Первый ЖСК с ссудой в Ленинграде

Анатолий Гринблат
Анатолий Гринблат

Первый  ЖСК с ссудой в Ленинграде

В 1962г. мой сослуживец и приятель Игорь Шпигель пригласил меня сходить в гостиницу «Европейская», где остановился его знакомый, работающий в общем отделе Академии наук  в Москве. И у него мы узнаём замечательную новость: появилось постановление правительства о создании жилищно-строительных кооперативов с оплатой 40% стоимости и 60% ссуды на 15 лет. И мы, нуждающиеся в улучшении жилья, в виде небольшой группы сослуживцев и приятелей начинаем организовывать ХСК, не дожидаясь организации в городе соответствующих реализующих структур. И мы становимся в Архитектурно- планировочном управлении на ул. Зодчего Росси почти своими людьми. Там мы оформляем все необходимые акты, знакомимся с предполагаемыми местами застройки и с проектами. Конечно, хотелось что-то необычное, и мы обращаемся в институт архитектуры, где нам предложили дом с двухэтажными квартирами. Но это напрасные мечты, т.к. разрешались только пятиэтажные «хрущёвки». Даже главному архитектору города Каменскому, когда он затеял проект парадной улицы Ланское шоссе, добиться там шестиэтажных домов без архитектурных украшений удалось с большим трудом. Выбрали мы два одинаковых кирпичных дома, привязанных друг к другу под 90 градусов. В результате мне пришлось идти к Каменскому за разрешением, в связи с некоторым отклонением одного дома от разрешённых правил ориентации относительно сторон света. И далее у нас началось тесное общение с проектным институтом на Троицкой площади. Там нам привязывают дома к местности, которую мы выбрали в районе Чёрной речки у места дуэли Пушкина (напротив памятного  монумента), а ЖСК назвали «Ждановец» (район тогда был Ждановский). Там же проводят финансовые расчёты, которые мы старались сделать минимальными и многое другое. На пятне нашей застройки находился склад мебельной фабрики, находящейся на Каменноостровском проспекте. И мы там знакомимся с людьми, от которых зависит быстрая ликвидация склада. Знакомимся со строительным управлением СУ-105, которое предназначено для нашей стройки. Общение с ним нам много помогало участвовать во многих аспектах при строительстве. Фундаменты стали заливать бетоном в морозы, поэтому мы наняли опытного строителя, который следил за качеством заливки, проводя анализы. А далее следили, чтобы паркет на полы был качественным, чтобы столярка в доме была сухой и качественной. Обои мы ездили выбирать на фабрику на Васильевском острове. Наше участие в строительстве продолжалось и во многом другом и очень тщательно при приёме домов в завершении строительства. Первым был завершён к лету 1963г. дом, обращённый к монументу. И я туда въехал без задержки в двухкомнатную квартиру на третьем этаже.
Стоимость квартир была не большой, поэтому однокомнатные и двухкомнатные квартиры распределились среди нашей инженерной братии. На трёхкомнатные у неё пороха не хватило, поэтому мы стали приглашать военнослужащих военно-морской академии. По завершении всего строительства дома быстро заселились. Через некоторое время мы из своих организовали управление и стали осваивать жилища. Нам вернули некоторые суммы за перенос слада мебельной фабрики и за небольшую домашнюю кухню, расположенную в доме, выходящем на Новосибирскую ул. И это было учтено в месячных платах.
В наших совместных планах мы предполагали совместную активную жизнь. Но сразу это не очень удалось, т.к. все закопались в домашних доделках и в  оснащении мебелью. Основные работы заключались в обработке паркетов полов и в достройке встроенных шкафов всякими приспособлениями.
Кухни мы покупали немецкие за 200 рублей и делились, т.к. там все предметы были вдвойне. Но постепенно все угомонились. На доме появился дикий виноград, на территории посадки деревьев и кустов в добавок к благоустроенным строителями.
Стали чаще ходить друг к другу и задумывать общие мероприятия.