Совершенная форма. 6. Сокращение личного состава

Михаил Горелик
Продолжение
1. Белые рыбки. http://www.proza.ru/2018/12/17/54
2. Господин Инспектор http://www.proza.ru/2018/12/17/1428
3. Господин Управляющий http://www.proza.ru/2018/12/18/1973
4. Курсант Номер Один http://www.proza.ru/2018/12/19/1708
5. "Да" и "нет". http://www.proza.ru/2018/12/20/1517


***
Здравствуйте, мой дорогой друг…
Хотелось бы сообщить Вам хоть какую-то радостную новость, но их у меня нет.
Мои подопечные отвернулись от меня. Не скажу, что бросили совсем - как и раньше, приносят еду, но это все. Теперь они ходят по пятам за Йозефом, буквально смотрят ему в рот, повторяют его движения, интонации, слова… Копье теперь у каждой!
Мне страшно, дорогой друг. Кончаются силы, пропал хоть какой-то смысл.
Вчера Йозефу удалось вытянуть из меня информацию о том, как я появился здесь. Я не хотел ему рассказывать, но как-то все получилось само собой. А еще он теперь знает и о нашем путешествии к озеру, и о том предмете на дне…
Вот что я сделаю. Завтра пойду к Озеру один - все равно Марта теперь тенью следует за Йозефом. Я нырну и, если не остановится сердце, буду шатать эту проклятую штуку, постараюсь вытащить ее. Может быть, хоть что-то изменится. Может быть, я смогу как-то вызвать тех, кто все это затеял.
Но скорее всего, ничего не получится, и я просто утону.  И все равно я пойду, потому что не вижу другого выхода.
Кажется, именно сейчас и нужно попрощаться.
Мой дорогой, дорогой друг. Спасибо Вам за то, что Вы есть., за то, что все это время были вместе со мной.
И хотя я отлично знаю, что Вы на самом деле не существуете, что я придумал Вас от одиночества и отчаяния, все равно благодарю.
Может быть, Вы - часть какого-то из моих воспоминаний, частичка из прошлого, которое я не в силах вспомнить, искорка, из которой я раздул огромный костер, и он согревал меня.
Все может быть!
Мне очень трудно написать это слово, мне трудно его даже произнести, и все же
ПРОЩАЙТЕ.
Ваш навсегда,
Иммануил.

***

Шаги приближались. Голос Мартина, холодный и отстраненный, звучал негромко, но Людвигу показалось, что этот голос звучит прямо в его голове и вот-вот разнесет ее изнутри.
- Господин Управляющий, выходите.
- Вот и все. - губы Йозефа шевелились, но Людвиг не слышал слов.
Управляющий медленно поднялся и сделал шаг к выходу. Он сгорбился. Людвиг видел, что у него дрожат руки.

- Прощайте, Людвиг. Глупо все получилось. Очень глупо.
- Господин Управляющий, выходите.

Управляющий кричал - Людвиг слышал его крики - но не от боли. От боли так не кричат.  Это был животный, древний и непобедимый ужас. Если в этом крике и попадались слова, Людвиг не смог их разобрать. Крики становились все тише - Йозефа явно уводили в сторону Западного леса - и наконец стихли совсем. Людвиг вдруг понял, что он не может сдвинуться в места, холод, возникший где-то в груди, быстро заполнил все тело и сковал его намертво.  Я следующий. Когда? Прямо сейчас? Нет. Сначала они закончат с Йозефом. Но на это много времени не нужно. Камень. Тут же есть камень. Вот он лежит, я же его видел здесь раньше. Так просто я им не дамся. Раскрою башку хотя бы одному, а там уж…

Рука поначалу не хотела слушаться, пальцы отказывались сгибаться, но Людвиг был упорен. Камень, лежавший в углу хижины, теперь лежал в руке Людвига, крепко сжатый пальцами, так крепко, что заныли костяшки. Вот. Так-то лучше. Теперь посмотрим, как вы…

- А это что?! - вслух спросил Людвиг, не отрывая взгляда от углубления, обнаружившегося под камнем. В углублении, завернутое в грязную тряпицу, лежало что-то. \Листки бумаги. Исписанные мелким прыгающим почерком. Листки бумаги?! Несмотря на холод, продолжавший выстуживать Людвига изнутри, он взял первый попавшийся лист.

“И вновь здравствуйте, дорогой друг!” - строчки прыгали перед глазами, но Людвиг заставил себя всмотреться в текст.  А потом как будто забыл обо всем, что происходило вокруг, перестал слышать и видеть - только листы из блокнота, покрытые размашистым почерком.
Вот, значит, оно как… Иммануил… Господи. Что, что тут происходит?!

- Господин Инспектор, выходите. Побыстрее.

Ну, вот, должно быть, и все. Мартин медленно, очень медленно поднялся, заткнул блокнот за пояс и выбрался наружу.

- Идите за мной, Господин Инспектор, - приказал Мартин.

Они шли к Западному Лесу. Со стороны Восточного надвигалась розоватая мгла, но пока что она продвинулась совсем недалеко. Лагерь был пуст.
Зачем мы идем туда. Мартин? Что случилось в Восточном Лесу?
Мартин не ответил, а только ускорил шаг.
- Не отставайте. - бросил он через плечо, входя в заросли.

Людвиг как будто знал, куда они идут. Когда темнота уступила место полумраку, он без труда узнал поляну. Вот камень, на котором сидел Мартин и пел. Вот….

- Мы должны его похоронить. Под тем же камнем. - сказал Мартин.

И вновь Людвиг почувствовал - он знает, что тот имеет в виду.

- Иммануил? - только и спросил Людвиг.

Мартин молча кивнул.

- Сначала нужно отодвинуть камень, - начал Людвиг. - Поможешь?

- Подождите. Я еще не умер.
Лицо Господина Управляющего было залито кровью, но он не только еще дышал, но, кажется, находился в полном сознании.
- Плохо, Курсант Номер Один, - прохрипел он. - Надо было добить. Неаккуратно.

Мартин сделал шаг вперед.

- Мартин, стой. Ни шагу дальше.Остановись. Пожалуйста. - Людвиг бросился к лежащему на земле Йозефу и встал между ним и медленно приближающимся Мартином. - Посмотрите, что вы с ним сделали. Зачем?! Не надо его убивать, Мартин. Никому от этого не станет лучше.
- Это точно, - криво усмехнулся Управляющий. - Тем более, что я долго все равно не протяну. Курсант Номер Один, прошу разрешения поговорить с Господином Инспектором. Можете присутствовать, если хотите.
- Хорошо, - неожиданно согласился Мартин. - Я подожду.

- Вы врали. - Людвиг сел рядом с Управляющим и начал осторожно ощупывать его голову. Через мгновение Йозеф вскрикнул от боли, и Людвиг убрал руку.
- Бросьте, Людвиг. Не пытайтесь меня спасти, я все равно умру. Да, я врал, но ведь предупреждал же, что никому нельзя верить, а мне - в первую очередь. И кстати, не все, что я вам наплел, такое уж вранье, вы сами это знаете.
- Зачем вы убили Иммануила?
- Видите ли, Людвиг, скорее всего, в детстве я был очень умным мальчиком. И потом тоже,наверное,был,  хотя у меня нет никаких доказательств. Я думал и сопоставлял, сопоставлял и думал.
- И?
- И вот что получилось. Я появился здесь после того, как Марта попыталась вытащить из песка ту штуку, что на дне озера. Возможно, это совпадение, но мне кажется, что нет. Точнее, теперь я точно знаю, что это не совпадение.
- Откуда вы это знаете?
- Вы, Людвиг. Вы и есть доказательство.
- Не понимаю…
- Значит, в детстве вы были глупым мальчиком, - осклабился Йозеф. - Стоило побеспокоить эту чертову штуку, как появился я. Побеспокоили второй раз, и появились вы. Всего-то.
- Значит. Иммануилу удалось снова добраться до озера?
- А, вижу вы тоже прочитали его проникновенные писульки. Вот старый дурак! Да, он добрался, чего я очень не хотел. Я ведь давно заметил, что ночью он очень долго не засыпает. Однажды не утерпел, подкрался к его хижине и осторожно заглянул сквозь щель, благо их было полно. Тоже мне, святоша, даже приличное жилище занять не смог. Черт… - Управляющий мучительно закашлялся, с трудом вытравил из разбитого рта струйку слюны, смешанной с кровью, и перевел дух. - Заглянул, значит, и увидел, как он что-то корябает, притулившись в углу. Там щель была здоровая, сквозь нее хоть какой-то свет проникал - от звезд, наверное. Меня, конечно, не заметил, так был поглощен общением с несуществующим другом. Смешно, ей-богу. Я дождался, пока он закончит свои писания, подсмотрел, куда он прячет блокнот. А потом, при каждом удобном случае вытаскивал, читал и снова клал обратно. За вычетом всякой высокопарной ерунды и нытья оказалось полезным чтением. Я хоть что-то понял.  Точнее, понял главное.
- Что?
Эти твари привязываются к кому-то, начинают его имитировать, а потом перенимают его поведение и начинают полностью ему подчиняться. Ну, это я, впрочем, и сам увидел, можно было в блокнот не заглядывать. И у меня все получилось! Уверенный тон, отрывистая речь, властные жесты - и вот уже они забыли свои дурацкие песенки и одна за другой обзавелись копьями!  Просто до смешного. Я их, можно сказать, перехватил у этого жалкого нытика Иммануила. Перехватил и подчинил! А он только смотрел на меня с завистью, да писал жалобы своему другу, только чернила переводил.
- Интересно, кем вы были до появления здесь, Йозеф, - Людвигу вдруг захотелось встать, плюнуть Управляющему в глаза и уйти. Прямо сейчас.
- А кто его знает… Может быть, сначала несчастным, затюканным и озлобленным ребенком. Из тех, что поджигают кошкам хвосты и надувают лягушек через соломинку. Потом - прыщавым юнцом, который по ночам пачкает простыни, потом- унылым служащим. А? Как вам? Но ведь это слишком просто, правда? Уверен, что на самом деле было не так. Да и какая разница, как оно было?! Главное, что здесь, сейчас, мне понравилось быть тем, что из меня получилось. Опять же, девицы выглядели очень даже… Хотя, признаюсь, до самого интересного дело не дошло. Кстати, может быть, и хорошо, что не дошло. Черт знает, что там у них внутри, насколько далеко зашел процесс, так сказать, имитации.
- Как вы убили Иммануила? - отрывисто спросил Людвиг. Мартин сидел рядом и безучастно смотрел в темноту.
- Как? Копьем. Жаль, поздновато. Мы с девицами занимались метанием копий на краю лагеря. Я отвлекся. Старик, хоть и жаловался на здоровье, на самом деле оказался достаточно крепким. И проворным, черт его дери!  Когда я спохватился, он уже перевалил через хребет. Я бросился следом, Марту с собой прихватил. Не успели. Чертов старик уже спустился к озеру и нырнул. Помните, он писал, что скорее всего утонет? Черта с два! Не утонул. Добрался до этой штуки и раскачивал ее изо всех сил. Я приказал Марте нырять вслед за ним и вытащить его на берег. Честно говоря, надо было просто его утопить, но у меня оставались  кое-какие вопросы. Марта выполнила все в точности, как я сказал. Старик сидел на берегу, дышал тяжело, на меня даже посмотреть не соизволил. Я спросил, он не ответил. Снова спросил, снова не ответил. Третьего раза я ждать не стал - взял у Марты копье и всадил ему в грудь. И вот что я вам скажу - получил удовольствие. Настоящее.
- Чудовище. - еле слышно проговорил Людвиг.
- Да ну? Уверен, были и куда похлеще меня. Даже имена назвал бы, если бы помнил. Кстати могу замолчать. Я и так скоро замолчу, но если хотите…
- Рассказывайте.
- Слушаюсь, Господин Инспектор. Докладываю. Я убил старого идиота Иммануила ударом копья в грудь. С первого раза, так что тот практически не мучался. Затем я приказал Марте вырыть в песке могилу, закопать тело и завалить камнями. К моему удивлению, Марта этот приказ не выполнила. Молча взвалила тело на спину и стала взбираться на склон. Я, естественно, полез следом. По возвращении  тело Иммануила было положено у входа в его хижину, после чего вокруг собралось все местное население. Стояли молча, носами не шмыгали. Просто смотрели, смотрели. Смотрели. На меня не взглянули ни разу. Я уж думал, что прибьют.
- Надо было. - не выдержал Людвиг.
- Совершенно с вами согласен, Господин Инспектор. Я бы на их месте так и сделал. Они - нет. Подняли тело и молча унесли в Западный лес. Я ждал их до самой ночи, но так и не дождался. Уснул как ребенок. А утром… Утром они вернулись. Но уже другими. Так, Господин Инспектор, родилась на свет группа 221В.
- Похоже, Йозеф, вы сразу взяли их в оборот.
- Именно так, мой дорогой Людвиг. Буквально с первых минут. Не знаю, что там они помнили из своего столь короткого прошлого, но я им устроил веселое настоящее. Дисциплина. Подчинение. Наказание. Поощрение за усердие - отсутствие наказания.
- Неужели никто не попытался….
- Ну как вам сказать… Один попробовал. Догадайтесь, кто.
- Мартин?
- Браво. Да, конечно. С самого первого дня я их пронумеровал, приказал запомнить свои номера и обращаться друг к другу только так. Они, естественно, повиновались. Кроме одного. Он дважды назвал себя Мартином. Ох, как я его метелил, вы бы видели! Остальные стояли и смотрели. Кстати, бедный Мартин от всего этого как-то скис, даже ростом стал поменьше. Да вы помните, конечно.
- Помню. Он мне показался самым настоящим из них. Самым похожим на человека.
- Возможно, у нас с вами разные представления о человеке, Людвиг… Впрочем, какая теперь разница. Что еще вы хотите узнать? Спрашивайте скорее, пока у меня есть еще силы отвечать, но боюсь...

Управляющий действительно выглядел плохо. Дышал часто. На лбу выступила испарина. Ему становилось все труднее говорить.

- Курсант Номер Один, - начал Людвиг.
Ясно. Я с первых же минут выделил его среди остальных. Выделил и возвысил. А потом уж он сам…. Я боялся, что кто-то появится. Приказал патрулировать. Вы появились не так быстро, как я думал. За это время…. Нехорошо мне, Людвиг. Сейчас. Погодите… Да, за это время многое изменилось. Курсант Номер Один слишком возвысился. Слишком. В начале их было двадцать пять. К моменту вашего появления - тринадцать. Это он. Наказывал, избивал до смерти, если они вообще умирают.
- Похоже, что нет.
- Да? Жаль. Завидую. Но я не знал. Он стал опасен, Курсант Номер Один. И тут появились вы. С некоторым опозданием. Я сперва даже обрадовался, хотя, как вы помните, виду не подал. Но вы мне совсем не понравились, совсем.
- Рад это слышать, Йозеф. Честное слово, рад.
- И Курсант Номер Один это заметил. Он был мне верен. Опасен, но верен. Я подозревал, что однажды он попробует… Потихоньку приказал Мартину  за ним приглядывать и если что…
- Теперь я понял. А если бы Мартин не успел?
- Ну, значит. Курсант Номер Один прикончил бы вас. Жалеть я бы не стал. А с ним один разобрался бы как-нибудь. Людвиг… Людвиг!

Управляющий начал задыхаться и хрипеть
- Людвиг, возьмите меня за руку. - попросил он. - Мне стыдно, что я об этом прошу. И страшно. Страшно! За что я здесь? Кто я на самом деле? Любил ли меня кто-нибудь, ну хоть кто-нибудь? А я кого-то любил? Не знаю. Ничего не знаю. Будьте вы прокляты! Затащили меня сюда. Зачем? А сами-то кто?! Вы не только не люди.  Вы хуже. Вы - плесень, которая принимает форму. Или грибы, точно, грибы. Мерзкие человекоподобные грибы. Грибы с глазами. Говорящие грибы….

Йозеф вдруг рассмеялся, но этот смех, переходящий в хохот, звучал недолго. Управляющий отчаянно закашлялся.

- Все, Людвиг, - прохрипел он. - Ничего не вижу. Вспомнить бы. Хоть чье-то настоящее лицо. Нет… Не могу. Так я и не...

Людвиг наклонился к Управляющему, пытаясь услышать дыхание, потом приложил ухо к его груди.

- Спасибо за терпение, Мартин. - наконец глухо сказал он. - Господин Управляющий скончался.

Окончание следует.