Снегурочка Врубеля

Светлана Шакула
   Сказку «Снегурочка» А. Островский написал в 1873 г., а в 1881 г. Н. Римский-Корсаков создал к ней музыку-оперу, хотя позже вспоминал:   

   – Первый раз я прочитал "Снегурочку" в 1874 году, когда она только появилась в печати. Она тогда мне мало понравилась – царство берендеев показалось мне странным. Словом, чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня тогда впечатления. Но зимой 1879-1880 гг. я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более и более влюблённым в сказку Островского. И проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем эта сказка, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев (1) с их чудным царём, не было лучшего миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу… 
   ______

   Михаил Врубель, страстный поклонник музыки и театра, по-своему интерпретировал образ Снегурочки – в его картине она превратилась в мистически-загадочный образ, сродни позднейшей Царевне-Лебеди, но без трагического оттенка. Вдохновлённый музыкой оперы, художник создал и других её персонажей, но в керамическом искусстве, а в образе мудрого царя Берендея передал черты своего любимого композитора – Римского-Корсакова...
   Позже именно Врублевские образы использовали художники-аниматоры для создания мультипликационного фильма «Снегурочка» (1952), самого лучшего кинематографического воплощения этой оперы.
   Сказку «Снегурочка» Островский назвал весенней сказкой, потому что в образе дочери Мороза и Весны хотел передать небольшой временной период – момент между Зимой и Весной (2).

   И этот неуловимый момент, короткий и неповторимо прекрасный, Врубель показал в своей картине. Лик Снегурочки – это удивление суетностью людского мира, а её наряд – зимняя нежность золотистого рассвета. Лик Снегурочки – это также лицо недоверчивого ребёнка или весенней Доброты, прячущееся за колючими снежинками. Это также и лик автора-Творца, восхищенного совершенством первозданной природы…

   ___________
 
   (1)  Берендеи – тюркско-славянские племена, жившие в дохристианской Руси, и как воспоминание о них осталось топографическое название – город Бердичев в Житомирской области.
   (2)  Праздник весны или нового года у наших предков был связан с солнцем, новый цикл которого или начало астрономического года – это момент, когда день начинает увеличиваться, то есть 22 декабря. И нет ничего удивительного, что современные новогодние праздники почти совпадают с древним новым годом, который славяне праздновали почти всю зиму, радуясь свободе от полевых работ…

   ___________
   
   О следующем воплощении Римского-Корсакова читайте в этой публикации  http://www.proza.ru/2018/09/15/1129