Давыдович

Сергей Богаткин
  Училище, которое я заканчивал, было в СССР единственным и неповторимым в своем роде. Я бы его назвал военным институтом культуры. И соответственно, в программе обучения был ряд предметов, которых не встретить в обычных военных ВУЗах.

  Одним из них была история русской литературы. Преподавал ее довольно оригинальный и по тем временам немного фрондирующий гражданский преподаватель (подчеркиваю это обстоятельство, т.к. в училище подавляющее большинство преподавателей офицеры), которого звали Роман Давидович (фамилию его за давностью лет я, к сожалению, позабыл).

  Читал он лекции интересно, часто выходя за рамки отведенной программы, рассказывая о тех современных произведениях, которые ни по каким своим характеристикам в то время не могли войти в список рекомендованных к изучению.

  Но мне хотелось вспомнить не об этом, а о том, как один из наших курсантов сдавал зачет по литературе.

  Так получилось, что курсант N не блистал знаниями по этому предмету и, приступив к ответу, начал "сыпаться" буквально с первых фраз. Присутствовавшие на зачете его товарищи по группе только сочувственно вздыхали: "Не повезло парню. Незачет гарантирован и, следовательно, сидение в казарме  вместо отпуска".

  Роман Давидович скептически ухмыляясь, слушал жалкие потуги курсанта, иногда хмыкал, снимая и одевая очки и вставляя многозначительные междометия, чем еще больше сбивал курсанта во время ответа.

  Наконец ангельское терпение преподавателя иссякло и он прервал ответ:

-Да, товарищ курсант. Ваши познания в литературе поразительны. Неужели Вы ничего не читаете?

Тот с обидой:

-Товарищ преподаватель. Я читал.

-И что Вы такое читали, о чем я мог бы Вас спросить?

Курсант замялся.

-Ладно, я задам Вам один вопрос и если Вы на него ответите, то я поставлю Вам "удовлетворительно".

N с готовностью кивнул головой.

-Вы читали роман "Давыдович"?

Мы все, сидящие, слегка обалдели. Такого романа никто из нас не знал. Но потом до нас дошло, что Роман Давидович просто обыграл свое имя-отчество, создав "новый" бестселлер. Разгадав его коварный план, мы, затаив дыхание, ждали, что же ответит бедолага-литературовед.

 Понимая, что другого шанса не будет и надо отвечать, даже если не знаешь, N набрал в грудь побольше воздуха и ответил:

-Конечно читал!

-Да-а-а???!!! Интере-есно. И о чем же этот роман?

  И тут "Остапа понесло":

-Роман "Давыдович" повествует нам о герое Отечественной войны 1812 года, легендарном руководителе партизанского движения Денисе Давыдове, которого подчиненные солдатики за глаза любовно называли "Давыдович".

Вдруг плавный ответ прерывает рык разъяренного льва:

-ЧТО?????!!!!!!! Вы обалдели????!!!!!! Какой партизан??? Да это же я Роман Давидович! Я!!!! Это мое имя!!!!! Вы даже не знаете как зовут Вашего преподавателя по литературе!!!!!! ВОН!!!!! И чтобы я Вас больше здесь не видел!!!!!!!!!!

  Опешивший от крика и покрасневший курсант пулей вылетел из аудитории, а Роман Давидович, посмотрев на наши изумленные лица, вдруг расхохотался:

-Надо было этому дураку трояк за находчивость поставить. Ну да ладно. Продолжим зачет.

 А зачет по литературе наш герой все-таки сдал. Правда другому преподавателю. Ну а в курсантской среде появилась новая байка про "Давыдовича".

[С-Петербург. 2018]