Не помогла газета

Сергей Александрович Горбунов
Мужчина решительно вошел в кабинет, поздоровался и, увидев двух сотрудников, сидящих за столами, напористо сказал:
- Мне нужен корреспондент Сергей Заречный. – И добавил, что в приемной редакции его направили именно к этому журналисту.
Так как таковым был я, то пригласил мужчину сесть на стул возле моего рабочего стола и изложить то, зачем он пришел в газету.
Нервно сжав и разжав кулаки, посетитель начал свой рассказ.
- Я – по профессии водитель. Когда после перестройки экономики нашу автобазу растащили, я остался без работы. Пробовал на своем «жигуленке» таксовать, но – это не по мне. А так как я прежде нередко ходил в дальние, междугородние рейсы, то решил вновь вернуться к этому занятию. Но, уже, как самостоятельный субъект. То есть, купить автомобиль (решил приобрести рефрижератор) и возить по заказам различных торговых компаний в свой город продукты питания. Свои накопления в долларах у меня были, остальное занял у родственников жены и у друзей и начал подыскивать подходящий «холодильник». Поиски привели меня в одну из новых частных автотранспортных фирм. Там меня выслушали, попросили прийти на следующий день, пока они подыщут мне то, что я прошу. Когда я вновь явился, мне сказали, что я – счастливчик: торговый агент нашел в соседнем городе рефрижератор по очень приемлемой цене. Фирма хотела забрать его себе, но в данный момент, о чем сожалеет,  его купить не может, так как недавно  приобрела несколько большегрузов и сейчас испытывает кратковременные финансовые трудности. Поэтому, дескать, уступает товар мне. Для наглядности, показали в компьютере то, что нашел агент. Действительно, на картинках и по техпаспорту машина была в хорошем состоянии, и я сказал, что забираю ее.
Спустя несколько дней меня вновь пригласили в автотранспортную фирму и предъявили на осмотр рефрижератор. Не скрою, от радости, что я стану владельцем такой техники и буду работать сам на себя, – у меня закружилась голова. Тем не менее, я вроде бы все в машине проверил и, даже, выехал на ней за город. После чего оформил в фирме все документы, оплатил шестнадцать тысяч долларов и поставил на учет в дорожной полиции приобретенную технику.
Радость моя длилась недолго. Через пару месяцев машина, хотя я относился к ней бережно, начала «сыпаться». Но, хуже всего то, что холодильный фургон оказался не герметичным. Он плохо держал температуру, а, главное, в него попадала пыль. По поводу чего мои клиенты выражали недовольство. Пробовал я исправить все эти поломки, но, во-первых, – это накладно, а, во-вторых, – давало кратковременный эффект. И тогда я направился к продавцам, в транспортную фирму, и сказал, что возвращаю им рефрижератор, а они мне – уплаченные мною за него деньги. За минусом амортизации. То есть, того времени, что я на нем ездил. Сказал я им и о том, что с меня они взяли за машину больше, чем она стоила, чуть ли не как за новую.
Но, со мной никто разговаривать не стал. Мне лишь было заявлено: ты видел, что покупал и мы тебя не заставляли подписывать акт приема-передачи. Вдобавок – еще не известно, как ты эксплуатировал машину. На этом мы  расстались.
- Ну, а от газеты вы что хотите? – задаю вопрос мужчине.
- Как что!? – он даже опешил. – Чтобы вы рассказали об этих жуликах и помогли мне вернуть доллары. А рефрижератор пусть забирают. Я для вас даже копии документов сделал. – Он  положил на стол тоненькую стопку бумаг.
…Судя по рассказу, расследование ожидалось труднодоказуемым, и вряд ли предвещало положительный результат. Поэтому, я спросил собеседника о том, почему он не обратился в полицию или в прокуратуру, которые  контролируют законность и имеют более действенные рычаги влияния, чем пресса? На это мужчина лишь отмахнулся рукой. Мне ничего не оставалось делать, как пообещать ему – провести  собственное расследование и помочь, чем смогу.
Посетитель ушел, а я принялся изучать переданные мне документы.  Через день созвонился с руководителем транспортной фирмы и договорился о встрече.
Молодой, судя по его виду – знающий себе цену мужчина, через стол протянул мне руку и предложил присесть.
- Я хочу уточнить: какое отношение газета имеет к этой сделке? – он слегка наклонился вперед. – У нас с этим гражданином, если не изменила память его фамилия Сурайкин, все было оформлено по закону, а теперь, когда он излохматил рефрижератор, требует вернуть ему деньги. Вам не кажется, что он –  нахал или больной?
- Судя по дефектным обследованиям, машина изначально была не в лучшем состоянии, в том числе и холодильный фургон, – привожу свой довод.
- Это вы судите по той макулатуре, которую он вам представил? Так в наше время можно купить любую справку и заключение! В общем, так, – директор фирмы дал понять, что разговор окончен, – вы можете писать все, что считаете нужным. Но, я вас предупреждаю на этом берегу: если в материале будут приведены сведения порочащие мою репутацию и фирмы – мы встретимся в суде и я, документально  доказав свою правоту, – выставлю иск вам и редакции. Это, уважаемый, рыночная экономика, а не колхозный базар.
…Не добившись взаимопонимания  у руководства фирмы, обратился к знакомым сотрудникам прокуратуры с просьбой: более тщательно рассмотреть этот конфликт и помочь незадачливому водителю-бизнесмену. Спустя время, получил ответ, что это дело – «дохлое». Купля-продажа оформлена правильно и добровольно. Что касается переплаты за рефрижератор, то данный факт есть, но покупатель не оспорил предлагаемую цену и согласился с условиями продавца. Также трудно доказать: по чьей вине произошли поломки автомобиля, и был ли не герметичным фургон с морозильником в момент покупки.
Об этом я доложил Василию Сурайкину, когда он в очередной раз пришел в редакцию. Мужчина как-то очень внимательно и пристально посмотрел на меня, а потом, как бы обращаясь ни к кому, сказал:
- Ясно. И здесь я правды не найду! Всех фирмач Клюкин уболтал и задобрил!
…Он встал со стула и, не попрощавшись, – вышел из кабинета.
После его слов, мое ощущение было, как у придавленной букашки, дополненное еще и обидой на то, что я искренне желал ему помочь, а меня отхлестали по щекам.
Успокоившись, отчасти реабилитируя себя в собственных глазах,  еще раз попытаться помочь водителю. Написав   материал, в котором, напирая на жалость, рассказал, как начинающим предпринимателям можно проколоться в бизнесе, обозначив фамилию потерпевшего буковой С., а название фирмы, как «одно из транспортных ТОО». Прочтя текст, редактор сказал, что это творение на фельетон и аналитическую статью – не тянет, а говорить без конкретики о том, что «кто-то, где-то у нас порой, честно жить не хочет» – не солидно для газеты и для меня.
Прошел месяц. Я сидел за столом и правил присланный материал. Меня прервал мой коллега, вошедший в кабинет. Прямо с порога он задал мне вопрос:
- Ты слышал новость? Твой водитель рефрижератора – диверсию учинил! Обвешал себя какими-то взрывчатками и, войдя в кабинет директора той транспортной фирмы (там еще заместитель – главный  инженер находился) взорвал и себя, и их. И секретарше досталось, которая пыталась его остановить.
…Журналист был не совсем точным. Себя Василий Сурайкин действительно подорвал. А вот Клюкин и его заместитель остались живы, и отделались лишь контузией. Не сильно пострадала и секретарь-машинистка, которую отбросило дверью.
На похоронах, как узнал позже, жена погибшего горестно рассказывала пришедшим о том, что ее отчаявшийся муж  обращался в газету, но она – не  помогла.
Сергей Горбунов