9. Мир чувства и желания...

Фокас Владимир
Ради экономии времени не будем останавливаться на физической вселенной, хотя там тайн, загадок, всего необъяснимого и непознанного хватает с избытком. Начнем с того уровня, который в эзотеризме (и не только) именуется витальным или астральным.

Двойное это определение уже не есть случайность, ибо понятия ЖИЗНЕННЫЙ и ЗВЕЗДНЫЙ связаны самым тесным образом. Самый простой пример такой связи -  полунаучная астрология и вполне научная теория панспермии. Последняя в конце ХХ века получила неопровержимое доказательство в виде микроорганизмов и фрагментов органической жизни, переносимой кометами и астероидами. Что же касается определения, то:

ВИТАЛИЗМ – это учение о принципиальном отличии живых систем от неживых; несводимости жизненных процессов к закономерностям неорганической природы; наличии в живых системах особых сил и принципов, отсутствующих в неживых – таких, как целесообразность, недвойственность, немеханистичность и др.

Согласно этому учению, живым организмам присуща целесообразно действующая жизненная сила, целостная причинность, в то время как неживым телам – «причинность элементов».

В современной науке многие характеристики, которые витализм считал присущими лишь биологическим системам, ныне рассматриваются как проявления всех сложных самоорганизующихся систем, а особенности живых систем выявляются в контексте их происхождения и генезиса жизни.

Пожалуй, самое главное здесь появляется в самом конце. И главное это - ГЕНЕЗИС ЖИЗНИ, т.е. самая обсуждаемая и самая спорная проблема современного знания. Специально не говорю – научного, так как у него своя область познания, в которой он достаточно компетентен. Однако есть и иные, не менее компетентные.

Сегодня многое воспринимается по- иному. Прошло то время, когда витализм, генетику и многие другие направления именовались лженаукой, реакционным направлением в биологии, протаскивающим в чистую науку поповщину и бесовщину.

Изменилось и само понимание жизни, не сводимой ни к физике, химии и математике, ни к биологии, ни к информатике и синергетике, ни к философии и религии. Практически современному человеку приходится открывать эту тайну заново, и учиться жить тоже заново. Эрнст Майр, со-основатель синтетической теории эволюции, писал в 2002 году:

«Было бы недальновидно и глупо высмеивать виталистов. При чтении работ ведущих виталистов, таких как Дриш, приходится согласиться с тем, что многие основные проблемы биологии не могут быть разрешены при помощи философии, подобной Декартовой, в которой организм считается просто машиной… Логика критиков витализма была была весьма впечатляющей, однако все их попытки найти научный ответ на все так называемые жизненные явления оканчивались неудачей…

Отвергая философию редукционизма, мы не атакуем анализ. Никакая сложная система не может быть понята иначе как через тщательный анализ. Во всяком случае, взаимодействие частей в целом должно приниматься во внимание так же, как свойства отдельных компонентов, а целое никогда не следует оценивать по свойствам его составляющих".

Следует упомнить еще о нескольких направлениях научной и философской мысли Х1Х века, внесших существенный вклад в теорию жизни. Это динамизм и энергетизм. В результате мы получаем триаду - ЖИЗНЬ, ЭНЕРГИЯ, ДВИЖЕНИЕ

ДИНАМИЗМ - взгляд на мир и природу, согласно которому вся действительность выступает как игра сил или движений или же возникает из них. Физический динамизм рассматривает материю как форму проявления силы или энергии; биологический – как формообразующую силу, господствующую над материей.

ЭНЕРГЕТИЗМ - философская система, согласно которой вся реальность (либо первооснова всех явлений в мире) есть энергия, понимаемая как неуничтожимая субстанция, а не свойство материальных объектов, и все процессы, физические и психические, есть изменения энергии. Его становление связано с появлением в физике закона сохранения и превращения энергии, а гносеологической основой стала попытка мыслить движение вне материи. Поэтому это учение направлено на ликвидацию понятия материи, отождествляющейся исключительно с веществом.

Основоположником энергетизма является немецкий химик В. Оствальд, переживший весной 1890 г. мистический опыт, явившийся стимулом к созданию его учения. Все явления природы могут быть подчинены понятию энергии, поэтому все физические науки должны быть основаны на философии энергетизма, способного преодолеть материализм, механицизм и атомизм.

Оствальд также стремился решить с помощью этого подхода проблему
материи и духа, а также распространить понятие энергии на социальные и психические явления, на все виды деятельности, провозгласив энергетический императив — наиболее общее правило всякого человеческого действия.

Отголоски этого учения можно обнаружить в работах Эйнштейна и Дюгема. С позиций энергетизма решалась и психофизическая проблема  в рефлексологии  В.М. Бехтерева. Тем не менее понятие  витализма изжило само себя. Гораздо чаще мы имеем дело с терминами "витал", "витальный", "витальное", употребляемые в психологии, эзотерике, оккультизме, теософии, восточных религиозных  и философских учениях.

Чаще всего начинают с человека, включая в его витальную составляющую - желания, эмоции, фантазии, некоторые потребности и инстинкты, способность к выживанию и значительно реже так называемую "силу жизни". Есть и такие понятия, как Разум Жизни, низший, высший и центральный витал. Некоторые относят сюда все подсознательное и бессознательное (как результат распространения фрейдовской теории вообще на все области человеческого существования), что не может быть признано корректным и целесообразным. 

Витальный мир представляет собой определенный план сознания, на котором жизнь и желание находят беспрепятственное выражение и проявление, оказывая влияние на нашу внешнюю жизнь и создавая свои проекции на уровне поверхностного существа человека

Подобно миру материальному, где материя является главным фактором, на основе которого строится равновесие отношений человека и природы, существует другой уровень бытия, расположенный прямо над материальным, где решающую роль играет не материя, а ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ.

В витальном мире не форма определяет условия жизни, а жизнь определяет форму, и поэтому на витальном плане бытия формы обладают гораздо большей свободой и гибкостью и способны быстро изменяться и трансформироваться.

С одной стороны, витальный мир — это мир красоты, гармонии и высоких эмоциональных переживаний. Поэты, художники и музыканты находятся в тесном контакте с этим миром.

С другой стороны — это мир силы и страсти, влечений и желаний. Наши собственные влечения и страсти, желания и честолюбивые помыслы могут привести к тому, что мы вступим в контакт с витальным миром, его силами и сущностями.

В то же время витальный мир — это мир мрака, опасности и ужасов... Его влияние порождает в людях многие демонические, жестокие и низменные проявления.

Здесь приведены лишь общие характеристики, понятные и нетрудные для усвоения. На самом же деле тема эта воистину безгранична и неисчерпаема. У многих возникает впечатление полного отсутствия чего-либо нового; все описанное без всякого труда можно обнаружить в любом учебнике психологии. Это не совсем так. Вспомним триаду, с которой мы начинали - ЖИЗНЬ, ЭНЕРГИЯ, ДВИЖЕНИЕ. Добавьте сюда ПАМЯТЬ И ЭВОЛЮЦИЮ, и ситуация изменится в корне.

Ведь витальная составляющая человека - это не только мир желаний, чувств и страстей, не только огромный размах от самых низших и до самых высших его проявлений. Это и философия, и мифология, и значительная часть религии, и искусство, и культура.

Это материальная и чувственная память миллионов лет, летопись неизмеримо трудного восхождения человека от животного и полуживотного состояния к состоянию разумному и нравственному. Это движение, без которого никакой эволюции быть не может. Это развивающаяся жизнь, одновременно содержащая в себе наше настоящее, прошлое и будущее. Это жесткий императив к развитию и совершенствованию.

Мы привыкли считать себя существами разумными, в то время как большинство до сих пор так и не поднялось выше витального уровня. Научный и технический прогресс отнюдь не показатель высокого эволюционного развития, и, чем более он ускоряется, тем более заметны явные признаки скатывания назад. Это первое.

Второе. Теория духовной эволюции утверждает: и физический, и витальный, и ментальный, и духовный планы бытия существовали ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ, Т.Е. ПРАКТИЧЕСКИ ОНИ  ВЕЧНЫ.

В ходе развертывания материальный план развил физическое, тот - витальное, витальный - ментальное, а последний рано или поздно начнет развивать супраментальное. Таким образом, над видимой материальной вселенной, независимо от нее, существует иная вселенная, или ее витальный план. Над материальным и витальным есть такой же самостоятельный ментальный план.

Все три вместе составляют то, что называется тройственной вселенной низшей полусферы. В земном сознании эти планы были проявлены в процессе эволюции, но как таковые они существовали задолго до появления земли и начала эволюции, пребывая над земным сознанием и материальным планом, к которому относится и наша планета.

Земля - это место, где разворачивается эволюция, в процессе которой все эти разные силы встречаются и пытаются проявить себя. В результате их активности неизбежно развиваются те или иные формы и существа. На других планах (ментальном, витальном и т. д.) эволюция отсутствует – на каждом плане силы действуют независимо от других уровней бытия, подчиняясь своему собственному закону.

Жители и существа витального и ментального плана нечасто приходят на землю в физическом теле, ибо это им трудно трансформировать энергию в материю. Они предпочитают действовать через своих представителей в человечестве. Иногда это полезное, осознанное и весьма эффективное сотрудничество, а иногда наоборот. Точно так же человеку практически невозможно попасть в эту систему миров  в физическом теле.

Это может предпринять его витальная или ментальная составляющая, однако для этого необходимо долгое и серьезное обучение. Интересно отметить, что в обычном сне мы продолжаем сохранять свою физическую форму. Однако, когда речь идет об астральных путешествиях, это форма может быть какой угодно. В мире ментальном наиболее частая манифестация - одна из форм чистого сознания в виде незримого присутствия или воплощенной идеи.

Итак, "На каждом этапе жизнь создавала свои собственные формы и проявления", то есть имели место последовательность и постепенность. И в то же время самым непостижимым образом все это существовало одновременно как потенциальность, возможность и вероятность, т.е. мы возвращаемся к тому, о чем уже не раз говорили: УЖЕ БЫЛО ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО.

Чрезвычайно важным представляется и следующее положение: "Когда на витальный мир оказывается давление для того, чтобы подготовить Нисхождение свыше, как правило, какая-то часть этого мира вторгается в человеческий мир. Витальный мир огромен, он намного превосходит наш. Но обычно его господство над людьми осуществляется воздействием со своего плана, а не через вторжение на наш план. Все усилия этой части витального мира направлены на сохранение своей власти над человечеством и на то, чтобы препятствовать действию высшего Света и Истины."

Здесь очень много от традиционного религиозного понимания, однако есть и существенная разница. Так что положение: "Религии, полные тревожного и смутного витально-ментального содержания, никак не способствуют воспитанию в человеке высших форм духовности," - нуждается в подробном разъяснении.

"Религия – это в действительности не знание, но вера и стремление. Ее существование поистине оправдывает как некоторое, пусть и не точное, интуитивное знание великих духовных истин, так и субъективный опыт душ, поднявшихся за пределы обычной жизни.

Однако она лишь дает нам надежду и веру, которые побуждают нас стремиться к сокровенному обладанию тайными пространствами и более обширными реальностями Духа. То, что мы всегда превращаем несколько выделяющихся истин и символов или частную дисциплину религии в жесткие закрепощенные догмы, есть признак того, что мы пока еще лишь младенцы в духовном знании и далеки от науки Бесконечного.

Тем не менее, по ту сторону каждой великой религии, по ту сторону ее, так сказать, экзотерического аспекта веры, надежды, символов, разрозненных истин и ограничивающих догм есть скрытый аспект внутреннего духовного развития и озарения, посредством которых можно познать тайные истины, достичь их и овладеть ими.

За каждой формальной религией кроется неформальная духовная  практика, интуитивное знание, в котором вера является первым шагом ее  невыразимых реальностей в виде оформленных таинственных символов. Именно это придает  более глубокий смысл ее разрозненным истинам, а также таинствам  высших планов существования, грубыми намеками и призраками которых являются религиозные лики, законы, догмы и суеверия.

То, что наука делает для нашего знания материального мира, заменяя первые видимости, гипотезы и предположение на знание и умение, новое понимание духовности делает для высших планов и миров, а также для возможностей нашего существа, которого ранее опекали религии и философии".

Итак, мы снова приходим к науке и религии, вере и знанию. Что же тогда остается в компетенции Силы Жизни? Именно ее, а не разума, мысли и действия, религиозного чувства либо духовной интуиции? Здесь следует сказать, что это понятие не следует ассоциировать ни с витальной силой, ни с витальным планом, ни с витальным либо ментальным миром. Не следует путать ее и с Супраменталом.

Жизненная сила всегда ищет себе применение. Она не обладает абсолютной истиной и безошибочным знанием, но всегда готова экспериментировать и творить что-либо новое. Если это и энергия, то  не имеющая никакого отношения ко всем известным нам и на Земле, и в вне Земли.

Наиболее полно эта концепция отражена в тантризме, где она в первую очередь сила духовная, Адья-Шакти, Мать Богов, исполнительная творческая сила, энергия и мощь Всевышнего. В духовных практиках понимается  как космическое женское начало супруга Верховного Божества, слитая с ним навечно и неразделимо.На ментальном и витальном - Богиня, покровительница физической любви и деторождения.

Тантра –  путь духовного развития для обычных людей, освобождения их от страданий и привязанностей материального мира, причем, следуя этому пути, человек имеет возможность наслаждаться всеми земными радостями. Тантра требует от человека прежде всего определить пределы и потенциальные возможности его тела и разума.

Далее тантра предписывает определенные техники для расширения мирского сознания до божественного, а затем – до чистого, освобожденного сознания.  В западном мире подверглась почти полной профанации, утратив духовную составляющую и превратившись в апологетику сексуальной освобожденности.

Что же касается столь почитаемой и любимой  нами жизненной  силы, то она, невероятно щедрая на всякие проделки, изобретения и фантазии, несет в себе столь же большой потенциал ошибок и заблуждений. Впрочем, так же, как и наша растущая разумность и сознательность. Не исключено, что пределом этой пары могут стать как величайшие достижения, так и такие же падения и неудачи
В прошлой, особенно доразумной истории человечества бывали моменты, когда эта сила действовала в соответствии со своим собственным законом, действовала интуитивно, но безошибочно. Она никогда не ошибалась, если только не было внешнего вмешательства или вторжения.

Затем все постепенно замедлилось и остановилось. В старом механизме что-то разладилось. Старое перестало работать, а новое еще не было создано. Теперь уже ментальный план эволюции поставил разум во главе развития, а человек разумный стал ее высшим достижением. Однако в ходе развития случилось так, что даже самый высокий разум усомнился в благополучном завершении начатого когда-то дела.

"Ты помнишь, верили всерьез
Всему, что ветер принесет,
Теперь же хочется до слез,
А вот не верится, и всё."

(Митяев  Олег)

И действительно, у нас есть все основания не верить в разумное и надежное управление НА ВСЕХ ЕГО УРОВНЯХ. В том числе  богов-управителей и демиургов. Не говоря уже о земных правителях – премьер-министрах, президентах, и монархах, и о той истинной власти, которая стоит за ними.

Создается впечатление, что наши общие ценности, чаяния и стремления не совпадают с таковыми же этих негласных Богов-управителей. Или нам следует, наконец, понять, что такой категории, как ОБЩЕЕ, у нас просто не существует. Как говорится, каждый за себя, а Господь Бог за всех... Понять же Его замысел в отношении человечества мы не можем. По крайней, мере так утверждает религия...

Мы по-прежнему страдаем от одиночества, от неверия в свои силы и возможности; не уверены в том, по чьему "образу и подобию" созданы, потому что утратили способность видеть и то, и другое. Что же нам осталось? Да то же самое, чему так удивлялся И. Кант: "звездам над нами и нравственному закону внутри нас". Поэтому мы начинаем искать выход не в жизни, не  в наращивании жизненной силы, а в разуме.  Точнее, в мире разума...

***