1. Расколотый мир - Представление темы

Фокас Владимир
Здравствуйте! Давно не встречались…  Сегодня нам предстоит разговор о достаточно серьезных вещах, хотя многие из них на первый взгляд выглядят несерьезно. Например, вопрос о том, ЧТО есть наше знание о мире. И действительно, что это за вопрос: "Что мы знаем о мире?" - и как на него отвечать? Потому что знаем  очень и очень многое, и не только знаем, но и умеем. Что же касается суммы этого знания, то оно давно превысило все допустимые пределы и стало недоступным для обычного человеческого разума.

Оно, это знание, перестало быть единым, универсальным, цельным, расколовшись на множество направлений, областей, дисциплин, каждая из которых обзавелась собственным языком, методологией, системой доказательств, философией и мифологией. А заодно и выстроила некий храм, где молятся исключительно собственным богам и куда со своим уставом ходить не принято.

В результате не только единый мир раскололся на множество частей - раскололись и мы сами. Нельзя сказать, что произошло это совсем уж неожиданно. Нас уже полвека приучают не к надежному, прочному и научно обоснованному миру как факту всеобщего существования, а как к некоему почти непредсказуемому, непрерывно изменяющемуся вероятностному процессу, в котором мы не то статисты, не то участники, не то заложники.

Мы привыкли к тому, что "действительность - это совсем не то, что есть на самом деле", что "тот, в качестве кого я себя знаю, совсем не тот, который есть я сам". Почти оказались от попыток понять лозунг: "Хочешь быть счастлив - будь им!"- и до сих пор гадаем, что это - злая ирония или добрый совет. Смирились с тем, что вместо одной Земли у нас теперь "земли", а вместо одного мира - множество миров: параллельных, альтернативных, виртуальных, "тонких", "внеземных" и т.д.

Мы в значительной степени потеряли  прошлое и ничего не можем сказать о будущем, потому что сегодняшняя футурология категорически не приемлет самого термина "предсказание", "прогнозирование", оставив в своем арсенале лишь "планирование", да и то крайне осторожное. История ХХ века полностью доказала богословский тезис: "Хочешь насмешить Господа Бога - расскажи ему о своих планах"...

То, что еще полвека назад вполне можно было предсказывать и планировать, а, главное, ДЕЙСТВОВАТЬ в соответствии с этими планами и главными тенденциями экономического, политического, социального, культурного, технологического и духовного развития человеческой цивилизации, сегодня стало невозможным.

О множестве вещей мы уже не можем сказать ничего определенного, например, о природе реальности, пространства и времени, об устройстве и происхождении мироздания, не говоря уже о нас самих, о главных линиях мирового развития и путях эволюции живого, разумного и общественного. То же самое касается и ЗНАНИЯ.

В самом общем смысле этого слова знание — результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только то, что обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обосновано и допускает эмпирическую или практическую проверку.

Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о
чём-либо), однако не  противопоставляется  вере. По крайней мере, не противопоставляется категорически. Сказанное выше относят к упрощенному,  частному и бытовому пониманию.  В философской же интерпретации знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений.

Широкое понимание знания приближает, отождествляет его с понятием информации, что ведёт к столкновению со сложным вопросом о видах знания, главными из которых можно обозначить «истинное» и «ложное» (дезинформация). Здесь же появляется знание обыденное, знание как умение, знание как мнение, как оценка, как подражание и т. д.

В зависимости от того, ЧТО понимать под знанием, можно утверждать, что знание может быть также зафиксировано в чувственных образах, получено путём непосредственного восприятия. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Здесь понятие знания тесно сливается с понятиями информации и информационной памяти.

Давно прошли те времена, когда приоритет принадлежал знанию научному и научно- техническому,  поиски истины считались иллюзорным и бессмысленным занятием,  научно-технический прогресс являлся мерилом  цивилизованности, а общественно-политическое устройство определяло его экономику. В определенной мере утратили свое значение и прежние идеологические установки, и социальные модели, и задачи образования, и облик культуры, и язык искусства.

Во всем воцарился принцип неопределенности, та особая среда, в которой человеческое начало существовать практически не может. Ему не на что опереться,  нечем дышать, некуда стремиться, не во что верить, а в самом предельном значении и незачем жить.

Любое разумное существо устроено так, что без если не оптимистического, то по крайней мере благоприятного самопрогнозирования оно не может ни расти, ни развиваться, ни совершенствоваться. А так как человек - это существо не только биологическое, но и социальное, и нравственное, и духовное, то с ростом неопределенности столь же размытыми и неопределенными становятся и эти области его существования.

В истории человечества такие периоды бывали, и не раз, однако никогда еще они не достигали такой напряженности и апокалиптичности. Что же касается способов и приемов реагирования, то здесь ничего нового нами не придумано. Это либо бегство (абсолютно неважно, куда и каким способом), либо мимикрия, либо безвольное смирение, либо бунт, либо защита, либо нападение.

 Есть и еще один, почти универсальный способ - редукция, т.е. предельное и запредельное упрощение, разотождествление со всеми общечеловеческими нормами и ценностями, попытка вернуться туда, откуда человечество с таким трудом и такими муками выбиралось многие тысячелетия.

Сегодняшний процесс регрессии - факт, который никто не возьмется отрицать. Но вот как к нему относиться? Как к внезапному безумию? Одержимости? Тяжелой болезни роста? Или к инстинктивной попытке спасения самого себя через самого себя, потому что иных способов либо нет, либо вера в них давно утрачена...

Что реально мы можем предложить нынешнему человечеству, какую дать надежду и какой указать путь? Какое знание о себе и мире ему сейчас нужно в первую очередь? Что мы должны знать такого, о чем либо забыли, либо "знать" не научились, либо знанием не считаем вообще? Что может вывести человека из создавшегося тупика?

Вряд ли это будет наука с ее строгим и беспристрастным знанием о физической вселенной и запредельными  уравнениями новой теории мира, ее математика и топология. Боюсь, что не справятся с такой задачей и интегральная философия, и квантовая психология, и полунаучная новейшая эзотерика с  полунаучным оккультизмом.

ИБО ВСЕ ЭТО НЕ ЕСТЬ ЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА О САМОМ СЕБЕ.  В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ - О ТОМ, ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ. ЭТО ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО, ИЗ КОТОРОГО МЫ МОЖЕМ ИЗВЛЕЧЬ ЛИШЬ САМУЮ МАЛУЮ ПОЛЬЗУ.

ЭТО РЕЛИГИЯ, В КОТОРОЙ НЕТ НИ БОГА, НИ ЧЕЛОВЕКА. ЭТО БЕЗЗАКОНИЕ, ЛИШЬ ПРИТВОРЯЮЩЕЕСЯ ЗАКОНОМ. ЭТО ПОВЕРХНОСТНОЕ, ПЛОСКОЕ ЗНАНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ГНОЗИСОМ. ЭТО ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ О САМОЙ СЕБЕ. ЭТО ДУША, НЕ ЗНАЮЩАЯ, КАК И ЧЕРЕЗ ЧТО ОНА МОЖЕТ ВЫРАЗИТЬ САМУ СЕБЯ. ЭТО "ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ", УТРАТИВШЕГО ЛЮБУЮ НАДЕЖДУ БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ.

Обо всем этом мы говорили, и говорили великое множество раз. И будем говорить еще и еще, пока не достигнем хоть какой-либо ясности. Пусть и относительной, потому что принцип непрерывной изменчивости мира (и, следовательно, и нас самих как его неотъемлемой части) заставляет нас снова и снова задавать почти  одни и те же вопросы, но именно ПОЧТИ те же...

Факт постоянного возвращения "на круги своя" смущать не должен. Ведь суть этой работы не в том, чтобы непременно открыть для себя или людей нечто принципиально новое, необычное, сенсационное либо "шокирующее". И если вам приходится слышать эти два последних определения, можете быть уверены: ничего ни сенсационного, ни шокирующего в них не будет. Да и само сообщение скорее всего окажется обычной дезинформацией.

Необходимо привыкнуть к мысли, что самое главное для нас не "открыть", не заработать статус творческой натуры, а СТАТЬ. Пусть хоть ненамного, но стать ИНЫМ, чем вы были позавчера и вчера. Умнее, прозорливее, лучше, выше, тоньше, светлее, терпимее, добрее. И тогда вопросы, которые вы задавали недавно, станут совсем иными. Как и получаемые ответы. Они были ранее и они звучали, просто вы еще не готовы были их услышать. Ибо не было в вас того, что способно было услышать и понять.

Не следует считать также, что нас "вчерашних" уже не существует. Ожидать от себя какого-то неожиданного, сверхъестественного, взрывообразного изменения и тем более планировать его - ошибка, чреватая многими неприятными последствиями. Так бывает, и то очень редко, в самом начале пути. Затем все уходит вглубь, стихает, успокаивается... Впереди годы и десятилетия сложного и изматывающего труда, потому что реально ощущаемые перемены происходят так медленно, так медленно...

Иногда даже кажется: нет у тебя уже никаких вопросов... Все либо окончательно ясно и понятно, либо наоборот - невероятная масса всего пережитого, прочувствованного, воспринятого во много раз превышает возможности понимания и соответствующего реагирования.

Проходит какое-то время, и в тебе рождается вроде ничем не подкрепленная уверенность: не существует вопроса, на который не было бы ответа. Иначе он никогда не родился бы в нас и не был задан. Подчеркиваю особо: это понимание не имеет ничего общего с утверждением научным, звучащим примерно так: "Все непознанное рано или поздно будет познано".

Скорее с другим: "Нет ничего тайного, что не стало бы явным". Первое порождено исследующим  разумом, второе - ощущением глубочайшей Тайны Мира, верой в существование таинственного и скрытого ГНОЗИСА, сакрального по самой своей сути. Именно отсюда мы всегда получали и продолжаем получать ответы и подсказки.

И пусть Отвечающий нам пребывает в самой непостижимой космической  глубине, мы рано или поздно получим ответ, даже если для этого придется идти и в эту Вечность, и эту Бесконечность. Не зря ведь сказано: "Человек - это не ответ, это вопрос".

И если вас что-то серьезно затронуло, если есть что-то такое, что беспокоит, тревожит, не дает жить спокойно - начинайте искать ответ. Вначале вы можете не найти его или найти множество. Не смущайтесь и продолжайте искать. Не бойтесь спрашивать, ибо ответ этот может оказаться совсем не там и не в том, где вы искали. Не беспокойтесь о времени - и через год, десять, двадцать решение будет найдено. И даже если вопрос так и остается открытым, вы заберете его с собой...

Мне думается, что в таком сложном разговоре не стоит занимать позицию адепта,  пророка, просветителя, представителя какой-либо отдельной  школы либо учения. Предстоит также отказаться от любой категоричности, ибо привычка мыслить исключительно категориями - почти всегда признак механического мышления и такого же понимания.

В то же время не будем становиться на позицию беспристрастного, невовлеченного и необусловленного наблюдателя. Это невозможно в принципе. Жизнь так устроена, что часть никогда не может быть оторвана от целого и вследствие этого перестать быть этим целым.

Задача перед нами совсем другая: попытка постижения СУТИ ВЕЩЕЙ, всей полноты  их проявлений и взаимосвязей во всех мирах и людях, временах, пространствах и эпохах. Поэтому давайте начнем с самого простого, всем понятного и близкого...

***