Стыд и совесть

Гадаев Алексей Вениаминович
Когда человеку стыдно, он чувствует вину оттого, что ведет себя неправильно или совершил что-то плохое и т.п.
Стыд - эмоция или чувство?
Стыд - это модификация страха, тревоги и печали. Возможно, что стыд - это социальная эмоция.
К.Э. Изард предполагает, что стыд имеет предпосылки, причины и последствия:
Причины
Чувства
1) Разочарование в себе, ощущение своей несостоятельности.
2) Самоосознание (синонимы стыда, например неловкость, скованность).
3) Ощущение, что сделал что-то ранящее других.
4) Ощущение, что сделал что-то, юридически или моральнот неверное.
5) Ощущение изоляции , отверженности, потерянности, брошенности.
6) Синонимы печали.
Мысли
1) О неудаче, разочаровании, о заслуженности порицания.
2) О том, что сделал что-то, что задевает других.
3) Грязные, аморальные мысли.
4) Мысли о совершении глупости.
5) Мысли о чрезмерной и незаслуженной похвале.
:6) Мысли о раскрытом обмане.
7) Негативное представление о какой-то своей особенности (полноте, длинном носе, оттопыренных ушах).
Действия
1) Поступок, юридически или морально неправильный, вредный.
2) Поступок неправильный , глупый, ошибочный.
3) Поступок вредный для окружающих.
4) Поступок, который нужно было совершить, но который не был совершен.
 5) Переживание за дорогого и любимого человека, попавшего в неловкую для него ситуацию или совершившего проступок.
Последствия
Чувства
1) Смущение, неловкость.
2) Чувство неадекватности, разочарованности, неудачи.
3) Уныние и обескураженность, печаль.
4) Чувство одиночества, изоляции, отверженности, потерянности.
5) Чувство нечистоплотности.
Мысли
1) Пораженческие мысли, разочарование в себе, самообвинение.
2) Размышление о необходимости того или иного поступка; мысли о том, как следовало бы поступить и почему не поступил как следовал бы это сделать.
3) Рационализация, то есть нежелание руководствоваться чувствами.
4) Мысли о необходимости загладить вину, извиниться.
5) Об отстраненности (с точки зрения окружающих).
Действия
1) Сожаления, попытки загладить вину, извинения, попытки исправиться, обещания больше не повторять обид.
2) Стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих.
3) Попытки забыть о неправильном поступке, избавиться от неприятных ощущений.
4) Попытки найти причины, понять, почему это было сделано.
5) Наказание самого себя.

Ильин Е.П. пишет:
"Ещё Аристотель писал, что стыд - это такое неприятное чувство. которое ведёт к дурной славе. Никто не стыдится младенцев и животных, и стыд. ощущаемый нами в присутствии других людей, соразмеряется с тем уважением, которое мы имеем к их мнению.
Внешним выражением стыда может быть опускание головы и век ( иногда глаза совсем закрыты, а иногда "бегают из стороны в сторону" или часто мигаю; поэтому Аристотель приводит греческую пословицу "стыд живёт в глазах"), отведение взгяда (а если человек этого не делает, то в народе говорят "бестыжие глаза"), отворачивание головы в сторону. Человек испытывает стремление сжаться. сделаться маленьким. незаметным, "провальться сквозь землю".
С возрастом человек научается конторлтровать экспрессию своих эмоций.
Спиноза понимал стыд как печаль, сопровождаемую представлением о своём действии, которое подлежит осуждению со стороны других.
К. Д. Ушинский не отличал стыд от раскаяния. Чувство стыда побуждает человека скрывать свой поступок, а чувство раскаяния побуждает открыть его".
К. Изард пишет. что стыд - это осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаем негативным переживанием - огорчением, беспокойством или тревогой, но это лишь повод для возникновения эмоции стыда, а не сам стыд. Стыд сопровождается смущением, а не огорчением и не беспокойством.
Стыд - это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. Стыд - это внутреннее мучение, болезнь души (С. Томкинс)".

"Стыд - эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого, своих поступков или некоторых индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (стыд за другого).
Переживается стыд как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение. Стремление избежать подобных переживаний - мощный мотив поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Различные люди имеют различные пороги стыда, обусловленные ценностными ориентациями, направленностью личности и связанной с ними чувствительностью к мнения и оценкам окружающих" (Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. с.638-639).
Стыд - полностью социально обусловленная эмоция и способствует профилактике конфликтов.
Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины.
Совестливость - черта личности, нравственное чувство, которое удерживает человека от неблаговидных поступков (Википедия).
"Атака стыда" - это паническая атака поощрения человеком делать что-то вопреки страху показаться глупым или переживать стыд за сделанное.

Совесть - специфическй механизм нравственного самоопределения:, это ведущий стимул совершенствования человека, оценивающего свои поступки на основе нравственного идеала и доминирования в человеке ответственности перед самим собой и мирозданием за свою жизнедеятельность и поступки Другого. Сама этимология слова «со-весть» говорит о том, что это «весть» переданная со-обществом о том, как человек раскрывает свои потенциальные возможности.
А.С. Пушкин писал:
"Да, жалок тот, в ком совесть не чиста",
и еще в "Скупом рыцаре":
"Мне разве даром это все досталось,
Или шутя, как игроку, который
Гремит костьми да груды загребает?
Кто знает, сколько горьких воздержаний,
Обузданных страстей, тяжелых дум,
Дневных забот, ночей бессонных мне
Все это стоило? Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом,
Что я не знал желаний, что меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают?..
Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел".

Совесть - это знание того, что является добром и злом. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед собой, окружающими людьми и обществом.
Совесть - это обоснованный набор интериоризованных моральных принципов, который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Совесть - это запреты и обязательства.
Совесть в отличие от чувства долга, она включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед собой, перед другими людьми и обществом. Совесть - общественно воспитуемая способность человека. Поведение совестного человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного - деструктивно. "Без совести" в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению" (Ж.-Ж. Руссо) [А.Я. Анцупов. А.И.Шипилов].


Добрая совесть — (bona fides) — юридическое понятие, служащее для определения образа действий сторон, заключающих юридические сделки, и вместе с тем, принцип толкования этих сделок.
Добрая совесть, - когда ее голоса прислушивается человек. Это моральный и нравственный человек, зрелая и целостная личность ... Другие же подавляют голос совести, поступают вопреки ее требованиям: прожженная совесть.
Добрая совесть словно стражник, который поставлен, чтобы следить за человеком и раскрывать и то, что он с легкостью скрыл бы, если бы мог

Даниил Гранин в своей книге "Причуды мей памяти" о совести пишет:
"В последние годы своей жизни Дмитрий Сергеевич Лихачев упорно возвращался к проблеме совести. Он с печалью видел, как она перестает быть мерилом нравственности, как Россия становится страной без стыда и совести.
После замечательного русского философа Владимира Соловьева Лихачев, пожалуй, единственный, кто так настойчиво занимался категорией совести.
Соловьев считал, что совесть есть развитие стыда. Должен быть стыд, нет стыда — тогда совесть молчит.
Стыд был первым человеческим чувством, которое отличило человека от животных. Можно считать, что человек — животное «стыдящееся». Господь обнаружил первородный грех Адама и Евы по тому, как они устыдились своей наготы. И изгнал их из рая.
Человек постепенно начинал понимать, что «должно по отношению к людям и к богам», и тогда инстинкт стыда стал превращаться в голос совести, то есть Адам и Ева устыдились совершенного ими, и этот стыд, который заставил их прикрыть себя фиговыми листьями, и был первым голосом совести.
Лихачев сумел развить это положение, дополняя его ролью памяти. Он показывал, как память формирует совесть. Без памяти нет совести, память сохраняет наши грехи, память семейная, культурная, народная питает совесть, требует от нее. Она побуждает совестливость отношения к старшим, к друзьям, родным. Вспоминает, правильно ли мы жили, хорошо ли обращались со своими родными. Позднее наше раскаяние — это работа памяти, которая тревожит совесть. Память, как историческая категория, — когда, побывав в Гамбурге на кладбище русских солдат, жертв Первой мировой войны, я вдруг сообразил, что у нас в России не видел и не знаю ни одного кладбища, где сохранялся бы прах русских солдат, погибших в ту Первую мировую войну.
А что такое действия вандалов на наших кладбищах, или что они творят в Летнем саду. Это что? Это свидетельства жизни без памяти.
Лихачев обращал наше внимание на некоторые особенности совести.
«Совесть противостоит давлениям извне, она защищает человека от внешних воздействий!» И в самом деле, к человеку порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, пропаганды учителей, воспитателей, даже родителей.
«Поступок, совершенный целиком по совести, — это свободный поступок».

Я спрашиваю себя: а зачем человеку придали (навязали) эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от нее, какой от нее прок, если она не приносит никаких выгод, если не дает человеку преимуществ ни для карьеры, ни материальных? Благодаря чему она существует, совесть, которая грызет и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься. Откуда она взялась? На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. Она не ошибается. Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

Когда я говорю поступок по совести, мне приходят на память некоторые удивительные примеры, впечатлившие меня надолго".

Материал Психологос
Стыд, стыдное, то что стыдно - качество или поведение человека, осуждаемое окружающими с моральной точки зрения. Потеря чести, бесчестие, позор. То, на что убедительно кидается моральное обвинение: "Фи, какой стыд!" "Стыд, срам, позор!" "Безобразие какое, стыд-то какой!"
Что стыдно?
В разных группах и культурах стыдными могут признаваться разные вещи. У детей бывает стыдно быть рыжим или толстым, в школе может быть стыдно как не выучить уроки, так и быть отличником...
Кто может стыдить?
Стыдить, осуждать с моральной точки зрения может, имеющий моральную силу. Это может быть как авторитетный человек, представитель референтной группы, так и случайный, недалекий человек, сильно кидающий моральные обвинения.
Смысл стыда
Обозначать нечто как стыдное, стыдить - способ управления поведением человека через негативное подкрепление. Используется как в воспитании, так и в разнообразных манипуляциях.
Стыд и чувство стыда
В настоящее время стыд чаще понимается как переживание человека при совершении недостойного поступка, как чувство стыда: боль и страх, потеря активности, ощущение стесненности и понижение самооценки.
Близкие понятия
Вина - то, что налагается на человека вследствие нанесения им ущерба, нарушения законов или договоренностей.
Совесть - готовность вести себя по-человечески, порядочно, ответственно, в соответствии с нравственными нормами. Поправлять свое поведение в нравственном направлении.

Чувство стыда — боль и страх, потеря активности, ощущение стесненности и понижение самооценки (состояние не-ОК).
Как делается чувство стыда
Чувство стыда создается неподвижность, сутулостью, поднятыми плечами и опущенной головой. Внутренний текст: "Эх, дурак я, дурак... Ну как же я мог?"
Природа чувства стыда
Стыд - не врожденная эмоция. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние страха, а сложное поведение стыда им освоить еще предстоит. Стыд выучивают в возрасте обычно от 3 до 7 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Переживание стыда обычно используют для защиты себя от порицания окружающих за промахи в своем поведении. "Ну, тебе стыдно?" - "Стыдно...". Все, вот взрослые и отстали. С повторением чувство стыда начинается включаться непроизвольно в ситуациях, которые понимаются как "это стыд", "это стыдно".
Чувство стыда и уверенность в себе
Как эмоциональное состояние, стыд может быть как реакцией на конкретные внешние обстоятельства, так и привычным, выученным состоянием, по сути превращаясь в состояние неуверенности. Ребенок, привыкший к тому, что его постоянно стыдят, теряет уверенность в себе, становится неуверенным человеком.
Чувство стыда и продуктивное поведение
Люди, склонные не переживать, а действовать, вместо переживания стыда анализируют свое поведение и, когда это разумно, его меняют. Учат себя быть более адекватным. .
Взрослые люди, имеющие привычку переживать стыд, от этой в целом непродуктивной привычки стараются отучиться.
Как сделать стыдно ребенку
Если у ребенка еще недостаточно разума, чтобы самостоятельно корректировать свое поведение, родители и воспитатели удерживают его от совершения нежелательных поступков через формирование чувства стыда. Самая распространенная схема: в момент совершения нежелательного действия (например, ребенок явно соврал и его легко уличить) ребенка останавливают (не дают играть дальше, прекращают игру), указывают на то, что он сделал, припечатывают его действие клеймом, бьют сильными словами по больным точкам (если нет, стараются создать, пробить ребенка), нагоняют страх, формируют подчиняющееся поведение и фиксируют в итоге формулой "Тебе должно быть стыдно!" Постепенно ребенок выучивает, что когда ему становится больно, страшно и он в подавленном состоянии, то его не отпустят и не дадут играть, пока он не перестанет сопротивляться и признается, что ему стыдно.
Близкие понятия:
Чувство вины - ощущение тяжести и боли, которое налагает на себя сам человек вследствие совершения им поступка, нарушающего его внутренний запрет.
Совесть - набор указаний и поведенческих программ нравственного характера, заложенных в человека в детстве.
Стыдливость - страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство.
Гордость и чувство стыда
Выражение гордости и стыда сходны со знаками доминирования и подчинения у животных.
Признаки чувства гордости: человек расслаблен, излучает уверенность и спокойствие. Эти типичное поведение вожака. Вожак выпрямляется в полный рост, и все окружающие сразу чувствуют этот подсознательный сигнал - прямая, спокойная осанка говорит о высоком ранге. Признаки чувства стыда, противоположно. Человек отводит глаза, опускает голову, сутулится. Поведение становится суетливым и нервозным.

Культура стыда

Культура стыда - (автор термина - Рут Бенедикт, "Хризантема и меч.
Характеристика «культуры стыда»
Существуют предписанные строгие ритуалы, соблюдение которых необходимо для всех. Нарушенный ритуал - это позор. Искупить это позор можно только соблюдением ритуала.
Поведение оценивает общество, а не сам человек, сильная оценочная зависимость.
Интересы группы, к которой принадлежит человек, всегда выше интересов конкретного человека.
Нравственность не в том, чтобы искупить грех, а в том, чтобы его не совершить.
Отсутсвия возможности замаливания грехов, исповеди.
Нравственное наказание за ошибку - Презрение родных и близких, презрение товарищей, презрение группы, к которой принадлежишь.
Необходимость действовать исходя из правил, принятых в группе.
В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом, которому сознаются в совершенных поступках.
Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей "культурой стыда" в отличии от европейской "культуры вины".
В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора.


Добрая совесть — (bona fides) — юридическое понятие, служащее для определения образа действий сторон, заключающих юридические сделки, и вместе с тем, принцип толкования этих сделок.
Добрая совесть, - когда ее голоса прислушивается человек. Это моральный и нравственный человек, зрелая и целостная личность ... Другие же подавляют голос совести, поступают вопреки ее требованиям: прожженная совесть.
Добрая совесть словно стражник, который поставлен, чтобы следить за человеком и раскрывать и то, что он с легкостью скрыл бы, если бы мог.
+++
О совести
Виктор Франкл
"Совесть принадлежит к числу специфических человечески проявлений, и даже более чем специфически человеческих, ибо она является неотъемлемой составной частью условий человеческого существования, и работа её починена основной отличительной характеристики человеческого существования – его конечности. Совесть, однако, может и дезориентировать человека. Более того до последнего мгновения, до последнего вздоха человек не знает, действительно ли он осуществил смысл своей жизни или лишь верит в то, что этот смысл осуществлен» (с.38).
Истоки совести исходят к бессознательному. В том смысле совесть можно назвать также иррациональной; она алогична или, ещё точнее, дологична и интуитивна. Интуитивна по своей сущности и любовь, ведь и она тоже усматривает то, чего ещё нет. В отличие от совести, однако, любви открывается не то, что должно быть, а то ещё не существующее, что может быть. Любовь видит и раскрывает возможную ценностную перспективу в любимом. Она тоже своим духовным взором предвосхищает нечто: те ещё не реализованные личностные возможности, которые кроются в любимом человеке.
Но совесть и любовь равны друг другу не только в том, что и та и другая имеют дело не с действительностью, а лишь с возможностью; не только в той заранее очевидной особенности, что и та, и другая могут действовать лишь интуитивною. ... Как совесть, так и любовь имеют дело с абсолютно индивидуальным бытием (c.97-98).
Литература:
1.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник М.: Прогресс, 1900.