Чеченцы на левобережье Терека

Хасан Бакаев
Для тех, кто мусолит тему «подаренных» Чечне двух районов – Наурского и Шелковского (включая в последний и бывший какое-то время самостоятельным Каргалинский район) – ниже приводится свидетельство о том, что левый берег Терека, на котором располагаются эти районы, был издавна заселен чеченцами. Вот что по этому поводу писал в 1911 году казачий историк и ярый чеченоненавистник Г.А. Ткачев:

«Гоня отовсюду русских с чеченских территорий, чеченцы сами дружно лезут на левый берег. В Щедринской, Червленной, Николаевской, Калининской и т.д. станицах по Тереку мануфактурная торговля почти уже в руках чеченцев. Сюда же они гонят свои стада, умножая их на тихой стороне казачьей».

Дальше у Ткачева следует обычная мантра о «воровстве скота у казаков», которым занимаются то ли чеченцы, то ли ногайцы и калмыки, то ли они все вместе в сговоре – текст довольно двусмысленный и позволяет толковать его так и этак. Но не будем обращать внимания на горькие причитания казачьего историка, а сразу перейдем к тому моменту в его описаниях, когда казаки вознамерились выселить чеченцев с левого берега Терека на правый, что нашло отражение и в тогдашней прессе:

«Последним обстоятельством объясняется, между прочим, недавняя газетная тревога (даже две официальных газеты: тифлисская и местная) о стремлении казаков выселить чеченцев с левого берега. Не знающим ни географии, ни истории области казалось, что казаки хотят удалить с левого берега чеченские аулы, каковых там нет и никогда не было. В действительности, казаки просили запретить пропуск на свой берег тех самых чеченцев, о которых только что говорилось. Но осилили все-таки не казаки, а чеченцы. В минувшем году на торгах земельных дач станицы Щедринской казаки постановили было не допускать к торгам чеченцев, но явившийся будто бы с телеграммой наместника начальник участка, объявил, что казаки не имеют на это права: чеченцы – де граждане, как и прочие. Так чеченцы на левом берегу вновь и укрепились, несмотря на все противодействие казаков – хозяев, "не имевших права" даже оградить собственность, по толкованию начальника участка» [1, 102-103].

Говоря, что на левобережье Терека никогда не было чеченских селений, Г.А. Ткачев беззастенчиво врет. Дело в том, что к приходу в этот регион казаков, а вслед за ними и российских колониальных войск, на левом берегу были чеченские селения, уничтоженные колонизаторами. Приведем свидетельство:

«Я уже имел случай заметить, что первоначально линейные казаки образовали всего несколько станиц по левому берегу Терека. Пространство межу станицами было большое, так что на промежутках между станицами всегда стояли казачьи посты, секреты и пикеты, оберегавшие станицу от внезапного вторжения неприятеля. Впоследствии на местах этих лагерей образовались станицы; так, напр., между Моздоком и станицею Наурскою образовались: Стодеревская, Галюгаевская; между Наурскою и Червленною – Николаевская, Калиновская и др. Самою большою из этого ряда станиц считается описываемая Наурская или, как ее называют казаки, Наур. Происхождение такого названия достоверно неизвестно... Но больше вероятия заслуживает предположение, что свое название станица получила от чеченского аула, который находился в этом месте до прихода казаков» [2, 114-115].

Как мы видим, станица Наурская основана на месте уничтоженного во второй половине XVIII столетия чеченского селения Наур. И вся местность вокруг этого селения носила название «Наур», что переводится с чеченского как «север». Действительно, левый берег Терека был самым северным ареалом расселения чеченцев в эту эпоху. После окончания Кавказской войны чеченцы, несмотря на противодействие захватчиков-казаков, стали возвращаться на свои земли на левобережье Терека, в том числе и в Наурский регион. Во всяком случае, факт проживания чеченцев на левом берегу Терека в конце XIX – начале XX вв. неоспорим. Как неоспоримо и то, что чеченцы проживали на левом берегу Терека задолго до этого – в XVIII веке. Так что, возвращение двух левобережных районов на Тереке в границы Чечни следует признать не каким-то «подарком», а актом восстановления исторической справедливости.
___________________
1. Г.А. Ткачев, «Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области»//Труды Терского Общества любителей казачьей старины, вып. 1, Владикавказ, Типография Терского Областного Правления, 1911 г., 157 С.
2. П.А. Востриков, «Станица Наурская, Терской области»//СМОМПК, вып. 33, отделение II, Тифлис, 1904 г.