6. Выбор, действие, следствие...

Фокас Владимир
"Богу богово, кесарю кесарево", земному земное, а духовное духовному. И там, и там мы достигли многого. Мы освоили такое сложное действие, как творчество -художественное, концептуальное, технологическое. Однако мысль  том, что человек одновременно есть и и субъект, и объект творчества, приходит в голову лишь немногим. Как и такие категории, как самопознание, самореализация, самосотворение и пересотворение.

Но лишь единицы понимали, что САМО - если не иллюзия, то в высшей мере условное обозначение. Любое САМО никогда и нигде не существовало самостоятельно. Всегда были другие люди - Учителя, наставники, хранители, проводники.

Были религия, наука, искусство, культура, мировой совокупный опыт человечества, культурное, историческое, социальное и интеллектуальное пространство, мифология, традиция и предание, Бог и Божественное, по-разному представленные в каждом из нас.

Для человека, твердо и определенно утверждающего "Бога нет", Его действительно НЕТ. В первую очередь потому, что Его нет в нем самом. Богу нечего делать в таком человеке - ни в его жизни, ни в судьбе, ни в его теле, ни в в его разуме. Нет  и в душе, еще пребывающей в младенческом состоянии.

Ментальная идея Бога, как и существование Его на ментальном плане - вещь многозначная и крайне неопределенная. Она может означать очень многое, а может не означать ничего. Однако именно от нее начинается процесс богоискательства, богооткрытия, богопознания и даже богоборства. Отсюда идет и путь из материального в надматериальное, а оттуда - в надразумное и 
духовное.

Одни люди всегда искали то, что представлялось им вечной и непреходящей  ценностью. Это мог быть Бог, Космическое и Вселенское Сознание, Высшая Реальность, Сверхразум, Гнозис, иные миры и формы существования, нирвана, супрафизические силы и энергии,  недвойственность и цельность, порядок и справедливость.

Другие  же не собирались идти так далеко и высоко, ибо ничего не знали об этом  или знать не желали. Для них гораздо важнее было иное - счастье, любовь, физическое, душевное и материальное благополучие себя и близких людей.

Для некоторых много значили этические и эстетические ценности, моральные и нравственные принципы и т.д. Но лишь единицы способны были искать, любить и принимать Божественное только потому, что оно – БОЖЕСТВЕННОЕ, потому что оно выше всего, что может существовать и, безусловно, существует.

И все это время человек пребывал в состоянии разделенности. Ему постоянно приходилось решать, что выше, а что ниже, что важно, а что не очень; что требует решения в первую очередь, а что может и подождать; чем можно пожертвовать, а чем - ни в коем случае; во что можно верить, а в чем стоит усомниться; что для него хорошо сегодня, но что может стать плохозавтра.

Таким образом, все его реальное существование становилось непрерывной чередой последовательных решений и выборов, после которых для двойственности и неопределенности не оставалось места. Факт выбора как бы уничтожал их, но именно КАК БЫ. Ибо на смену одного тут же приходил другой.

Более того, один и тот же поступок мог вызвать самые разные последствия. Человек ведь устроен так, что не может одновременно бежать в разные стороны. Что же касается умения думать одно, говорить другое, а делать третье, то осуждалось подобное лишь формально. И общественной моралью, и церковью, и властью. Мир многолик, следовательно, для достижения успеха в нем многолики должны быть и мы. Главное - определиться с целью, а методы ее достижения - дело десятое...

Прошли века, но и сегодня человек исповедует идею двойственности, двух сторон одной медали, непременной "двунаправленности" всего сущего. И вроде бы находит подтверждение этому в феноменах физического, материального мира. Однако при обращении к реалиям мира психического и духовного все меняется. И меняется весьма значительно. Человек отчетливо понимает, что и точка, и линия, и плоскость, и трехмерное пространство, и даже добавление к ним четвертого – времени - далеко не исчерпывают всю сложность мира, в котором мы существуем.

И уж тем более способ существование "на плоскости" либо в "трехмерности" не может быть принят за безошибочный эталон мировоспрятия, миропонимания и действия. Даже самый неразвитый человек понимает или чувствует, что он как минимум трехсоставен, что он тело, разум и душа, которым приходится жить тоже в тройственном мире.

 Множество ошибок восприятия обусловлены именно тем, что человеку крайне редко удается осознавать себя невовлеченным центром, наблюдателем, свидетелем, третейским судьей. Он способен быть одновременно в одном, двух и реже в трех пространствах, и совсем уж редко - НАД или ВНЕ этих пространств. Однако лишь здесь ему дана возможность увидеть то, что "позади и впереди", "сверху и снизу", «внутри и снаружи», понять и соединить воедино вчера, сегодня и завтра.

Второе. Именно такое позиционирование позволяет подняться над личной ограниченностью и увидеть не множество плохо и ненадежно связанных частей, не разделенность, а объединение и единство. Возможно это потому, что абсолютной индивидуальности или Сверхличности (будь то гений, Бог, дьявол или демиург) не существует в принципе. Иначе не было бы ни социума, ни истории и культуры, ни искусства и религии.

Предельно далеко зашедшая индивидуальность - это либо гениальность как особый феномен природы, преследующей собственные далеко идущие цели, либо бунт и вызов, либо самоизоляция и самоуничтожение, либо самоуничижение или  самовозвышение.

И когда человек поднимается над своей САМОСТЬЮ  (а это не имеет ничего общего с изматывающей и бессмысленной борьбой с так называемым ЭГО - искусственной и нами же придуманной конструкцией), он начинает воспринимать человечество как ряд одновременных или вневременных "Я", проявленных в самых разнообразных пространствах, временах и судьбах.

Третье. Именно подобное восприятие позволяет многое понять в древней концепции реинкарнации и кармы и перестать искать свои "прошлые жизни" и "предыдущие воплощения". Зачем, когда вот они, буквально перед глазами... Именно таким образом психология объясняет механизм "психического присвоения", в ходе которого "чужое " начинает восприниматься как "свое". Однако это не совсем так - просто отныне между чужим и своим нет никакой разницы.

Немногие могут вот так сразу приступить к "распаковке вложенных смыслов"
(психологический термин), особенно если они реализованы в знаковой и символической форме - простому человеку не по силам. Он принципиально не может согласиться с тем, что он (именно как индивидуальность) - временное, преходящее и условное существо. Ему жизненно необходимо иметь как прошлое, так и будущее; не одно воплощение, а множество; не одну короткую и весьма хаотичную жизнь, а жизнь вечную. И вот он начинает искать, но ищет не там и не то...

Однако, несмотря ни на что, эти присвоенные, сконструированные или домысленные жизни самым удивительным образом становятся неотъемлемой частью человеческого существа, оказывают на него прямое влияние, расширяют, обогащают и развивают, а иногда расшатывают настолько, что превращаются в явную патологию. Но это уже компетенция научного исследования, относящегося к проблеме реальности или постулатам энергоинформационной теории.

То же самое можно сказать и по поводу закона Кармы. Будучи основанной на принципе детерминизма и законе сохранения энергии, она в первую очередь призвана регулировать нравственное бытие человека, возвращая зло злому, добро доброму, наказывая грех и поощряя праведность.

Человеку во все времена нестерпима была сама мысль о том, что зло никогда не будет наказано, а добро вознаграждено. И если этого не происходит в этой жизни, то обязательно произойдет после ее окончания (через суд Божий, ад или рай). Отбывать же наказание или «пожинать плоды добра» предстоит в новом воплощении или иной реальности. 

Увы, но вся сложность в том, что человек, испытывающий бесконечные страдания и несправедливости, болезни, потери и лишения, понятия не имеет о том, за что именно был наказан. Кроме того, нет совершенно безгрешных, поэтому бесконечно и наказание.

Именно отсюда появляется идея гипотетического "первородного греха", в котором повинны все без исключения, а в классическом буддизме - идея Колеса Сансары и прекращение цепи воплощений как самой главной цели человеческой жизни. Если же говорить предельно просто и понятно, то гораздо легче умереть, чем начинать жизнь заново.

Пребывая в мире, где добро и зло часто слиты воедино и трудно различимы, человек вынужден убедить себя в том, что одно невозможно без другого. Он может умозрительно (а умозрительно можно все что угодно) представить себе пространство жизни, в котором окончательно побеждает либо одно, либо другое, однако ни одна из этих моделей не выдерживает никакой критики. Ибо даже ад и рай - это не победа, не уничтожение, а очередное РАЗДЕЛЕНИЕ, ОТДЕЛЕНИЕ и не более.

Тогда он начинает искать нечто такое, что стояло бы и над добром, и над злом не как реальными мировыми категориями, а как трагической ошибкой разделенности, вечной вражды и непримиримого противоречия. Он дает этому «нечто» множество  имен и видит во множестве ликов. Он начинает искать святость, праведность, свет, чистоту, любовь, единение, верность, недвойственность, высшую  истину и  конечную реальность.

Чтобы понять и принять это, от нас требуется совсем немного. Сейчас у нас не времена раннего христианства, не времена апостолов, святых и пророков. Никто не ждет от нас жесткой аскезы, умерщвления плоти, обета безбрачия и отстранения от всего тварного и земного. Никто не требует:

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную".

Однако нельзя не видеть, какое огромное значение приобретает все это, когда приходит время покидать мир. Навсегда или нет - спорить не будем. И только от нас зависит, чем станет этот КРЕСТ - страшным наказанием, суровым обвинителем, неподъемной тяжестью или даром, который мы тщательно и любовно готовили.

И все же, и все же... Многие из нас интуитивно чувствуют, что быть просто "хорошим человеком" - это необходимо, но явно недостаточно. Что основательное знание Библии, святоотеческих трудов и исполнение заветов - еще не все. Нужно какое-то особое стремление, особое человеческое свойство, которое не спутаешь ни с каким другим. Вот что о нем сказано:

"Еще есть святость - это напоминание нам о том пути, по которому должен идти каждый человек, родившийся в этот мир. Это одновременно и недостижимое человеческими усилиями качество и, с другой стороны, достижимое для Бога, который хочет каждому человеку спасения. Господь хочет, чтобы каждый пришел к познанию истины и был носителем благодати Святого Духа в своем сердце, и чтобы в вечности каждый человек соединился с источником бессмертия".

Особо хочу подчеркнуть: НЕ СТАЛ бессмертным, а СОЕДИНИЛСЯ с «источником бессмертия». Путей же соединения, или достижения ЕДИНСТВА, достаточно много. Требуется лишь одно: абсолютная честность и искренность; окончательный и бесповоротный выбор; понимание мира как непрерывного движения, высочайшее целеполагание и приверженность вечным ценностям. Они имеют особый характер и не зависят от исторической эпохи, социального устройства, уровня интеллекта, национальности и половой принадлежности.

 Это важная часть того, что мы именуем духовностью, и тот порог, от которого начинается путь в неведомое и невероятное. Остается лишь включить эти измерения в динамическую структуру духовного пространства-времени, и у вас получится весьма качественная, логическая и непротиворечивая  модель мира...

***