентации и никакому измерению. И свобода в ней тоже особая - свобода не как путь долгого и мучительного освобождения, а как особого (возможно, изначального) состояния Бытия. Ее невозможно не только как-то локализовать в количественном и качественном выражении, но и учесть как сумму всего пережитого, прочувствованного и сохраненного в памяти человечества. Здесь мы вправе говорить о всеобщности, надвременности и универсальности. Некоторые исследователи добавляют к ним и надразумность, однако далеко не исчерпывающуюся лишь чувственным и эмоциональным.

В то же время любой человек, серьезно изучающий эту проблему, достаточно быстро поймет, что человечество за многие тысячелетия так и не смогло дать полного, исчерпывающего, этически и эстетически безупречного и всех устраивающего определения. То есть имеется нечто объективно существующее, однако могущее быть воспринято и реализовано только субъективно.

Нельзя не заметить, что именно эти параметры –всеобщность, надвременность, надразумность, несказуемость, свобода, объективность и субъективность самым  непосредственным образом относятся как к Любви, так и к Богу. И отсюда возникает саамы трудный и во многом болезненный для нас вопрос: вправе ли мы говорить о любви как особом космическом феномене или это чисто наше, человеческое и земное изобретение?

В литературном наследии любого народа нет ничего прекраснее, возвышеннее и романтичнее, чем мифы и предания о любви. Особенно интересна в этом смысле мифология индийская. Герои ее не просто проходят различные испытания, несущие им либо гибель, либо долгую совместную жизнь и процветание. Нет, их любовные отношения – сложное и многогранное искусство, требующее постоянного обучения, помогающее и мужчине, и женщине достигать в паре высочайшего уровня духовного развития.

Создается впечатление, что сама индийская жизнь и культура буквально выросли из любви, ей подчинено все  и все стремится быть выражено через нее. Самым удивительным образом сформировалась вертикаль земное-небесное, где любовь божественная, как и божественные любящие, никоим образом не отрываются от земного и ни в малейшей степени ей не противоречат.

Можно упомянуть о принципе Ишвара-Шакти, Сите и Раме, Радхе и Кришне, Вишну и Лакшми и многих других. На Западе существует свой собственный пантеон, куда входят Ромео и Джульетта, Клеопатра и Марк Антоний, Ланселот и Гиневра, Тристан и Изольда, Парис и Елена, Одиссей и Пенелопа и множество других достойных персонажей.

В индуистской религии существует красивый миф о происхождении любви. Изначально было сверхсущество – Пуруша, которое не знало страха, жадности, страсти и желания что-либо делать, поскольку Вселенная уже была совершенной. И тогда, создатель Брахма вынул свой божественный меч, разделив Пурушу пополам. Небеса отделились от земли, тьма от света, жизнь от смерти, а мужчина от женщины. С тех пор все разделенное стремится к воссоединению. Самым же лучшим, если не единственным средством для этого является любовь.

Как же сохранить живительное пламя любви? Древние мудрецы Индии уделяли большое внимание данному вопросу, признавая силу романтики и интимной близости в стимуляции эмоций. Однако самый главный вопрос для них был: что стоит за страстью? Как использовать опьяняющую силу притяжения, чтобы создать счастье, которое сохранится даже после угасания первоначального пламени?

Философы проповедовали, что любовь состоит из ряда этапов. Первые её фазы вовсе не обязательно должны уйти по мере того, как человек становится более просветлённым. Однако долгое пребывание на начальных ступенях непременно влекут за собой печаль и разочарование.Важно преодолевать восхождение по лестнице любви. В Х1Х веке индийский мыслитель Свами Вивекананда сказал: «Если человек желает развиваться, он должен любить. Переставая любить, он умирает».

Итак, пять этапов любви с точки зрения индуизма:

1.«Кама», страсть и чувственные желания.

Стремление к слиянию выражается через физическое влечение, или Каму. С технической точки зрения, Кама означает «стремление ощущать объекты», однако обычно под ней понимается «сексуальное желание».

2.«Shringara», блаженная интимность.

Секс без истинной близости и взаимообмена опустошает обоих. Именно поэтому индийские философы уделяли особое значение эмоциональной составляющей. Они придумали богатый словарь слов, которые выражают мириады настроений и эмоций, связанных с близостью.

Из такого «винегрета» чувств рождается shringara, или романтика. Помимо эротического наслаждения, влюблённые обмениваются тайнами и мечтами, ласково обращаются друг к другу и дарят необычные подарки. Это символизирует отношения божественной пары Радхи и Кришны, чьи романтические приключения представлены в индийских танцах, музыке, театре и поэзии.

3.«Maitri» или великодушное сострадание.

С точки зрения индийских философов, «Любовь – это выбор самого человека. Перестаньте ждать любви, найдите её в себе». «Простейшие акты доброты являют собой более мощную силу, чем тысячи голов, склонившиеся в молитве», - говорил Махатма Ганди.

Сострадание является наипростейшим проявлением любви, которую мы чувствуем по отношению к своим детям или домашним животным. Оно связано с
«matru-prema» - санскритский термин для материнской любви, которая считается самой безусловной её формой. Maitri символизирует нежную материнскую любовь, но выражаемую по отношению ко всем живым существам, не только к своему биологическому ребёнку. Сострадание к посторонним людям не всегда приходит естественно. В буддийской и индуистской практике существует медитация, во время которой развивается способность желать счастья всем живым существам.

4. «Бхакти», влюбленная  преданность.

Сострадание – важный этап, но он не является ни последним, ни завершающим. За пределами личностной и межличностной пребывает любовь надличностная, при которой чувство вырастает и обращается ко всему сущему. Это то, что мы понимаем как любовь ко всему сотворенному или любовь к миру.

Путь к такому состоянию называется «бхакти-йога», которая означает культивирование личности через любовь к Богу. Для нерелигиозных людей бхакти может быть сосредоточено не на Боге, но на доброте, справедливости, милосердии, истине и так далее.

5. «Атма-Према», духовная безусловная любовь.

До данного этапа каждая из стадий любви была направлена во внешний, окружающий человека мир. Теперь же мы видим себя в других и видим других в себе. «Река, которая течёт в вас, так же течёт и во мне», - сказал индийский  поэт Кабир. Достигая Атма-премы, мы приходим к пониманию: все мы – проявления одной жизни.

Атма-Према приходит с осознанием того, что за пределами наших личных восприятий и представлений о мире, за нашим именем и личной историей, за пределами нашей короткой жизни мы – нечто совсем иное. Мы-дети Всевышнего, дети Бога. Когда мы любим мир в себе, себя в мире и других в себе и мире, наша  любовь становится безграничной и  безусловной.

Все это прекрасно, однако в западной религиозной сфере ничего этого практически не существует. Там есть лишь одно- Любовь к Богу, и только одно понимание жизни - жизни духовной. Все физическое существование есть существование «тварное»; отсюда и человек НЕ ЕСТЬ СЫН БОЖИЙ. ОН- РАБ БОЖИЙ,  НОСИТЕЛЬ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА, СОТВОРЕННАЯ ТВАРЬ, НЕ МОГУЩАЯ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ НИКАКОЙ ЧИСТОТЫ И СОВЕРШЕСТВА.

Встречаясь с подобным, мы всегда должны отдавать себе отчет: таково это и именно это учение. Именно оно так представляет себе наш мир и такова его система представлений. Поэтому сначала вера и учение, а потом уже Бог.

Восток изначально представлял это иначе- сначала Бог, а потом уже все остальное. Сначала познание, а потом любовь. Ибо невозможно полюбить того, чего не знаешь и не понимаешь.

Однако мы всегда имеем возможность обратиться к первоисточникам, хотя и их правота может быть подвергнута сомнению. Вот цитата из Иоанна:«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

Итак, не сама истина, а дух ее; тайная составляющая, «которую мир не может принять, потому что не видит ее и не знает ее».Над скрытым смыслом этой фразы думали очень и очень многие. И мнений было немало. Среди них было и такое:  Дух Истины есть любовь, в то время как Истина есть сам Бог.

Любовь эта многократно отражается во всех человеческих делах и всех человеческих существованиях, в разных формах и проявлениях - и истинных, и искаженных, и временных и постоянных. И ничто не может быть исключено или подвергнуто запрету и анафеме, все служит источником и началом для другого, и каждая ступень должна стать продолжением предыдущей. 

Поэтому«плодитесь и размножайтесь и наполняйте собой Землю» не менее важно и истинно, чем «возлюбите ближнего своего как самого себя» или
««возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим».

И не надо думать, что призыв «плодиться и размножаться» не содержит в себе любви и прекрасно без нее обходится. В подтверждение сказанного приведу цитату:«Ничто сущностное не должно быть исключено из всеобщности земной трансформации, и даже материя может быть превращена в средство откровения духовной реальности Божественного.

Трудность здесь двойная, психологическая и телесная: первая - это воздействие несовершенной животной природы на жизнь, особенно через грубые инстинкты, импульсы и желания; вторая есть результат нашей телесной структуры и органического механизма, накладывающего свои ограничения на динамизм Божественной природы.

Некоторые из импульсов и инстинктов были признаны духовными искателями особенно вредными и существенно склонили чашу весов в пользу отрицания тела и всемерной борьбы с ним.Это естественно и неизбежно во всех аскетических практиках, и удовлетворение такого условия хотя поначалу и нелегко, со временем становится вполне возможным. Управление (но не устранение) желательно для всех духовных искателей. Это положение следует признать и не уменьшать его важности и принципиальности.

Таким образом, признание физической любви, или любви тела, кроме грубого потворства его импульсу, не может быть исключено из Божественной жизни на Земле. Она есть, играет важную роль и ее нельзя просто игнорировать, подавлять или гнать с глаз долой.

Прежде всего, в одном из своих аспектов это Космический, Божественный принцип. Он принимает духовную форму Ишвары и Шакти, и без него не могло бы быть никакого взаимодействии Духа и Природы. В своем человеческом действии на ментальном и витальном уровне физическая близость есть такой принцип, который содержит свои благородные аспекты и идеалы.

Однако всякое грубое потворство желаниям и импульсам должно быть устранено, оно может сохраняться только среди тех, кто еще не готов к высокой ментальной или духовной жизни.

У всех, кто стремится к физической любви, но еще не может принять полностью, она  должна быть очищена, подчинена духовному или психическому импульсу, быть под контролем высокого ума и ощутить прикосновение чистоты идеала. Все формы Любви не взойдут на более высокие уровни, пока не реализуют свою высшую природу, не превратятся в универсальную Любовь и не вольются в Любовь Божественную.

Отношения мужчины и женщины должны возвыситься, потому что все, что может почувствовать прикосновение идеального и духовного, должно следовать путем восхождения, пока не достигнет Божественной Реальности. Тело и его действия должны быть приняты как часть Божественной жизни и подчиниться ее закону». (Шри Ауробиндо - «Супраментальные проявления на Земле»).

Здесь нет ничего принципиально нового; с большинством этих положений готово согласиться и интеллектуальное, и религиозное знание. Однако теперь нам предстоит вернуться к началу начал и попробовать определить, была ли любовь изначально или появилась в ходе развития и взросления жизни.

***

Прежде всего, не будем забывать,что мы говорим в первую очередь о системе представлений, космогонической мифологии, которая отражена в человеческой памяти. Однако здесь есть и  нечто иное, никак не могущее быть объяснено через мифологическое сознание и позволяющее высказаться в пользу гипотезы  палеоконтакта, инженерно-генетического и даже внеземного происхождения человека. В  этом смысле даже такой феномен, как Любовь, может иметь вполне реальное происхождение.

Второе. До сих пор не имеет надежного объяснения достаточно быстрый переход от  политеизма к монотеизму, позволивший устранить множество переходных зон от  Бога к человеку. Однако и в первом, и втором случае  имеет место  некое  Первосущество,  подобное Пуруше в индуизме или Паньгу в китайской мифологии. Второй вариант- пара. Например,  Ахура Мазда и Ангра-Майнью, Ен и Омэль,
Кугу-Юмо и Йын… В Библии это Адам и Ева, Коране - Адам и Хавва.

Принципиальным отличием ислама от христианства является учение об отсутствии первородного греха. Человек слаб не вследствие грехопадения, но потому, что он – лишь творение. Остается неясным, почему другие творения Аллаха не являются  «слабыми». Либо слабость человека - это слабость кажущаяся.

Согласно Корану, человек был сотворен после возникновения материального мира, а также после создания ангелов и джиннов. По воле Аллаха ангелы должны были склониться перед Адамом, ибо в нем присутствовал Божественный дух. Существует и другая версия данного предания. Согласно этой точке зрения, Аллах открыл Адаму имена всех вещей, а ангелы, не сумев назвать эти имена, склонились перед человеком. Признать главенство человека на земле отказался только Иблис, за что и был низвергнут с небес.

Эта короткая реминисценция позволяет нам задать простой и в то же время очень сложный вопрос: если Адама и Еву соединила воля Создателя, то что соединяло их самих? Вряд ли здесь приходится говорить о любви и весьма проблематично- о любви как следствия грехопадения. Нет у нас оснований говорить и о любви Создателя к сотворенным им человеческим существам.

Так, например, с точки зрения ислама, Аллах управляет не только космическими ритмами, но и делами человеческими. Однако все его деяния своенравны и, в конечном счете, произвольны, так как зависят только от его решения. Аллах волен поступать как угодно и противоречить даже себе самому.То же самое можно сказать и о Боге Ветхого Завета. Здесь впору говорить не о любви, а о  «страхе Божьем».

«12. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
13 И сказал [Господь] Бог : конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.»

Даже после  окончания Великого Потопа решение Бога более напоминает не акт любви, а волевое рассудочное действие. Однако это действие очень эмоционально окрашенное, почти «человеческое». Это переживание, в котором можно усмотреть даже некое чувство вины.Вот послушайте:

12. И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами:
13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
15. И Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
И сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:  впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Именно отсюда родилось такое понятие, как Улыбка Бога. Не забыто оно и сегодня. Правда, переселилось в мир детский:

«От улыбки станет всем теплей.
От улыбки в небе радуга проснется;
Поделись улыбкою своей,
И она еще не раз к тебе вернется».

А вот следующая заповедь явно рождению любви не способствует:

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];
и да страшатся и трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они.»

Так и хочется поправить:«И да полюбят вас звери земные, и птицы небесные, и рыбы, и все, что движется на земле. И вы любите их как самих себя».

Большинство  проходят эту науку любви в мире детства. В  мире же взрослом о любви говорили очень и очень много. Однако после прихода в мир Иисуса все резко и внезапно изменилось. Любовь перестала быть тем, чем была, и стала тем, чем никогда не была. Впервые заговорил об этом ап. Павел.

Это оказалось очень и очень нелегким делом. Библеисты говорят, что он использует не менее десяти  «конструкций», связывающих любовь и искупительную жертву Христа, то есть смотрит на Смерть и Любовь то с одной, то с другой стороны, открывая их различные грани. Сложность оказалась еще и вот в чем. Возьмем формулу, предложенная ап. Павлом:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает,хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Предпримем очень простое действие: заменим определение «любовь» на другое и посмотрим, что из этого получится. В качестве же «другого» изберем самые высокие проявления человеческого ума и сердца - веру, надежду, доблесть, отвагу, милосердие, сострадание, преданность, истину. А в самом конце определим Бога.

Тогда окажется, что «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». Просто Любовь оказалась сотканной  из самой лучшей пряжи, которая только есть в мироздании. Сотканная не искусственно, но с величайшим искусством и пониманием; сотканная навечно и предназначенная не только для «сынов человеческих.

Что же до Бога… Он может ждать в конце этого нелегкого пути и может начинаться с него. И тогда тезис «Бог есть Любовь» становится куда более понятным. И не только понятным, но и приемлемым для каждого человека, независимо от его вероисповедания. Вот что говорит об этом Иоанн Богослов:

«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».

ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА… Это чрезвычайно сложная тема, требующая самого серьезного отношения как к основному христианскому догмату и как к определенной космической  и вселенской реальности.

Во времена ап. Павла считалось, что возможность воскресения коренится не в общем исцелении человеческой природы, а исключительно в любви Божией, которая уже сейчас преображает человека, и потом вызовет к новой жизни тех, кто был верен Христу. С другой стороны, воскресение мертвых можно понимать как проявление Жизни Вечной, т.е. как закон природы, реализуемый Отцом Небесным.

Тем не менее, люди воскресают не потому, что таковы законы жизни, а потому, что таков промысел Божий о каждом из них. Идея о том, что каким-то образом, благодаря Смерти и Воскресению Христову, автоматически исцеляется человеческая природа всех людей мира - это красивая идея, но она пока не может быть ни  доказана, ни опровергнута…

Иисус много раз говорил о предстоящей смерти; доказывать это какими-то цитатами не имеет смысла. Гораздо важнее Его слова:«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для искупления многих».

Обратим внимание на  последнее слово этой цитаты: многих. В древнееврейском «многие» означает неисчислимо большое количество. То есть слова, что Христос отдает Себя на Смерть для искупления многих, означают, что это Спасение адресовано не только сынам Израиля, но и всему человечеству, и, возможно, здесь есть намек на многие поколения людей, которые будут жить на Земле после этих событий.

Теперь обратимся к самому важному для любого христианина документу- Символу Веры.

ВЕРУЮ:

В единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого  же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

И воскресшего  в третий день, согласно Писанию.

И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых. и жизни будущего века.

О любви здесь нет ни слова. Как, впрочем, нет ее и среди десяти Имен Бога Каббалы. Нет. Особой заслугой Павла является то, что он одновременно смог увидеть и оценить и любовь, и жертву, и воскрешение. Однако начинает он с последнего:

«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес и мертвых, то как некоторые из нас говорят, что нет воскресения мертвых?Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша».

Вера выходит на первое место; без нее все теряет смысл. Обратим внимание и на еще один, очень важный момент- слово «проповедуется». Проповедь же суть  выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.

В Символе Веры ничего не говориться ни о грехопадении, ни о первородном грехе. Однако они там незримо присутствуют и самым тесным образом связаны с искупительной жертвой и спасением людей. Во времена Павла присутствовало глубокое убеждение о том, что именно грехопадение привело смерть в мир. Однако современное богословие смотрит на эту проблему гораздо шире:

«Если же рискнуть на новую интерпретацию, которая бы учла результаты современных научных изысканий, согласно которым человек безусловно смертен, то можно было бы сказать: если бы грехопадение не считалось абсолютным и неопровержимым фактом, то смерть не пугала бы человека и переживалась бы им как спокойный, закономерный и надежный переход сотворенного существа в Царствие Божье». (Штубенраух Б.).

И вот здесь Любовь снова выходит на первое место. Она выше греха и жертвы. Она не искупление, а Путь к нему; Она- ТА, КОТОРАЯ СПАСЕТ МИР.И все же  самые возвышенные строки о любви (или Гимн Любви) принадлежат апостолу Павлу. К нему хочется обращаться вновь и вновь, и не просто перечитывая- но и пытаясь постичь его сокровенный смысл.

 «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том  никакой пользы».

Первое, что сразу становится ясным - гимн этот не имеет никакого отношения к любви земной или любви между мужчиной и женщиной. Как не имеет отношения и к другим понятиям античной философии, потому что последнюю вообще мало интересовал вопрос о том, что такое любовь.

В любви не видели тайны. Она просто есть, как есть космос, боги, люди, животные, растения и многообразные вещи, наполняющие вселенную. Любовь для древних греков не более загадочна, чем все остальное, разве что притягательнее многих иных вещей. Тем не менее они выделяли:

ЭРОС - половую, страстную любовь; одержимость, способную довести до безумия.

ФИЛИЮ – приязнь и влечение (но не зависимость!) к самым разнообразным вещам. Это любовь к родителям, детям, любовь к родине, любовь к товарищам и так называемый «мягкий эрос» (дружба), и любовь к познанию, музыке, поэзии и прочее.

АГАПЭ – еще более мягкаялюбовь-забота, жертвенная, милосердная и терпеливая  к  ближнему.

СТОРГЕ – любовь-привязанность, особенно семейная.

Многие древнегреческие философы опирались на понятие любви для объяснения порядка и строения космоса, а также возникновения жизни. Это человеческое чувство и влечение переносилось греками на весь мир, принимало вид безличной силы, существующей самостоятельно. 

Так вот, то, что имеет в виду Павел - это не эрос, не филия, не агапе и не сторге. Это и не безликая космическая сила, и не сила персонифицированная, представленная богами и богинями античного пантеона. Та Любовь, о которой говорил апостол - это единственная, самая главная ценность человеческого существования, без которого оно теряет всяческий смысл. Это особое отношение к Богу, личное и безличное одновременно.

В то же время постоянный рефрен «НО ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ» - уже не намек, а прямое указание на ИСТОЧНИК ЭТОЙ ЛЮБВИ. Но уже не двойственный, а тройственный по своей сути. Это и БОГ, и то, что в Нем, и то, что исходит от Него.

Возможно, это то, что в более поздние времена будет обозначено как ФИЛИОКВЕ -
христианский догмат, интерпретирующий Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Кем чувствовал себя сам Павел? Трудно сказать… Возможно,сыном, на которого и была обращена эта невероятная ЛЮБОВЬ.

Пытаясь проникнуть в столь далекие времена и постигнуть великие тайны прошлого, мы постоянно забываем об одном: наш менталитет принципиально отличается  от того, которым был тысячи лет назад. Мы не можем так мыслить, чувствовать, воспринимать, переживать и действовать или могут это лишь немногие. Ибо, как утверждает современное богословие, «человечество настолько же обнищало духом, насколько приросло ложными ценностями и лживыми обещаниями».

Любовь- это не эмоция, не чувство, не страсть, не влечение и не болезнь разума, как многие считают сегодня; не невроз зависимости, в котором одна сторона  требует беспрекословного подчинения, а вторая всегда готова к этому. Не думая, не рассуждая, не подвергая никакой критике положение, в которое она попала.

Истинная ЛЮБОВЬ ЖЕРТВЕННА, но НЕ ЕСТЬ ЖЕРТВА. И готова «положить душу свою за друзей своих» не ради «искупления грехов», не ради победы над смертью, а ВО ИМЯ ТОРЖЕСТВА ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.

Нас призывают постоянно работать со святыми книгами - спокойно, вдумчиво, неторопливо. Не запрещается задавать вопросы и высказывать собственное мнение. Даже в чем-либо сомневаться. Последнее же почти всегда исходит от недостатка знаний или неумения ими пользоваться. Всегда надо помнить и о том, что через эти книги с нами говорит не только Создатель, но и великое множество людей, хотя бы раз державших их в руках своих. Их не только подсчитать, но и просто  представить себе невозможно…

В христианском богословии, как католическом, так и православном, существует догмат, обращаются  которому достаточно редко. Поэтому он не так «затерт до дыр» и «заговорен до полусмерти», как пресловутое «Бог есть любовь». Зато  мы часто видим, как в выступлениях священнослужителей различных уровней  прорываются неуместные в данном случае  эмоции, как часто звучат слова:

«Как можно было распять такого прекрасного человека, чистого, безгрешного, ни в чем не повинного… И не просто человека, но Сына Божьего!!!  И как могли ученики его, смеющие говорить о своей любви к Нему…» Далее следуют слезы…

Вполне понятно и все-таки недостойно. Потому что это РАСПЯТИЕ - не просто не ново, но и привычно в самом ужасающем смысле этого слова. Сколько миллионов было их, этих  безвинно убитых, преданных, обманутых, брошенных в горнило крови и боли, сколько обезглавленных, распятых, сожженных заживо… Сколько детей так и не увидело свет, сколько так и не выросло, сколько женщин было побито каменьями, сколько матерей лишились мужей, а дети - отцов… И разве не убивали богов и сыновей богов?

ВОТ ОНА, ТА САМАЯ, ПЕРЕПОЛНЕННАЯ ДО КРАЕВ СТРАШНАЯ ЧАША, КОТОРУЮ ПРЕДСТОЯЛО ИСПИТЬ ИИСУСУ…

Перед ней сократовская чаша с цикутой ничто… И все это безвременно погибшее, страдающее, искалеченное, но никак не могущее умереть окончательно, приходило к Мессии днем и ночью, и звало, и просило, и умоляло: СПАСИ, ВЫВЕДИ, ЗАЩИТИ… ПРОСТИ… ПОКАРАЙ ВСЕ ЗЛО ЗЕМЛИ НА СУДЕ ПРАВЕДНОМ… Вся боль мира вошла в Него и стала Им. И тогда Он пообещал:

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны  жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас.

И  сказал еще: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40)

Однако одного обещание было мало… И Иисус предпринимает нисхождение в ад…
Можно ли это назвать жертвой? Искуплением? Долгом? Нравственным императивом? Неизвестно. Поскольку сам Иисус ничего не рассказывал об этом. (Считается, что Христос  предпринял это нисхождение на второй день после распятия, будучи в духовном теле) . Много позже появляется короткое упоминание этого эпизода у св. Петра:«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом».

Мнения о том, вывел ли Иисус из преисподней только ветхозаветных пророков и Адама с Евой, предоставив оставшихся своей судьбе, до сих пор расходятся. Большинство  же считают, что уходя оттуда, он не затворил за собой дверь, дав пребывающим во тьме не только свет и надежду, но и указав путь.

Можно ли это назвать это проявлением любви, или делом любви, или величием любви, победой любви и величием духа? Некоторые предпочитают понимать этот подвиг  не в буквальном, а в метафорическом смысле; другие продолжают делить все человечество исключительно на грешников и праведников. Место первых - в аду, вторых - в раю. И никаких исключений…

Жизнь вообще странная вещь. А мир – это тысячи и тысячи одновременно звучащих голосов. И требуется немалое усилие, чтобы «подняться наверх» и открыть, что в этой удивительной «тишине» постоянно звучат почти прозрачные, чистые, светлые и любящие голоса, которые обращены к человеку.

Иногда это советы, иногда подсказки, слова утешения или одобрения, а иногда и исповеди… Остается только «взять их в себя»… А потом, спустя много лет, столкнуться с ними же, но сказанными совсем другому человеку задолго до тебя. Со мной подобное случалось неоднократно. И сейчас мне хочется представить вам одно из подобных откровений…

И  не  спасти,  и  не  помочь... До  срока
Избыл  цветок  и  песнь  свою,  и  свет...
Но  я  рванулся  вниз  в  объятья  рока,
Презрев  законы,  отменив  чужой  запрет,

И  руки  опустил,  рыча  от  боли,
В  костер  пылающего  Черного  Огня,
Чтоб  вновь  спасти  от  смерти,  от  неволи…
Кричал  и  корчился,  и  в  черном  лике  дня

Перебирал  сгоревшими  руками
Золу  и  пепел,  чтобы  отыскать
Святой  Огонь,  негаснущее  пламя,
Которым  ты  хотел — и  должен! — стать...

И  я  нашел... В  обугленных  ладонях
Держал,  и  дул,  и  пламя  умножал,
И  песню  пел  о  пропасти  и  конях,
И  не  спешить  их  снова  умолял,

И  взял  в  себя... И  сердце  от  ожога
Остановилось,  дернулось,  — и  вновь
Забилось  ровно... Новая  дорога
Легла  сквозь  это  пламя,  боль  и  кровь...

Ты  спрашивал: «Учитель,  я  был  болен?..»
А  я  молчал,  не  в  силах  рассказать,
Что  нет,  не  болен... Это  я  был  болен,
А  ты  почти  что  умер... Но  опять

Живешь. И  долго  знать  не  будешь,
Что  это  я — родил  и  согрешил,
Но  я  же  спас... И  скоро  позабудешь
Избытый  грех... И  я  про  то  забыл,

Что  грех  Отца  теперь  лежит  на  Сыне,
Забыл  про  то,  что  руки  у  меня
Теперь  уже  не  те — они  отныне
Черны  по  локоть  от  того  Огня,
Что  чуть  не  сжег...

Через много лет у Иоанна Дамаскина я читаю следующее: «Обожженная душа Иисуса Христа сходит в ад, чтобы, подобно тому, как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому, как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для не уверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду».

Прочитав ЭТО, я надолго потерял дар речи… И если это тоже была ЛЮБОВЬ, то никакие слова в мире не смогут передать всего ее величия и всей ее силы… Происходит ли и сегодня ее бесконечное нисхождение или оно на время прекратилось? Того я не знаю. Однако отчетливо осознаю: миллионы людей на земле ежедневно «нисходят в ад» ради спасения ближнего своего и самой жизни на земле. Как в переносном, так и самом прямом смысле слова.

Также считаю: к словам Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», - следует добавить: мы знаем о Нем столь ничтожно мало, что знание наше подобно малому ручейку, вливающемуся в бесконечный океан.

Так что же есть Бог и что же есть Любовь Божественная? Почему грязь и хула не прилипают к ней, шрамы не уродуют, а крест не унижает? Может быть, потому, что она - один из высших способов существования бытия, одна из важнейших частей всеобщей реальности, удивительный космический феномен, дар Создателя всему живому?

И когда мы произносим: «Божественная Любовь», «Бог есть Любовь», «Любовь спасет мир», - мы по сути пытаемся сформулировать некий высший закон, до понимания которого еще не доросли. Хотя хоть кое-что понять смогли. Например, эти слова:«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». А вот это пытаемся понять до сих пор: «Христианская любовь дается человеку свыше. Ее невозможно пережить в полной мере без непосредственного участия Иисуса Христа».

Поэтому говорить о любви нам так трудно… Умом мы понимаем: Бог Отец и Бог Сын единосущны, однако Отец есть отец и Сын есть сын. Поэтому и крест наш, и испытание наше - постоянно разрываться между одним и другим, между любовью к Отцу и любовью к Сыну,тройственной правдой Единого и их непостижимой единой Истиной.…

Поэтому мы готовы допустить: Бог как Любовь мог появиться в мире только тогда, когда  в мир пришел Иисус. Когда «так возлюбил  Бог мир, что отдал Сына своего единородного…» Другие говорят: нет, Бог только тогда смог стать Отцом, когда  заболел Идеей Человека. Это и стало Началом.

"Я знал тебя задолго до того, как сотворил во чреве материнском; тебя знал и тебя узнал до рожденья твоего. И   пророком для народа Я избрал". (Книга пророка Иеремии).

Любовь пришла потом…

Конечно, на языке Библии ныне никто не говорит. Однако  некоторые способны слышать и готовы принять услышанное,хотя и в современной интерпретации. Например,  услышать такое:

«Ты мне давно известен и интересен, а я тебе ОЧЕНЬ ДАЖЕ ХОРОШО ЗНАКОМ. Ведь я был с тобой и всю эту твою жизнь, и задолго до твоего нынешнего рождения. Я помню и знаю даже то, что ты напрочь забыл. Во мне же всё это продолжает жить, и умирать не собирается. Вот почему мне столь важно не только «прослушивать» вашу жизнь, но и участвовать в ней в полном объеме. Если вы согласитесь принять меня в вашу жизнь, моя работа станет намного эффективней, хотя и во много раз труднее».

Или такое:

«Я  часто  звал,  но  ты,  увы,  не  слышал;
Я  только  знал,  а  ты  имел  права;
Я  был  с  тобой,  но  повеленьем  свыше
Грехи  твои,  болезни  и  слова

В  душе  Моей  кричали  и  болели,
И  паутиной  каменных  морщин
Ложились  на  лицо  и  жили  в  теле,
Но  Я  терпел... Ты  дожил до  седин...

Я  был  твоей  свечой  у  изголовья,
Твоей  иконой,  стражем  у  дверей,
Хранителем  душевного  здоровья
И  кораблем  таинственных  морей,

Я  словом  был,  и  верой,  и  надеждой,
И  тем  путем,  который  ты  дарил
Не  мне — ТОМУ, КОТОРЫЙ  ПРЕЖДЕ,
И снова не Меня благодарил…

Итак, богопознание  как переживание объективной реальности особого рода… Современная, особенно трансперсональная психология проявляет к этой теме явно повышенный интерес. Не только потому, то переживание является особой формой прямого восприятия мира, но и потому, что на сегодня это почти единственный путь и уникальная возможность выхода за пределы как сферы разумного, так и сферы чувственного. Любовь здесь не исключение.  Хочу  поделиться  примером  из  собственного   опыта. 

«Я  ощущал  себя  именно  как  «Я»,  но  этот  «Я»  не  был  ни  телом,  ни  каким-либо  «уплотнением»  и,  безусловно,  не  был  бестелесной  мыслью.  Движение  ощущалось  не  как  перемещение  между  объектами,  а  как-то  иначе.

Пространство  не  имело  границ;  оно  концентрировалось  вокруг  меня  и  было  удивительно  глубокого  янтарно-золотистого  цвета - и  слегка  мерцало...  Мне  показалось,  что  оно  так  «дышит».

Постепенно  в  нем  начали  формироваться  разные  по  величине  и  окраске  сферические  уплотнения,  окруженные  более  тонким  свечением.  Затем  буквально  в  одно  мгновение  поток  этого  тонкого  золотистого  света  «вошел  в  меня»  и  «стал  мной».  СУТЬЮ  его  была  ЛЮБОВЬ...  Никакое  другое  определение  здесь  не  подходит.   Ничего  подобного  в  реальной  жизни  не  существует  и  существовать  не  может...

Еще  миг – и  я  почувствовал,  что  это – не  просто  любовь,  а  ЛЮБОВЬ  КО  МНЕ...  Настолько  огромная,  чистая,  бескорыстная  и  всеобъемлющая,  что  не  могла  быть  полностью  вмещена  никем  и  ничем... Я  ощущал  ее  как  незаслуженную,  я  не  понимал,  как  кто-то  или  что-то  могло  ТАК  любить  меня,  эту  маленькую  и  ничтожную  пылинку  жизни...

Потом  самый  большой  «шар»,  или  «сгусток»,  поплыл  ко  мне,  а  за  ним  ощутимо  «побежали»  огоньки  поменьше,  и  я  вдруг  понял  еще  одно:  ждали  не  кого-то,  а  ИМЕННО  МЕНЯ,  ждали  бесконечно  давно... Их  радости  не  было  предела...

Потом  у  главного  «Огня»  как  бы  выросли  «руки»,  и  я  ощутил  себя  на  этих  «руках»... Они  прижали  меня  к  себе  и  почти  вобрали  в  себя,   но  при  этом  я  не  исчез  и  не  растворился...

Завершающим  было  ощущение  огромного  и  бесконечного  СЧАСТЬЯ... Такого,  которое  человеческое  сознание  вынести  не  в  силах...

Потом  «Я»  куда-то  исчез... Исчез  и  этот  невероятный  золотой  мир,  и  эта  ЛЮБОВЬ,  и  это  СЧАСТЬЕ. Осталась  серая,  банальная  и  плоская  РЕАЛЬНОСТЬ... Оба  мира  не  воспринимались  мной  как  иллюзорные – просто  было  ЭТО  и  ТО  существование,  и  оба  были  абсолютно  настоящими  и  реальными...»

Сейчас мне не хочется обсуждать, что это было. Трансперсональный феномен, гипнагогическое (просоночное) состояние, галлюцинация либо что-либо иное. Знаю лишь одно: это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛА ЛЮБОВЬ. Такая, о которой мы «здесь» можем только мечтать. Как я смог понять это, хотя никогда ни с чем подобным в жизни не встречался? НЕ ЗНАЮ. Однако ни малейших сомнений в абсолютной реальности этого переживания у меня нет и никогда не было.

Возможно, потому, что оно шло не через разум и не им интерпретировалось.  Или потому, что законы разумной и духовной жизни существенно различаются. И, когда разум начинает рассуждать о любви (даже божественной), ничего хорошего от этого не происходит. Приходится прибегать к юмору или иронии. Или сказать так, как сделал это А. Чехов:"До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что "тайна сия велика есть".

Однако религия ни к юмору, ни к иронии не склонна. Мир слишком сложная вещь для шуток и легкомысленного к нему отношения. Он никогда не стоит на месте, и когда приходит время, перемены становятся неотвратимыми. Проходят века, и веру, любовь, церковь, богоискательство и богоборчество, первородный грех и грех нынешний, искупительную жертву Бога Сына и самого человека снова надо объединять в единое целое. Но при этом необходимо было сначала разделить их и чем-то пожертвовать, отказавшись от одного и приобретя взамен другое.

Впервые начал делать это Мартин Лютер, устроивший в христианском мире настоящую духовную революцию. Он поставил во главу угла индивидуальную, личную веру и противопоставил её выполнению церковных обрядов (по Лютеру, самое важное – чтобы Бог был в сердце).

Человек может спасти свою душу только посредством веры, которая непосредственно даруется Богом без помощи церкви. «Вера всегда есть дар Божий». «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, кроме самого себя», – таковы были положения нового учения.

Тезисы Лютера о спасении или оправдании силою «одной только веры» стали основным постулатом протестантизма. Он пришел к отрицанию папства, духовной иерархии, целибата и даже монашества как учреждения, извратившего первоначальный дух христианства. Восстав против монашеской жизни и оправдав тем самым свой индивидуальный бунт, Лютер нарушил баланс сил, долгие годы удерживаемый отцами Церкви.

Лютер взорвал также и спасительное равновесие между догматом, традицией и откровением, которое было достигнуто в средневековой теологии. Тем самым он совершил доселе неслыханный переворот в христианском сознании.

С этого времени основные постулаты символа веры не раз подвергались пересмотру и попыткам новой реформации уже в среде самой реформации. В первую очередь это относится к междоминационному движению евангельских христиан в протестантских конфессиях.

Евангельские христиане верят, что спасение человека возможно только через его личную веру в Иисуса Христа. Они подчёркивают, что принадлежность к какой-либо религиозной организации или регулярное участие в её Таинствах не спасают в отсутствие личной веры человека.

Считается также, что никакие добрые дела без веры во Христа не обеспечивают спасение души. Евангельские христиане верят, что рождение свыше является обязательным условием для обретения спасения. Под «рождением свыше» подразумевается особое духовное переживание при обращении к Богу, возрождение мёртвого духа человека.

При рождении свыше человек переживает покаяние (раскаяние в прежнем греховном образе жизни) и радость от осознания, что его грехи прощены благодаря жертве Иисуса Христа. Рождение свыше сопровождается отказом от греховного образа в жизни в дальнейшем.

Евангельские христиане считают, что христианство первых веков было евангельским, поскольку основывалось на учении Христа. Однако, под влиянием человеческого предания, Церковь отклонилась от евангельского пути, что повлекло за собой чудовищные ошибки прошлого (сращивание с государством, религиозные войны, инквизицию и т. п.). Тем не менее,  во все времена встречались люди и общины христиан, исповедовавшие схожее с ними учение как строящееся непосредственно на Евангелии.

В мире сегодняшнем поиски религиозной и духовной  истины не только не прекратились, но и приобрели небывалый ранее размах. Даже самое главное: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную», - подвергаются самому тщательному и беспристрастному исследованию и анализу.

У скептического современного разума все здесь вызывает сомнение - и любовь Бога к миру, и (с точки зрения здравого смысла) совершенно бессмысленная жертва, и возможность искупления, и жизнь вечная. Причем это не грубое атеистическое отрицание от невежества, не позиция агностика, убежденного в принципиальной непознаваемости мира, не стоицизм как философия долга, судьбы и этического совершенства, не философский и научный позитивизм.

Скорее, это хроническое страдание разделенного в себе существа, страстно желающего найти опору в жизни и обрести правильную веру; это то, ЧТО ХОЧЕТ, НО НЕ МОЖЕТ ИЛИ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО НИЧУТЬ НЕ ЛУЧШЕ.Поэтому ХХ1 век будет веком нового поиска. Очень сложного, неровного, неоднозначного; поиска на грани истерики и тяжелых духовных кризисов. Уже сейчас это видно совершенно отчетливо.

О том, как сегодня чувствуют, говорят, понимают, во что верят и что проповедуют, можно написать сотни исследований. О многих концепциях и «новых откровениях» говорить не хочется, настолько они неумелы, примитивны, поверхностны, а иногда и просто вульгарны. Чего там только нет… И дело здесь не о том, что подобное воспринимается верующими как кощунство и оскорбление религиозного чувства. «Проповеди» подобного рода, собирающие немалые аудитории,  еще и очень опасны.

Не избежала этой участи и Любовь. Давно сказано: «благими намерениями дорога в ад вымощена». Так вот, появилась идея: если вся история разделения имеет в своей основе дихотомию добро-зло, то их надо отменить (?), а взамен возвести на пьедестал любовь. Предположим. А что дальше?

А дальше следует фундаментальный труд по описанию и ранжированию всех, которые только возможны, человеческих эмоций. Затем они выстраиваются в определенном порядке.Те люди, для которых «любовь» имеет наибольшее значение, оказываются на вершине пирамиды, а те, для которых «любовь» ничего не значит, опускаются на самый низ. Причем, кроме как «эмоция», она никак не позиционируется. Она- просто ЛЮБОВЬ. И этого достаточно.

Вот так очень просто, одним мановением руки постулат БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ превращается в ЛЮБОВЬ ЕСТЬ БОГ. Стоит ли говорить, какой это огромный подарок для неразвитого и невежественного большинства! Любите - и вы будете угодны Богу. А ведь идея эта не новая. Индийская Тантра - это тоже про любовь, однако она куда сложнее и труднее для исполнения,потому что она в первую очередь духовное учение.

Ну а далее… Далее следуют привычные утверждения о том, что битва за человека давно проиграна, что Церковь - как католическая, так и православная - предала великое учение, что энергия верующих, собираемая верой и молитвой, идет на поддержку «темных сил» и т.д.,и т.п.

Особо слепые и неразумные готовы утверждать, что христианские таинства и обряды суть магия, колдовство, неизжитое язычество, что Бог никогда не создавал человека; он был «слеплен» некими «темными силами» в тот день, когда Творец отдыхал от трудов праведных. Иисус  не приходил на Землю ни ради ее спасения, ни ради разрушения. Цель его прихода предельно проста и понятна- направить энергии человеческого существования для поддержания жизни некого Высшего Космического Божества.

Я не христианин по своим убеждениям, однако при соприкосновении с подобными «откровениями» меня охватывает непреодолимое отвращение. Настолько все это грязно, мерзко, пошло и убого. И ведь кощунством не назовешь… Слишком мелко и недостойно. И очень обидно за людей, готовых слушать подобное и следовать за подобным.

Примеров таких можно привести множество. Вот идет трансляция весьма уважаемой передачи. За столом известные, остепененные и убеленные сединами мэтры. И вот звучит: «Частная собственность - это святое. Без этого понимания мы никогда не сдвинемся с места». И непонятно, как объяснить этим людям, что СВЯТЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО СВЯТОЕ…

А вот фраза из труда весьма известного религиоведа: «Ислам весьма специфичная религия, поскольку он сформирован из ряда других вероучений, одного истинного – христианства, и двух ложных – иудаизма и языческих религий Аравийского полуострова. Поэтому в исламе можно найти как верные, так и ложные утверждения, некоторые же положения вероучения ислама являются явно нелепыми».

Чего здесь больше - ретивости прозелита, истинной веры и убежденности в собственной правоте и непогрешимости или элементарного хамства и неуважения к чужому миропониманию? Полного отсутствия того, что именуется религиозной толерантностью?

Что же касается любви, то она давно стала колоссальным и абсолютно безнравственным бизнесом. Доходы от ее продажи во много раз превышают любые военные расходы; она по-прежнему самый ходовой и востребованный товар. И чем больше обесценивается, тем дороже стоит. Именно такую изуродованную, больную и еле живую «любовь» начинают продавать людям с самого раннего детства.

И все для того, чтобы мы окончательно отказали Богу в любви и понимании. Чтобы понять это, не нужно быть верующим и воцерковленным; достаточно простого умения видеть и чувствовать.Иное дело, имеем ли мы право сводить все огромное разнообразие божественных проявлений исключительно к любви. Не обедняем ли мы и себя, и Создателя, выделяя что-то одно и игнорируя все остальное? Здесь мне хочется привести следующее мнение:

«Мы можем говорить о Высочайшем как о математике, который, оперируя числами, выстраивает некую космическую сумму. Или как о Мыслителе, который экспериментально разрешает проблему соотношения начал и баланса сил. Но мы должны видеть в Нем и любящего, и поэта, и музыканта, творящего и всеобщую, и все подчиненные гармонии. Мало видеть его как Творца; необходимо осознать всю Его полноту, понять, что Идеи, Силы, Существования и Начала останутся пустыми формами, если их не наполнят Его Любовь и Радость». (Шри Ауробиндо).

В этом определении есть все… И каждый может выбрать то, что ему ближе всего и нужнее всего. Нужнее всего Любовь? Почему бы и нет… В конце концов, Любовь - это, пожалуй, единственное, что способно победить смерть. Победить и сохранить себя в самых тяжелых условиях. Многие предпочитают говорить о ПАМЯТИ ЛЮБВИ, однако первая всегда вторична по отношению к тому, что ее породило.

Многие воспринимают любовь как Дар Божий и никогда не спутают ее с состоянием влюбленности. Пусть даже и в саму любовь… Никто и никогда не пытался оспорить то, что любить и быть любимым - одна из важнейших человеческих потребностей. Многие считают, что без этого человека нет вообще. Однако ЭТО В ЧЕЛОВЕКЕ И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. А ДЛЯ БОГА?  Наверное, то же самое, если мы творим Его по НАШЕМУ образу и подобию, а не наоборот.

Не следует думать также, что умение любить присуще каждому из нас и является некой  обязательной составляющей частью тела, ума или сердца. Многие проживают всю свою жизнь, так и не узнав, что это такое. Увлечения, взаимные симпатии, взаимное притяжение, взаимопонимание, духовная близость - это встречается достаточно часто и вполне достаточно для обретения жизненного благополучия.

Поэтому мужчинам и женщинам, которых любовь миновала, или в которых она не была вложена изначально, никогда нельзя считать себя людьми глубоко несчастными, неполноценными и ни на что не способными . Осмелюсь утверждать, что любовь (в традиционном ее понимании) отнюдь не высшее предназначение человека и не основная задача каждого приходящего в этот мир.

Есть такое меткое наблюдение: «Лучший брак – это брак по расчету, если расчет сделан  верно». Или так: «Единственно надежный договор - это тот, который свято соблюдается обеими сторонами». А самым Главным Договором, по мнению всех без исключения религий - это договор Бога и Человека; Договор, который пока еще никто не отменял. Поэтому отсутствие любви или неумение любить - далеко не трагедия. В мире есть масса того, что заслуживает ее и нуждается в ней.

Да и ЧТО она есть сама, как не стремление к совершенству? В этом внутреннем движении есть множество путей, кроме любви мужчины и женщины. Но если уж  любовь обретена, то это великий дар в пути бесконечного совершенствования обоих; это то, что пребудет с ними и в горе, и в радости, и в здоровье и болезни; то, что не оставит их до самого последнего вдоха и последует за ними в жизнь вечную.

Любовь не отменяет суровых испытаний и не является стопроцентной гарантией от всевозможных бед, однако она есть Великий Помощник и Учитель. Те, кто прошел этот совместный путь и сохранил ее; те, которые стали Навечно Повенчанными, это люди, о которых вполне можно сказать вслед за Иисусом:

«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы – свет мира. И не может укрыться от света город, стоящий на верху горы.  И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».

Конечно, полюбить сотворенный мир гораздо труднее, чем конкретного человека. Но нет ничего глупее, чем полюбить самого себя, к чему нас настойчиво и недвусмысленно призывают.

Утверждение: «Как ты можешь полюбить других, если не можешь полюбить себя» - это утверждение  лукавое  и опасное. Это ложная интерпретация слов Иисуса: «Если Я сказал вам о земном, а вы не верите, то как поверите, если буду говорить о небесном?»

А вот что говорил по этому поводу Св.Ап. Павел: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, Которого
 видит, как может любить Бога, Которого не видит»?

Если же говорить более современным языком, то следует предположить, что и в мире, и в мирах есть некая Великая Сила, настолько же реальная, могущественная и жизнетворящая,  как материя и энергия. Есть люди, невероятно чувствительные к ней; есть те, кому дано почувствовать лишь ее дыхание и есть те, которые в силу разных причин не способны к ее восприятию.

Само же «вещество любви» невозможно обнаружить иначе как через отношения человека с миром. Никакие самые изощренные анализы, никакое генетическое исследование, никакие психологические тесты не могут доказать и опровергнуть это положение, потому что это не наша тайна, потому что в это надо просто верить, а не бесконечно исследовать и экспериментировать.

И еще одно. То, о чем мы сейчас говорим, призвано решить дилемму: «Сначала вера, а потом Бог», - или наоборот: «Сначала Бог, а потом вера». Во-первых, потому, что Вера и Любовь неотъемлемы друг от друга; во-вторых, потому, что столь же едины Бог и Вера, Бог и Любовь. Здесь нет ни противопоставления, ни противоречия; речь идет лишь о разных путях и первых шагах на них. Кто-то уже рожден с Богом в душе, и ему не надо Его искать. А для кого-то нужен долгий и почти всегда мучительно трудный путь. Ему неизбежно приходится начинать с веры, пусть даже эта вера начинается на разумном и эмоциональном уровне.

Множество раз уже говорилось о том, что в Святых Книгах не бывает ничего случайного и лишнего, есть только понятое и еще непонятое. Поэтому еще раз поразмыслим над Первой Заповедью: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь».

Видите - сердце, душа и разум. Не о чем спорить. А вот что означает «Бога твоего», ИМЕННО ТВОЕГО, думайте сами… Бог есть любовь? Но если в вашем сердце ее не было или в нем воцарилась пустота, а свет превратился во тьму, поверьте, ни Бог, ни Любовь здесь ни при чем.

Сегодня тяжело всем - и юным, и молодым, и пожилым. Особенно последним. Они еще могут прирасти хоть чем-то, но разрушить или перестроить фундамент того мира, который практически сотворил самого этого человека невозможно.

Его вера, что бы он ни говорил о ней, почти всегда будет продуктом разума. Даже интуиция, даже короткие моменты прозрения - все это будет идти через разум. Потому что он принял на веру постулат о том, что вера - это предзнание. И пустился на поиск этого знания. В то время как начинать надо с иного - научиться иначе чувствовать, воспринимать, реагировать. Видеть, слышать, говорить, думать, любить и делать. Потому что вера, как любовь и надежда - это не умственная убежденность, а духовная реальность. Знание-Истина, Знание-Сила…

Однако если мы не хотим окончательно запутаться в хитросплетениях теологии, метафизики, философии, мифологии, психологии и т.д., нам придется вспомнить главный принцип любого поиска: «Не плоди сущностей сверх необходимого». Можно сказать и иначе: «Богу богово, Кесарю кесарево, а Адаму Адамово». Далее все только от вас самих.

***