13. Где искать Бога?

Фокас Владимир
То, что в мире прошлого воспринималось как нормальное, само собой разумеющееся  и не подлежащее сомнению, в мире настоящего выглядит  странным, неприемлемым и даже нелепым. И дело здесь не в том, что изменилось время, общество или сам человек. Изменилось то, что нынче  принято именовать менталитетом. Термин этот возник в исторической науке, однако быстро перешел в сферы социологии, психологии и культурологии.

Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. Это не только «образ мысли», но и образ чувств, это нравственные, духовные и культурные ценности, составляющие основу миропонимания сообщества, отдельного человека и определяющих их действие.

Поэтому столь распространенные ранее вопросы «верите ли вы в Бога», «верите ли вы в загробную жизнь», «кто написал библию», да и просто «вы верующий человек?» - полностью утратили смысл. Они непригодны даже для социологических опросов, не говоря уже о большем. Это непонимание стало источником множества спекуляций, а данные статистики не позволяют судить об истинном положении дел.

В средствах массовой информации проблема «верю-не-верю», «верующий-атеист» подается настолько примитивно и однолинейно, что становится совершенно ясно: участники дискуссии даже не представляют себе всю невероятную сложность и необычность проблемы, о которой берутся судить.

Дело не только в том, что любые слова от частого и тем более неуместного употребления выцветают, теряют силу и утрачивают смысл. Все гораздо сложнее. В ходе эволюции первая сигнальная система (органы чувств) была дополнена второй, т.е. словом и речью.

Качественное отличие второй от первой состоит в том, что слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), отражает не конкретные, а наиболее существенные основные свойства и отношения предметов и явлений.

Именно слово обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности, которое формируется только в процессе общения, т.е. определяется как биологическими, так и культурными и социальными факторами.

Вполне можно сказать, что сфера разума, о которой мы говорили выше, дополнилась миром понятий - особой виртуальной реальностью, несовершенной и опосредованной моделью мира.

Слово перестало быть хранителем знания и стало разменной монетой интеллекта. Говоря о чем-то, мы даже не понимаем, что давно живем не в самом мире, а в представлениях о нем, причем в представлениях самых разнообразных и противоречивых. Эта особенность была открыта достаточно давно, вследствие чего было выделено три типа человеческого мышления.

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит в условных, несколько механических и эмоционально обедненных образах . Однако подобное восприятие нельзя отнести к знаковому или символическому; оно скорее «цифровое», чем «аналоговое».

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, развитая интуиция, богатый внутренний мир, яркость конкретных образов (художники, поэты, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

Средний, или смешанный тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми. У людей с чрезмерным развитием первой сигнальной системы, как правило, слабо развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Однако чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой, также является крайне нежелательным фактором. 

Таким образом, мы совершенно реально имеем два параллельных и значительно несхожих мира. Объединяет их система восприятия, только в первом случае это ЖИВОЙ ОБРАЗ, во втором – его ПОДОБИЕ. Основа первого - СЛОВО в его библейском, религиозном и мистическом смысле, основа второго – ПОНЯТИЕ, МОДЕЛЬ, СХЕМА.  Говоря современным языком, первое стремится к образности, глубине, объему, второе - к цифре, числу и однозначности.

Однако есть и существенное различие. Истинное СЛОВО лишено колебаний, двойственности и противоречия; ПОНЯТИЕ же  почти всегда имеет множество толкований. Чтобы все это было более ясным, приведу общеизвестный пример:

«А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою своею не клянитесь .
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Матф. 5,33-37).

Короче: можно жить по «СЛОВУ и ДУХУ», а можно  «По БУКВЕ И ПОНЯТИЯМ». Все это имеет самое непосредственное отношение к теме нашего разговора. Вот ответьте, почему религия  не смогла доказать существование Бога, а наука это существование опровергнуть?

Неужели могут одновременно сосуществовать две разные истины или мы вообще неправильно сформулировали проблему?  Кто при таком раскладе оказывается в более выгодном положении? Пожалуй, религия. Она основана на ВЕРЕ, а не доказательстве. Ей вообще не надо ничего доказывать. А  вот «наука», отрицающая Бога и Божественное, не может понять простейшей вещи:

НЕЛЬЗЯ ОТРИЦАТЬ И ОДНОВРЕМЕННО ДОКАЗЫВАТЬ, НЕЛЬЗЯ ДОКАЗАТЬ ЛИБО ОПРОВЕРГНУТЬ  СУЩЕСТВОВАНИЕ  НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО. ДОКАЗАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТО, ЧТО ЕСТЬ. И ОПРОВЕРГАТЬ ТОЖЕ.

Об этом писал еще Аристотель в своей «Логике». На самом же деле все куда сложнее. Настолько сложнее, что у нас нет ни знаний, ни нужных слов,
ни подходящих понятий, ни безошибочных формул. Есть только смутное ощущение существования еще одной - третьей - сигнальной системы, которую мы привычно именуем духовностью. Однако и здесь умудряемся понимать и интерпретировать ее совершенно по-разному.

В результате образовалась невероятно сложная система, включающая в себя практически все стороны человеческого существования. И не только человеческого… Мы  вынуждены  видеть три уровня ее проявления - эгоцентрическую (Бог в человеке), социоцентрическую (Бог в в обществе) и космоцентрическую (Бог во вселенной). Все они тесно связаны и не могут существовать одна без другой.

Общепринятое определение религии как «единения человека и Бога» уже несет в себе серьезное противоречие. Предполагается, что мы прекрасно знаем, ЧТО есть «единение», ЧТО есть человек и ЧТО есть Бог, однако это не совсем (или совсем) не так.

Второе. Без утверждения того, что Бог (как Творец) и человек (как сотворенное) связаны настолько крепко, что существовать друг без друга не могут - основа любой религии. Иначе первому некого будет любить и не на кого надеяться, а второму - некого искать и не к кому возвращаться.

И, наконец, третье. Какой смысл возвращаться к исходной точке в том же состоянии и качестве, в котором когда-то из нее вышел? Только для того, чтобы доказать круговорот всего сущего, а затем сказать: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

Ни логика, ни здравый смысл, ни внутреннее чувство целесообразного  с подобным согласиться не могут. Поэтому никогда не отрицали существование разумного, доброго, вечного. Их никогда не смущал сам факт того, что существования малого, «тленного, смертного и временного», непостоянного и непрерывно меняющегося существа может с абсолютной необходимостью сочетаться с бесконечным, бессмертным и неделимым.

Лучшие  представители человечества никогда не путали Божественное с суммой представлений о нем; однако прекрасно понимали, что без этого «отражения» никакой контакт невозможен. Не говоря уже об объединении в одном лице двух сторон природы - божественной и человеческой. Именно для этого и существуют пророчества и откровения. Вот что было сказано еще за 600 лет до р.х.:

 «Где же вы построите дом для Меня и где место покоя Моего, ибо все это соделала рука Моя и все это было.

И до старости вашей Я тот же буду, и Я же носить буду.  Ибо Я создал, и Мне носить, поддерживать и охранять вас».

Одно это короткое высказывание превышает все, что было сказано и написано богословами за многие сотни лет. Потому что это истина, от которой перехватывает дыхание и замирает сердце. Потому что, даже если Бог и не говорил этого, теперь слова Его, переданные через Исайю, неотделимы от Него и всецело принадлежат Ему. Потому что без этого мир не просто опустеет, оскудеет, померкнет - ему просто не для чего будет существовать… Потому что это даже не вера, а нечто такое, что превышает любую веру… Что позволяет безошибочно выделить среди тысяч и тысяч отражений  одно-единственное и истинное…

Приход христианства самым странным образом и упростил, и предельно усложнил проблему воссоединения и достижения единства всех людей «ВО ХРИСТЕ». Однако  Христос - это не имя; скорее титул, понятие, определение. Это Мессия, Помазанник  Божий.

А вот полное определение Иисуса Христа:

Иисус Христос – БОГОЧЕЛОВЕК, Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек,  Сын Божий, воплотившийся ради искупления грехов мира, Спаситель  людей, Мессия (Помазанник); Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

Испокон веков христианская Троица считалась практически непостижимой для человеческого разума. Это то, что должно быть объяснено, но объяснено быть не может. Ни словом, ни образом, ни воображением. Или Троица стала таковой благодаря долгим векам схоластических дискуссий. Вот небольшой пример подобных рассуждений:

«Статусы «человек – не человек» и «Творец – творение (тварь)» находятся в разных измерениях. Мы привыкли считать, что человек обязательно должен быть творением, но это никак не обязательно. Бог-Творец может стать Человеком и при этом никак не стать творением. Понятие «Бог», так и «Творец» – это не сущность, а скорее титул. У человека сущностью является человек, а у Бога сущностью является Дух. Духовная сущность может стать человеком, но при этом это титула-статуса не меняет. Сущность меняется, а титул-статус - нет».

Значительно проще  представить себе ряд последовательных измерений, в которых Бог и Божественное предстают перед нами в разных обликах. Или вспомнить высказывание: «Что касается Иисуса Христа, то, судя по всему, он был именно тем, кем был, т.е. Сыном Божьим».

Может, стоит попробовать решить эту задачу так же, как решалась задача движения трех тел в небесной механике. Или  не теряет надежды быть решенной. Ибо еще в конце Х1Х века Анри Пуанкаре доказал, что существует бесконечно много частных решений этой сложнейшей проблемы. Пытались сделать это и психологи, но столкнулись с несколькими непреодолимыми противоречиями. Цитирую:

«Во-первых, невозможно адекватно выразить через идеи и концепции основополагающий принцип, лежащий в основе личности как таковой. Во-вторых, невозможно сказать что-либо о рассматриваемой личности, что не было бы так или иначе связано с конкретными взглядами по поводу церкви, истории и культуры, которыми обладает человек, предпринимающий это описание.

Поэтому каждый, в конце концов, испытывает сильное искушение заявить просто: «Иисус Христос - это Иисус Христос», - или положиться на метод библейского позитивизма, избегая какого-либо объяснения». Как говорит Ричард Нибур: «Если адекватно мы сказать ничего не можем, будем говорить неадекватно».

К великому счастью, простой человеческой вере вся эта схоластика и метафизика  чужда  и абсолютно  не нужна. Она уже убедилась в том, что на самых верхних уровнях Бытия не стоит искать Бога; по крайней мере того, который доступен нашему чувству и разуму. Мы должны искать иное - того Бога, не в которого верят, а КОТОРОМУ ВЕРЯТ.

Оставим богословам споры о том, человек ли Иисус Христос или Бог. Для нас важнейшим является иное: ОН - СЫН. Как и мы тоже ДЕТИ БОГА.

История прихода в мир Искупителя - история очень старая и почти мистическая. Впервые об этом заговорил Исайя за 600 лет до рождения Иисуса:

«Вот, придет раб Божий и будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.

Как многие изумлялись, смотря на Него, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа  претерпел казнь.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Божий, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Посему дана будет Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.»

И когда мы начинаем говорить на столь серьезные темы, мы не должны допускать и мысли о том, что разрушена сама идея Христа, разрушен образ Бога Отца, который ныне далек от нас и недоступен. Надличен, надразумен, надсоциален и абсолютно завершен… У которого бесполезно что-либо просить и вымаливать, но которому во множестве построены храмы для поклонения и бесконечного покаяния. Гораздо лучше вспомнить иное:

«5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

11 К чему Мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18 Тогда придите – и рассудим».

При принятии великого принципа Бога Внутри Человека, Царства Божьего внутри него, сама идея Христа становится единственной и все определяющей. Она не нуждается ни в поклонении, ни в самоуничижении, ни в самоотречении.

Это не значит, что Божественное вошло в человека самым прямым и недвусмысленным образом и начало через него действовать. Это значит лишь одно: человек этот один из тех, кто выбрал свою дорогу и не убоялся идти по ней, даже если впереди Крест и Голгофа. Он тот, которому еще только предстоит обрести необходимые силы и найти им применение. Ибо принял в себя Иисуса не как Бога или Человека, а как СТАРШЕГО БРАТА. И любит  именно за это...

***

Так что же есть БОГ и как искать Его? Ответов великое множество, и в каждом присутствует доля истины. Однако основное, с чего следует начать- это четко отделить истинное богопознание от изучения сведений, свидетельств и учений. Последние служат лишь для «указания пути» и возможности  сделать первый шаг в нужном направлении. Таким шагом может стать некая «духовная  арифметика», связанная с вычитанием и сложением (или делением и умножением). Суть ее в следующем:

Апофатический метод. Он построен на признании принципиальной непознаваемости Бога и его важнейших проявлений в реальном мире. Апофатический метод отвергает рационалистическое обоснование догматики и признает лишь один способ богопознания – мистическое озарение.

На этом методе построено апофатическое богословие, основанное на аксиомах и отрицающее всякую попытку что-либо познать, доказать, но признающее сверхчувственное постижение. Этот метод хорошо коррелирует с восточными духовными практиками и многими современными психотехниками

Если апофатическое богословие путем отрицаний стремится подчеркнуть несоизмеримость Бога и физического мира, представить Божественную жизнь как недоступную познавательным усилиям сотворенных существ, то катафатическое богословие, будучи «путем утверждений», выражает познаваемость Бога, поскольку недоступный и непознаваемый  Творец сам стремится раскрыться сотворенному в  Своем Откровении.

С одной стороны, Бог обладает неприступной и непостижимой сущностью, о которой возможны лишь апофатические (отрицательные и превосходные) высказывания. С другой стороны, Он проявляет Себя в мире в отличных от сущности энергиях (действиях), о которых можно говорить катафатически, утвердительно.

Антиномическое равновесие этих двух путей позволяет человеческому разуму не погружаться в оторванные от жизни  спекуляции, а подводит к реальному Богообщению.

Все мировое бытие несет в себе образы Божественного Первообраза. Все создания в разной мере свидетельствуют о Боге, ибо все существуют только благодаря причастию своей безначальной Первопричине. Отсюда открывается путь аналогий, возникает возможность использовать образы мира земного для объяснения действий  Божественных  Воли.

Так возникает иерархия Божественных имен, отражающих «лестницу» Богоявлений в мире. Поэтому само катафатическое богословие, в отличие от апофатического, указующего на безымянность Божественной сущности, становится Богословием Божественных Проявлений.

Несколько сложно, но тем не менее вполне доступно пониманию. Есть и весьма схожая интерпретация, согласно которой БОГ - это само Бытие, реальное, вечное, абсолютное, всевышнее, то, что что является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех сил, идей и проявлений во вселенной, но также и их источником.

Бог это и ДХАРМА- основа, начало, закон во всех его проявлениях. Это и Совершенный Разум, ВИДЖНЯНА, свободный духовный интеллект, идея, лежащая в основании, первоначало и вечная нерушимая связь причины и следствия.
Это Вечность, Бесконечность и Непостижимость, недоступные нашему разуму и сознанию.

Однако бог Ветхого Завета - это уже несколько иное. Это то, что смогло обратиться к человеку и быть им понятым. Хотя «быть понятым»- слишком сильно сказано… Есть одна библейская история, которую упоминают достаточно редко. Суть ее в следующем:

«Остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. (Бытие 32:24-29)

Толкование этой истории весьма и весьма непростое.  Кто был этот "человек?" Он, конечно, не был обычным человеком. Был ли он ангелом? И, если был, то каким?  Темным или Светлым?

Ведь определение  «Элоим» (Элохим) понимается не только как имя Творца, но и как определение «имеющий силу».  Дело в том, что и Эсав (имя ангела,) и Яаков знали, что одному из них быть первым в этом мире. Или первым будет Яаков, и тогда на земле будет торжествовать слово Творца, люди будут помнить о том, для чего живут… Духовность будет присутствовать в мире. А если главенствовать будет Эсав, то вся жизнь будет чисто материальная, места Всевышнему в сознании людей не будет.

История эта предельно нагружены символикой, и нам надо больше сосредоточиваться на ней, чем на деталях событий. Ибо в ней человек противостоит Богу,  и он же просит у Бога благословения, Бог благословляет его, но просит не забывать, кому принадлежит истинная сила  и власть.

Очень и очень поучительная история, заставляющаяся о многом задуматься, ибо борьба эта продолжается и до сих пор. Огромная заслуга христианства в том, что, провозгласив принцип Бога Сына, оно не оторвало его от более древних Бога Отца и Бога Духа Святаго. Так сформировался духовный идеал, объединивший в единое целое земное и небесное, вечное и временное, святое и грешное. Человек остался на Земле, однако путь его теперь пролегал на Небеса. У него появилась цель и способы достижения этой цели, а настоящее начало определять будущее.

Не стоит считать, что истинным ядром христианского учения является только своеобразный морально-этический кодекс. Здесь все намного сложнее и необычнее, потому что во многом напоминает тщательно зашифрованное послание, обращенное из прошлого в будущее.

Пространство и время той далекой эпохи, в первую очередь, пространство философское и религиозное, было достаточно просто и надежно устроено. Оно не допускало серьезных отклонений как в одну, так и другую сторону, и понятия не имело о состоянии многомерности, с которым предстоит столкнуться человечеству спустя 2000 лет.

Многие считают, что мировосприятие живших тогда людей настолько отличается от нашего, что сравнивать их совершенно некорректно. Однако, если не принимать во внимание сумму технологий и объем знаний современного человечества, то во всем остальном мы легко обнаружим явное и даже пугающее сходство.

Израиль тех времен имел достаточно долгую и весьма необычную историю, религию, философию, свой свод законов и достаточно развитое общественно-политическое устройство. В то же время необходимость подчинения Римской Империи вызывала резкое неприятие и отторжение. Движение зелотов, которое в наше время назвали бы национально-освободительным, в 1 веке до н.э. быстро набирало силу.

Не было единства и в религиозной сфере. Здесь наряду с фарисеями и саддукеями существовали ессеи, явившиеся прообразом будущих монашеских орденов Европы. Израильская мысль имела возможность соприкасаться как с древней культурой Египта, античной Греции, так и культурой и религиозными традициями Месопотамии и Персии. Да и до загадочной и привлекательной Индии было не так уж далеко.

Исторический парадокс, до сих пор не дающий ученым покоя, заключен в том, что при данной ситуации такое необычное учение, как христианство, не только не могло надежно укорениться, но и появиться вообще. С другой стороны, оно могло появиться только здесь и только тогда. Век назад - рано, век вперед - поздно…

Потом в истории человечества подобные парадоксы начинают повторяться с завидной регулярностью; время нынешнее - не исключение. Ведь по большому счету ничего не изменилось. Люди продолжают мечтать о том же и надеяться на то же, что и 2000 лет назад. Правда, надежда на приход Мессии почти утрачена, зато предсказанный апокалипсис вырисовывается с пугающей убедительностью.

Поэтому мы не вправе делать какое-либо категорическое утверждение по поводу «эффективности», истинности либо неизбежной победе христианства как единственного и всеохватного движения. Достаточно того, что оно существует и самоликвидироваться не собирается. Возможно, именно в этом и состоит его предназначение. В одном мы можем быть уверены абсолютно точно -
именно тогда, в 1 веке н.э., были изложены новые принципы существования, настолько необычные, что казались противоречащими самой человеческой природе и поэтому невыполнимыми.

 Многим они кажутся таковыми и сегодня. Возможно, причиной этого послужила значительная замкнутость религии на самой себе, искусственное отрывание ее от земного «тварного» мира. Сегодня это положение меняется, и меняется достаточно быстро.

«Божественная жизнь в материальном мире неизбежно подразумевает соединение двух сторон существования: духовной вершины и материальной основы. Душа, базис жизни которой в материи, поднимается к высотам Духа, но не отбрасывает своего основания, она соединяет высоты и глубины.

Включение жизни и материи в духовные искания вместо их отрицания и полного исключения, что было позицией отречения от жизни в мире, подразумевает раскрытие определенных качеств, которые духовные законы прежних времен могли бы посчитать чуждыми своим задачам.

Божественная жизнь или учение, считающее ее своей целью, не может быть и не может оставаться чем-то посторонним или совершенно отрезанным от жизни обычных людей. Она должна делать работу Божественного в мире, а не вне или отдельно от него.

Поэзия, живопись, музыка, философская мысль, совершенство письменного и устного слова обязательно должны стать основой для развития совершенно особых свойств и качеств, ибо включение жизни, души и разума в духовные искания  подразумевает раскрытие глубоко скрытых способностей.

Божественная жизнь или учение, считающее её приход своей целью, не может остаться чем-то чуждым и посторонним для жизни людей, уже готовых принять ее. Она должна делать работу Божественного в мире и людях, а не вне их». (Шри Ауробиндо - «Супраментальные проявления на Земле».

Может показаться, что изложенные здесь положения не соответствуют христианскому учению и даже в чем-то противоречат ему. Однако это не так. Уже сам факт того, что на земле одновременно существует несколько мировых религий и еще большее число духовных  учений, свидетельствует о том, что каждое из них опирается на свою собственную истину и отражает одну из важнейших сторон мироздания.

Есть ли смысл объединять их воедино? Попытки, предпринятые в конце ХХ века,  показали, что экуменизм - не лучшее решение проблемы. Искусственное и тем более насильственное объединение невозможно и бессмысленно, а общая духовная составляющая останется таковой независимо от мнений богословов и церковных иерархов разных уровней. Отсюда и основная задача духовного искателя: найти это общее и принять его как свое собственное.

Это же касается и Богообщения. Уже множество раз говорилось, что Божественное для общения с человеком будет принимать тот облик, который соответствует личным ожиданиям и внутренним потребностям последнего, а также его готовности к встрече со сверх естественным. Последнее также может быть чрезвычайно многообразным.

«Человек может осознавать Божественное как в аспекте личности как в форме, и без нее. Без формы – как Присутствие живой Божественной Личности, ощущаемое во всем. Если Божественное предстает перед ним в форме, то оно принимает тот образ Единого, которому человек поклоняется.

Человек видит его в том образе, который избран им для поклонения или духовных поисков, или в форме, соответствующей Божественной Личности, которая является объектом его благоговения и любви. То, как Божественное проявляет себя, зависит от многих условий, и формы его проявления столь многообразны, что их невозможно свести к какому-то одному правилу. Иногда Божественное Присутствие можно почувствовать в сердце, иногда его можно увидеть вовне, прямо перед собой как некую воплощенную Личность.

Преимущество таких отношений с Божественным заключается в возможности ощутить глубокую близость с ним и иметь постоянное руководство или же, если человек видит и чувствует Божественное внутри себя, очень сильное и совершенно конкретное ощущение постоянного Присутствия. Но нужно быть абсолютно уверенным в чистоте своих чувств и стремлений, так как недостатком такого рода отношений с Божественным является то, что другие Силы могут принять Его форму или подражать Его голосу и руководству, обретая при этом над человеком особенно большую власть.

Именно таким способом были введены в заблуждение многие верующие люди, даже праведники и духовные наставники, поскольку в них слишком много было гордыни, тщеславия, жажды превосходства, которые лишили их более тонкого восприятия, идущего не от ума, а от сердца» (Шри Ауробиндо – «Письма о йоге»).

Есть вещи еще более удивительные. Недавно мне довелось увидеть по ТВ интервью с очень известным композитором. Не буду называть его имени, потому что это не суть важно. Так вот он утверждал: МУЗЫКА ЕСТЬ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО. Не звуковые колебания, не впечатление, которое она на нас оказывает, не эмоциональное опьянение,  не «скрытая информационная  составляющая»,не трансовое либо измененное состояние сознания.

Это особый вид духовной жизни, готовой придти к любому человеку и принять самую подходящую для него форму. Поэтому говорить о том, что кто-либо «творит музыку» - кощунство или глупость…Единственное, что необходимо- открыть ей свое сердце и впустить в себя. А уж как она будет выглядеть- как детская песенка, незатейливая мелодия, хорал либо могучая и величественная симфония- решать вам…

ИСКУССТВО- вот еще один путь, которым Божественное приходит к человеку. Приходит и остается в картинах, музыкальных произведениях, живописных полотнах. Потому что разделить Бога и человека полностью НЕВОЗМОЖНО. Потому что такое разделение означало бы полную и окончательную победу НЕБЫТИЯ.

Поэтому у каждого живущего есть шанс, возможность и свое право на встречу с БОГОМ. Не касается это лишь духовно слепых, глухих, немых, безнадежно больных  и практически НЕ ЖИВУЩИХ. Тех, о ком было сказано:«Люди, лишенные высоких устремлений суть божьи ошибки» (Шри Ауробиндо).

В теории духовной эволюции есть удивительно тонкое и в то же время всеобъемлющее понятие о четырех ипостасях Матери как творческой силы Всевышнего.

«Четыре Могущества Матери, четыре ее явных Ипостаси – это четыре качества, четыре воплощения ее божественности, с помощью которых она воздействует на свои создания, организует и приводит в гармонию все творчество мирового процесса, руководит проявлением великого множества собственных сил. Ибо Мать - одна, едина, но пред нами она предстает в разных качествах.Одни из них силы и индивидуальности, другие - эманации и вибхути, ведущие ее работу во Вселенной.

Та ЕДИНАЯ, которую мы почитаем как МАТЬ, являет собой божественную Сознательную Силу и царит над миром. Она едина и вместе с тем настолько многогранна, что проследить за действием ее не под силу даже самому живому уму, самому свободному и самому широкому интеллекту. Мать - это сознание и сила Всевышнего, и она превосходит все, что создает сама.

Державная МАХЕШВАРИ обитает в просторах выше разума и воли, очищая и возвеличивая их до состояния мудрости и безграничности или погружая их в великолепие свое. Ибо она есть Та, которая могуществом и мудростью раскрывает перед нами бесконечность миров, выводит на космический простор, к великолепию Света высочайшего, к сокровищнице знания чудесного, к неизмеримому ритму извечных токов Матери.

Спокойна она и дивно-прекрасна, величава и всегда безмятежна. Смутить ее невозможно, ибо в ней сама мудрость; то, о чем она желает знать, нельзя от нее утаить; она постигает все живое и неживое, их природу, то, что движет ими, закон мира сего и сроки его, все то, что было, есть и будет.

МАХАКАЛИ. Могущество ее не в безграничности, но в выси, не в мудрости, но в стойкости и силе. Ей свойственна неодолимая настойчивость, могучая страсть сил, божественный неистовый напор, сокрушающий любые преграды и препятствия. Она - Воительница Мироздания, та, кто никогда не отступает. 

Нетерпимая к несовершенству, она сурово обходится со всем, что есть темного в человеке. Стремительный, открытый, искренний порыв, неограниченные и абсолютные движения, подобно пламени ввысь взмывающая устремленность - вот свойства Махакали.

Но она ведь тоже Мать, и любовь ее также же сильна, как яростен гнев, а доброта глубока и безмерна. Великие, благородные и сильные любят и чтут ее, ибо знают, что, нанося удары по тому, что протестует в их природе, она придает им силу и совершенную правду, точно обрушивает их только на то, что искажено и извращено, изгоняя все нечистое, порочное.

МАХАЛАКШМИ. Великая Мать проявляет не только Мудрость и Силу, в ее природе есть иная, не столь явная тайна, без которой Мудрость и Сила не будут совершенны, а совершенство не достигнет полноты. Их превосходит чудо вечной красоты, неуловимая загадка божественных гармоний, чарующая магия неотразимого космического обаяния и того притяжения, которое влечет друг к другу предметы, силы, существа, удерживает их вместе и заставляет встречаться и соединяться с тем, чтобы скрытое Блаженство, Ананда, могло вступить в игру и, оставаясь незримым, слагать из них свои ритмы и образы. Так проявляется Махалакшми, и нет у Божественной Шакти более привлекательной и милой сердцу воплощенных существ Ипостаси». (Шри Ауробиндо – «Мать»)

Конечно, в Новом Завете и христианском учении вы ничего похожего не найдете. Так и должно быть, ибо это О ДРУГОМ. А вот в ветхозаветных текстах подобное, безусловно, есть. Вот оно:

1Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.
6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда;
7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих;
8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]
22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть.

Вот так…

***