Записки рыболова-любителя Гл. 891-892

Намгаладзе
891

С е н т я б р ь  2 0 1 8  г.

2 сентября состоялся долгожданный матч "Зенит" - "Спартак", в котором голов забито не было, но игра была отличная, очень увлекательная, темповая, с обоюдоострыми моментами. "Зенит" имел небольшое преимущество, особенно во втором тайме, но мог и пропустить. "Спартак" накануне продал в "Севилью" свою звезду Промеса, и выставил в Питере троих молодых ребят (Максименков, Рассказов и Ломовицкий) и, тем не менее, выглядел весьма прилично. Я результатом остался доволен.

3 сентября, как обычно, в последнюю минуту отправили в ПГИ Сафаргалееву тезисы на конференцию "Гелиогеофизические процессы в Арктике", намеченную на конец сентября. При этом нужный (правильный) результат нами так и не был получен, что хотели было скрыть мои соратники, но я им этого сделать не позволил. Написали, что вопрос пока остаётся открытым и исследуется в настоящее время. Заодно я Маше в очередной раз по телефону высказал свои претензии к их работе, которой, в сущности, только Серёжа и занимается. При этом я заявил, что пока ошибка не будет найдена, ни в каких заявках на гранты я участвовать не буду, чем очень Машу расстроил, поскольку очередной дедлайн по гранту РФФИ неумолимо надвигается (19 сентября).
 
4 сентября мы с Сашулей отправились за грибами на 21-й километр, несмотря на то, что солнышка видно не было, и даже дождик иногда накрапывал. Тем не менее, мы не промокли, хотя Сашуля и раскрывала свой зонтик, а я вообще был в босоножках без носков.  В этот раз мы набрали много хороших молодых козлят и горькушек, не считая крепких сыроежек, а Сашуля нашла два прекрасных белых, я же - несколько молодых подберёзовиков и моховиков. Короче, погуляли и грибов принесли.

7 сентября я ездил туда же один, поскольку Сашуля отказалась отвлекаться от сборов в дорогу в Мурманск. Погода была солнечная, и ориентироваться было очень легко. Я ходил в этот раз не в сторону Песков, а назад к Приветнинскому. Сыроежек не брал. В основном попадались молодые козляки и толстоногие моховики, называемые иногда обабками. Белых же и подосиновиков нашёл всего по паре штук. Но всё равно остался доволен, особенно погодой, чистотой добычи и лёгкостью её домашней переработки.

Вечером сборная России по футболу играла с Турцией в матче Лиги наций в Трабзонспоре и выиграла 2:1 (Черышев и Дзюба). В первом тайме россияне, среди которых было пятеро зенитовцев, играли хорошо, а во втором еле ноги унесли.
9 сентября дочитал Улицкую ("Медея и её дети"). В целом понравилось. Но главные герои - Маша и Бутонов, показались неинтересными. Основное место действия знакомо по походу с Пивоваровым в дельфинарий через Карадаг на совещании осенью 1991 года по Арктике (в Крыму!).
             
"Зенит" играл дома без сборников  товарищеский матч с "Кайратом" и Аршавиным, его капитаном: 1:0 (Дриусси). Показалось ненадолго единственное приобретение - Маркизио. Пару раз нарушил правила и только.
Лена Родина прислала очередную переделку буктрейлера к "Письмам отца Ианнуария" для Цифровой Витрины. Получше стало.

17 сентября. Из Питера уехали вечером 10-го сентября, а вечером следующих суток прибыли в Мурманск. 12-го утром я появился в МАГУ и ужасно огорчился тем, что ни фига практически не сделано за последние дни. Устроил всем взбучку 13-го числа, после чего стали писать грант РФФИ в раскоряку. Но 16-го, когда мы с Машей работали у меня в кабинете, ей сообщили по телефону о смерти в больнице её 49-летней подруги после обширного инсульта, и дело пошло медленнее, поскольку Маше пришлось заниматься похоронами. А сегодня к этому добавилось сообщение об остром сердечном приступе у Машиной мамы, и Маша опять выбыла. К счастью, в больнице Машину маму не оставили, и Маша отвезла её домой.

Правда, моя собственная деятельность по гранту шла неплохо, хотя из-за неё я практически не спал, и даже умудрялся дискутировать с демагогией Олега и Серёжи. Придавали мне духу также очередная победа «Зенита» (над «Оренбургом» в гостях (2:1, Ерохин – 2) и неожиданное домашнее поражение «Спартака» от «Ахмата» (1:2), в результате чего «Зенит» не просто сохранил лидерство, но и оторвался на 5 очков от ближайших преследователей («Ростов» и «Спартак»).

21 сентября. Машины несчастья на этом, однако, не кончились. В ночь на 19 сентября её дочку, семилетнюю Раду увезли на скорой в больницу с подозрением на аппендицит. Маша, конечно, поехала с ней. Как Сашуля напомнила: «Пришла беда – отворяй ворота». Днём Раду прооперировали и всё вроде бы обошлось, если не считать затяжной рвоты у Рады при выходе из наркоза. А по гранту РФФИ это был последний день его отправки. С моей стороны всё было в основе уже сделано. Маша же собиралась его доделать с Олегом и Серёжей, оставив мне переговоры с директором ПГИ Борей Козеловым по поводу следующего, более крупного гранта от Российского Научного Фонда (РНФ), заявку на который нужно было отправить к середине октября, когда я уже должен быть во Франкфурте. Пришлось мне делать и то, и другое: заканчивать вместо Маши заявку на грант РФФИ, командуя Олегом и Серёжей, и вести переговоры с Борей Козеловым.

Борю я нашёл в Апатитах через его зама по науке Володю Сафаргалеева, который оказался уже и не замом по причине перенесённой операции на сердце, но мои заботы по поводу гранта РНФ понял и разделил, как позже и сам Боря. Договорились с ним провести более детальное обсуждение в Мурманске по ходу предстоящей в ПГИ с 24 сентября конференции «Проблемы гелиогеофизики Арктики».

19 сентября мы с Олегом и Серёжей доделали заявку на грант РФФИ и отправили её в Москву не в последнюю минуту, как обычно, а за шесть часов до дедлайна. После этого героического завершения наспех сделанной заявки для РФФИ я посмотрел по ТВ игру «Зенита» в Копенгагене с одноименным клубом в групповом турнире Лиги Европы. Матч закончился вничью 1:1. Мак забил гол «в раздевалку» перед перерывом, но удержать победу «Зенит» не смог. Не помог и вышедший во втором тайме на замену Маркизио. Тем не менее, играл «Зенит», как и датчане, хорошо, с острыми моментами.

На следующий день мы готовились уже к предстоящим одновременным конференциям в ПГИ и МАГУ («Берега Арктики – путь к устойчивому развитию» делали презентацию для ПГИ (я с Серёжей) и постер для МАГУ (я с Олегом). А через день и Маша в МАГУ появилась. Обсуждали с ней туманную ситуацию с грантом РНФ и наметили вопросы, которые нужно изучить по этому поводу.

В ходе этих дел я навестил-таки гараж и завёл машину, стоявшую без использования с июня. Порадовался за аккумулятор, но в лес не поехал из-за работы, да и про грибы ничего хорошего слышно не было. Тем самым нынешний осенний сезон в Мурманске впервые для нас оказался без выездов в лес за грибами. Сашуля, правда, совсем не горевала по этому поводу: куда их тащить, в Сестрорецке и так достаточно, а тут сушёные прошлогодние ещё не доедены.

25 сентября. Перевалили через осеннее равноденствие, ночь стала длительнее дня, но ещё не холодно для Мурманска: +7 - +13 градусов тепла 22-го числа.
23 сентября «Зенит» через два дня после игры в Копенгагене играл дома с чемпионом страны «Локомотивом». Матч получился феерическим: «Зенит» выиграл с редкостным счётом 5:3. Играл очень хорошо, хоть и много пропустил. Прекрасный гол из-за штрафной забил Шатов (хотел навесить на дальнюю штангу и попал прямо в девятку), потом отличилисьЕрохин, Дзюба, снова Шатов и Дриусси. Прямые конкуренты «Спартак» и «ЦСКА» сыграли между собой вничью, и их обошёл «Краснодар», на 6 очков отставший от «Зенита».

24 сентября похолодало к вечеру до +3 градусов. В этот день я появился в ПГИ на открытии конференции «Гелиогеофизические исследования в Арктике», а накануне познакомился в МАГУ с Георгием Гививичем Гогоберидзе – доктором экономических и кандидатом физико-математических наук, директором Международного информационно- аналитического центра междисциплинарных исследований развития АЗРФ (Арктической Зоны Российской Федерации, надо понимать), ведущим научным сотрудником, взятым в МАГУ ректором Сергеевым для смутных научных нужд (мало ему Маши), таких, например, как «вхожесть» в некоторые грантовые структуры и добыча этих самых грантов. Рассмешило меня, конечно, само многословное название центра. Но порадовало, что Георгий оказался сестроретчанином.

Так вот, Гогоберидзе посоветовал мне поучаствовать в борьбе за грант РНФ, с чем я и отправился в ПГИ, чтобы продолжить начатые с Борей Козеловым телефонные переговоры по поводу этого гранта. Кроме Бори в переговорах принимали участие Сафаргалеев и Яхнин, поддержавшие мои представления об участии в гранте РНФ и предложившие мне выступить на следующий день с докладом на эту тему.

Регистрацию участников конференции в ПГИ проводила Юля Шаповалова, моя бывшая аспирантка, а теперь мать четырёх (!) детей. Про них я первым делом и спросил: где они и что и как? Старшая – Ксюша, от первого мужа, уже студентка в Питере, и ещё две девочки и младший, пятилетний Семён с ней тут, в Мурманске.
- А муж?
- Где-то на юге, в Краснодарском крае, деньги на строительстве зарабатывает.
Это «где-то» меня ошеломило. Он, что, не с ними, что ли живёт?
- Он деньги-то хоть Вам присылает?
- Да не очень.
- Вы с ним в разводе, что ли?
- А мы с ним не были зарегистрированы, в церковном браке жили. Так он у какого-то батюшки наше венчание отменил.
- И как же ты живёшь с такой кучей детей без мужа?
- Вот здесь работаю в ПГИ, и живу недалеко, очень удобно, ездить не надо.
Я был, честно говоря, в шоке. Это же надо такому случиться!

Ясно сразу стало, что из-за одной Шаповаловой только надо за гранты РНФ биться. Ей же до диссертации всего ничего оставалось! Она же эффектами несовпадения географического и геомагнитного полюсов занималась, которые мы теперь планируем моделировать для движущегося северного магнитного полюса, ещё толком не объяснённого. Надо её к нам брать вместо Миши Карпова. И Юля в принципе со мной согласилась, что ей надо возвращаться к старым делам. А как – будем думать.

25 сентября я выступал в ПГИ с объединёнными докладами по поводу использования так называемых «Объектов Инфраструктуры» (ОИ) ПГИ в наших модельных исследованиях и получения за это грантов РНФ при условии, что кроме нас ещё пятерым потребителям понадобятся их данные (ОИ). Вот этих потребителей нам (вместе с ПГИ) и надо было найти, к чему я и призывал аудиторию. Аудитория реагировала вяло. «Да не дадут нам этих грантов вообще, их уже давно все поделили среди своих» - озвучили свои взгляды Наталья Благовещенская из ААНИИ и Ярослав Сахаров. Но остальные помалкивали. И то хорошо: хоть за бред мои призывы не считают.
Среди слушателей моего доклада была и Сашуля, пришедшая повидать своих старых сослуживцев: Романа Юрика, Юлю Шаповалову, Сашу Кильцову, Оксану Ягодкину и прочих. После обеда я повёл её в МАГУ показать наши помещения и компьютерное оборудование, которые ей очень понравились: «Какой у тебя кабинет уютный!». И в самом деле, только работай.

892

О к т я б р ь  2 0 1 8  г.

2 октября. Готовясь к отъезду в Мёрфельден, я съездил вчера в Питер на Владимирский проспект и купил давно намеченный подарок – шахматные часы.
Сегодня же я ездил на 21-й км на 305-й маршрутке и набрал за три часа ведро грибов: больше всего зеленух, чуть ли не на глазах вылезающих на ягельных проплешинах, козляков, горькушек, сыроежек, пять подберёзовиков и один толстоногий подосиновик. Но лес выглядит уже неуютно, сыро, холодно. Народ, однако, по нему бродит и грибы собирает.
 
А вечером ЦСКА обыграл в Лиге Чемпионов мадридский «Реал» 1:0, из которого ушёл Роналду, не играл Бэйл и лишь на замену вышел Модрич.
3 октября чемпион РФ «Локомотив» в  той же ЛЧ проиграл дома «Шальке» 0:1.
4 октября пришла очередь «Зенита» выступить в Лиге Европы против лидера  группы пражской «Славии», обыгравшей дома «Бордо». Фаворитом в этой встрече был «Зенит». Но доминировала «Славия», нанесшая 27 ударов, 15 из-за штрафной, 12 в створ. По угловым счёт 13:2. Давно я не видел, чтобы «Зенит» так возили, и всё ждал – когда же «Славия» забьёт! Но забил вышедший на замену Кокорин с аккуратной передачи Паредеса, и «Зенит» выиграл 1:0! Нанеся лишь два удара в створ. Это называется «отскочил».

В тот же вечер «Спартак» чуть не выиграл у «Вильяреала» 3:3 и упустил победу с пенальти на последней добавленной минуте. А «Краснодар» дома выиграл у «Севильи» 2:1, проигрывая поначалу 0:1, за счёт удара через себя Окриашвили.
7 октября «Зенит» принимает «Краснодар» дома, будучи впереди на три очка.

9 октября. И вот уже мы с Сашулей в Мёрфельдене. Из Сестрорецка до Пулково добрались очень комфортно на такси, а во Франкфурте не везло с очередями на паспортном контроле, где мы лишние полчаса потратили. Встречали нас на машине Митя с Ваней и Ариной. Дети визжали, пытаясь залезть в сумки и вытащить подарки, но пришлось им до дому потерпеть. Подарки – конструкторы Лего и шахматные часы им понравились, а Ваня восхищался словосочетанием «голый король» (шахматный), которое он громко повторял на все лады, хохоча.

От своих коллег в МАГУ я ответа на мои последние письма не получил, из чего заключил, что затея с совместным с ПГИ грантом РНФ не выгорела и перенесена на ноябрьские гранты того же РНФ.

А 7-го числа  состоялась долгожданная встреча лидеров первенства РПЛ «Зенита» и «Краснодара» после  спада у первого и подъёма у второго. «Зенит» заслуженно победил 2:1 с шикарными голами Дзюбы и Мака и оторвался на шесть очков от Краснодара, а ближайшие конкуренты «Ростов» и ЦСКА проиграли и отстали ещё больше.

На следующий день «герои» матча «Зенит» - «Краснодар» Кокорин и Мамаев отметили 10-летие своей дружбы двумя, а то и тремя пьяными драками с тяжёлыми медицинскими последствиями  для их противников разного социального статуса – от водителя до немалого чиновника и с неясными последствиями для известных футболистов. Об этих последствиях и шумит теперь интернет. За сколько откупятся, мол?

10 октября. Погода во Франкфурте просто летняя: температура + 22 градуса вчера была, а обещают ещё более тёплые ближайшие дни.

Мои научные соратники прорезались вчера наконец-то по телефону, когда я спортивно гулял по Вальдорфу:
- Александр Андреевич! У Вас всё в порядке? С Вами ничего не случилось? Почему Вы молчите?
Я офонарел. Это я молчу? Вот, что значит, валить с больной головы на здоровую!
Я пообещал написать письмо, как вернусь с прогулки, поскольку не в роуминге же по телефону отношения на улице выяснять.
И написал:
- Со мной ничего не случилось. Мои последние письма по гранту, адресованные всем участникам, были отправлены 5-го ноября. Но на них не ответил ни один из адресатов до 11 утра московского времени сегодняшнего числа 9-го ноября, вопреки всем нашим неоднократным предыдущим договорённостям. Как это называется? И что Вы теперь от меня хотите?

На это письмо, посланное вечером, я ответов тоже не дождался, но, чтобы мои заготовки по  гранту  втуне не пропали, отправил их утром в Мурманск. На это Маша, наконец-то откликнулась, сделав вид, что ничего не произошло.
Ну, и я не стал к ним приставать. Сколько можно душеспасительные беседы вести?
16 октября 2018 г. И я, матерно выругавшись в душе, продолжил работу над заявкой на грант РНФ, хотя времени оставалось всего ничего – заявку со всеми подписями требовалось  отдать в Москве в понедельник 15-го октября. А 13-го и 14-го – выходные.

И  началась гонка, в какой я давненько уже не участвовал. Рыбу-то проекта я уже заготовил, но наполнение многочисленных форм заявки и перевод на английский отсутствовали, а сделать это в одиночку за оставшееся время я просто физически был не в состоянии. Но Маша с Олегом спохватились и напряглись, заставив и меня напрячься над правками  присылаемых ими вариантов текстов и переводов. К вечеру 14 октября (96-го дня рождения моей мамы) я совершенно обессилел и прекратил свою деятельность по гранту, поручив Маше с Олегом самим доделать оставшийся кусочек.
Официальные бумаги у Маши были заготовлены, а утром 15-го Олег полетел в Москву и сдал заявку в последний день. Хотя шансов на её прохождение у нас было очень мало по независящим от нас формальным причинам, мы своё дело сделали. А в ноябре, ежели что, будем писать  новую заявку в  тот же РНФ на базе этой написанной.

По ходу этого главного дела я прочитал (урывками во время еды и перед сном) «Мемуары двоечника» Михаила Ширвиндта. Моя  мама назвала бы автора трепачом, а я разгильдяем и шалопаем, выросшим под прикрытием папы и других громких имён, хотя и отчасти справедливо открещивающимся от этого прикрытия, но книжка мне понравилась. Она наполнена фотографиями, переснятыми на кусочке старой подложки для фото, имитирующими как бы странички одного альбома. Книга хорошо воспроизводит время и Мишиных родителей, друзей и детей. Да и автор всё же поумнел к её концу, прошу прощения.

Провожая Ваню в школу, я подивился, во-первых, тяжести его рюкзака. А во-вторых, тому, как он по-немецки шустро шпарит, лучше, чем по-русски, как мне кажется.
А ещё мы с ним прекрасно обсуждали  мои  сны и связанные с ними вопросы. Типа – что такое тропа? А что такое обрыв? А как с него спускаться? А что такое стена? А что такое берлинская стена? А почему через неё лезли? А кто её разрушил? А что такое железный занавес? А почему там лучше жили? А что такое национальность? И т.д., и т.п.

А какая погода чудесная стоит здесь! Лето так и не кончается. Солнце светит каждый день, температура +24-25 градусов, хотя деревья желтеют и роняют листву, как положено, что только и говорит об осени. Прелесть! Я стараюсь гулять по паре часов и пропустил только 14-го такую прогулку.

23 октября 2018 г. Сорок лет исполнилось, как умерла моя мама.

Позавчера, то есть 21-го числа, «Зенит» играл в Москве с «Динамо», сидевшим глубоко в низу турнирной таблицы, но по игре выглядевшим не так уж и плохо. Явный фаворит «Зенит» неожиданно проиграл, оставшись уже на 37-й минуте в меньшинстве: на ровном месте за вторую жёлтую карточку был удалён Дриусси, мешавший сопернику выполнить штрафной удар. К концу игры «Динамо» забило гол. «Зенит», несмотря на игру в меньшинстве, создал наконец-то несколько острых моментов, но счёт сравнять не смог. Но и конкуренты «Зенита» - «Ростов», «Спартак» и «Краснодар» дружно проиграли, оставив питерцев на первом месте с отрывом в 6 очков от второго.

В Интернете вычитал про Губермана, которому очень понравилось, что его спросили на улице: - Вы правда Губерман, или просто так гуляете?
Фраза Губермана: «Старость – не радость. Маразм – не оргазм».
Читаю с удовольствием сборник историй детского психолога Екатерины Мурашовой «Любить или воспитывать?» Полезная и хорошо написанная книжка.

26 октября. Вчера «Зенит» принимал «Бордо» в групповом турнире Лиги Европы и выиграл 2:1. Счёт открыли французы, но Дзюба с подачи Набиулина его сравнял. А во втором тайме Дзюба не забил пенальти, но за  три  минуты до конца основного времени Кузяев оторвался от защитника и прекрасно пробил. Ваня любит смотреть со мной футбол и болеет за «Зенит».

Следующую игру «Зенит» проводил 29 октября против «Крыльев Советов» в Самаре и с трудом выиграл 1:0. Прекрасный гол забил Паредес.

В этот день прорезался Олег Румянцев, вспомнивший о столетии комсомола и приславший письмо участникам Пленума 66.

Письмо Олега Румянцева от 29 октября 2018 г.
Дорогие товарищи и друзья, участники исторических Пленумов 61-66гг!
Поздравляю вас с дожитием до светлой даты 100-летия ВЛКСМ, членами которого нам довелось быть вплоть до убытия по возрасту. Пришлось пережить волюнтаризм, застой 70-х; перестройку 80-х; лихие 90-е; проблему-2000; свиной и птичий грипп; санкции и контрсанкции. И остаться невредимыми,  благодаря  комсомольской прививке похуизма тех лет.
      
Прочитал обращенное к нам поздравление тов.Зюганова. Думает возрождать страну на основе обновленного социализма. Очевидно, что  до этого светлого времени мы уже не дотянем, несмотря на будущие успехи нацпроекта «Здравоохранение».
В народной газете «Здоровый образ жизни» прочел замечательные самодельные корявые стихи:
День рождения Комсомола! Столько лет прошло,
Страну совсем в другую сторону занесло,
Сейчас от Комсомола не осталось и следа,
Но не забудет тех времен страна.

Комсомольцы! Хоть и бывшие! С праздником вас
С физическим приветом, комсомолец с марта 1959 г
                ОЛЕГЪ (ВАСИЛИЧЪ)

Мой ответ ему в тот же день.

Спасибо, комсомолец, что помнишь!

Ответ Вита Киселёва Румянцеву в тот же день

Василичъ, приветъ!
Рад, что снова слышу твой, пишущий оптимизьмом, голос в сетях Пленума 61-66.
Только тему ты выбрал, как мне кажется, не слишком радостную. Из всего моего
комсомольского прошлого мне запомнилось только то, как комсбригады пытались отлавливать картёжников по всему факультету и его окрестностям. Один раз нас даже заловили, но пострадал только Вова Ганин и его партнёры, - Вовка, помнишь? - а остальные присутствующие оказались просто зрителями, которые с интересом наблюдали за игрой и учились этому мудрёному занятию.

Взносы пришлось платить до 28 лет. На целине и лесоповале не был.
Помнится, у нас на факе был один не член ВЛКСМ, по-моему, один из Евдокимовых, не помню - который, и постоянно этим похвалялся. Никаких комс стишков припомнить не смог, но очень рад, что эфир встрепенулся вашими голосами.
Искренне Ваш
Старый Ворчун (Виталий Киселев)

(продолжение следует)