Он парил вровень с орлами ч. 5

Николай Мринский
История массового поражения живой силы противника с воздуха началась с изобретения французов. Применение пилотами аэропланов, револьверов в ПМВ было скорее успешным в воздушных дуэлях. Ручные гранаты, небольшие бомбы, сбрасывемые на пехоту и кавалерию, в силу своего несовершенства не могли причинить большой урон наземным войскам. Но железные дротики при всей своей простоте, стали грозным и эффективным оружием. Над окопами ПМВ появление самолёта было редкостью. Со страхом, а больше с любопытством задирали головы вверх пехотинцы, кавалеристы и артиллеристы, провожая взглядом свой или чужой самолёт. И с удивлением прислушивались к пулемётной очереди в поднебесье или к негромкому разрыву сброшенной руками авиатора бомбы.

Пока крылатую машину готовили к полётам Вячеслав Матвеевич ежедневно выступал перед всеми желающими с лекциями по теории полёта, устройству и назначению всех частей аэроплана. Три дня по вечерам, в небе над Екатеринодаром, он радовал горожан, демонстрируя полёты на аэроплане «Ньюпор», причём не в одиночку, а с храбрыми пассажирами. «Всех зрителей поражала смелость полётов Ткачёва и точность его управления и спусков» - писала та же газета «Кубанский край» № 238 от 22 октября 1913 г. Общее время на перелёт из-за нехватки бензина, поломок аппарата, вынужденных посадок и ожиданий составило 10 дней. Сам же полёт длился 10 часов. «Эх, имей я в Тамани вовремя бензин, я долетел бы в один день до Екатеринодара» - сокрушался Вячеслав Матвеевич. Во время представления во дворце Наказному Атаману М.П. Бабычу, Ткачёв был приглашён на ужин. За праздничным столом земляка-героя чествовали с сердечной теплотой сам атаман, члены его семьи, а также начштаба ККВ ген. Ляхов. В общем, слава и почёт в краю родном. Военнослужащие гарнизона, учащаяся молодежь и просто горожане были буквально покорены мастерством военлёта Ткачёва. Многие из них закрывали свои лавки, служащие отпрашивались с работы и т. п. Когда ещё такое увидишь! «А детям какая радость!»

5 октября 1913 г. В.М. Ткачёв был Высочайшим приказом произведён в подъесаулы со старшинством с 22 апреля 1913 г. В этом же году Всероссийский аэроклуб объявил о состязательном перелёте Петербург-Москва- Петербург за 48 час. Представлять 3-ю авиароту неизвестно по каким мотивам был избран сам начальник XI корпусного авиаотряда штабс-капитан П.А. Самойло. Его обязанности временно стал исполнять П. Нестеров, который умело и настойчиво старался разнообразить повседневную деятельность военных лётчиков. Впервые в русской авиации с 3 июня стали отрабатываться вопросы взаимодействия аэропланов с артиллерией. Предстояло разрешить трудные задачи - связь летающего аэроплана со стреляющей батареей (их на Дарницком полигоне было около 20) и способы указания цели. Нестеров предложил всё делать манёврами в воздухе. В течение 12 дней совместных тренировочных занятий, батареи могли приноровиться к наводке по аэроплану, летящему в створе, к приёму донесений, сброшенных вымпелом, и к использованию сигнализации с аэроплана флажками. Производились и так называемые «пропагандные» полёты, в которых приняло участие порядка 60 артиллерийских офицеров. Одним из них был худощавый, невысокого роста, совсем молодой подпоручик 2-го конно-горного артдивизиона Е.Н. Крутень (см. очерк о нём - «Ас Первой Мировой»). Вообще русские конструкторы и лётчики добились больших успехов. Ими были установлены рекорды высоты (3900 м), дальности и продолжительности полета (13 час.).

Особенно прославился П. Нестеров, положивший начало высшему пилотажу. В 1913 г. он разработал и применил разворот на крутом вираже, а затем и «мертвую петлю». В. Ткачёв, являясь верным помощником штаб-капитана Нестерова, участвует в разработке теории «мертвой петли» - сложнейшей фигуры высшего пилотажа - замкнутая кривая в вертикальной плоскости. 27 августа 2013 г. подъесаул Ткачёв был свидетелем выполнения П. Нестеровым над Сырецким аэродромом впервые в истории авиации чистой и правильной «мертвой петли», научно обоснованной профессором Н.Е. Жуковским ещё в 1891 г. Этот необычный подвиг П.Н. Нестерова - мировой рекорд, был запротоколирован в 3-й авиароте и в последующем признан за границей. Конечно, делать «мертвую петлю» на рядовом аэроплане «Ньюпор», который был перегружен и, у которого совершенно отсутствовал запас мощности мотора было весьма рискованно. Сознавая это, Нестеров повторил свою «петлю» только однажды - 31 марта 1914 г., но уже не на высоте 1000 м, как первый раз, а на значительно большей. Учебно-боевая деятельность авиаотряда под его командой продолжалась. Военлёты успешно участвовали в манёврах, часто вылетали с разведзаданиями, продолжали полёты над аэродромом и весьма преуспели в этом, а также готовились к проведению ряда вне аэродромных дальних перелётов и с благосклонного разрешения высокого петербургского начальства совершали их. Но наступила глубокая осень и полетный сезон 1913 г. был закрыт. Исходя из лётной ведомости, В. Ткачев за истекший год совершил 211 полётов, находясь в воздухе в общей сложности 135 час. 57 мин.

Это был рекорд 11-го авиаотряда, где царил творческий, нестеровский дух и, где все жили только одним, заветным - авиацией!.. Пётр Нестеров имел 175 полётов при 122 час. 57 мин. Как видно по страсти летать Ткачёв, превзошёл даже своего друга, великого русского лётчика. И ещё одна любопытная подробность. Лётчик Мрачковский имел 211 вылетов – (т. е. столько же сколько Ткачёв) при налёте 49 час. 26 мин. А лётчик Кронидов - 188 и 78 соответственно. Тем временем из Петербурга возвратился штабс-капитан П.А. Самойло, который сообщил, что по оценкам высшего руководства XI корпусной авиаотряд в русской авиации стоит на первом месте и ожидаются большие структурные изменения. Так и вышло - вначале 1914 г. последовало распоряжение о формировании ещё трёх авиарот и в этой связи подъесаула В.М. Ткачева и штаб-капитана В.Н. Орлова срочно откомандировали в г. Лида для создания отрядов при 4-й авиароте. 10 марта 1914 г. приказом ГУ ГШ Ткачёв был назначен командиром XX корпусного авиаотряда, приданного IV-й армии. Международная обстановка продолжала резко ухудшаться. Ведущие державы в тайне интенсивно готовились к развязыванию мирового конфликта, который и стал результатом столкновения разных экономических и геополитических интересов в станах мировой буржуазии. Англия, Франция, Германия и Италия боролись за рынки и колонии. Англия стремилась любыми способами не допустить Россию к проливам и к обладанию г. Константинополем. Россия и Австро-Венгрия хотели властвовать на Балканах. Свои цели были и у Германии.

США мечтали занять место лидера, когда другие будут ослаблены и т. д. До начала ПМВ сербская армия участвовала в Балканских войнах 1912 и 1913 гг. и вышла из них победительницей. В этой связи авторитет Сербии в глазах славянских народов, живших в Австро-Венгрии, сильно возрос. Это ещё более убедило высшие круги этой страны в необходимости покончить с Сербией. Требовался лишь удобный предлог. И таким - стало убийство 28 июня 1914 г. австрийского наследника престола Франца Фердинанда в г. Сараево. 4 июля в Берлине состоялась встреча начальника канцелярии австро-венгерского МИДа графа А. Хойоса с министром иностранных дел Германии г. фон Яговом. 7 июля Хойос привёз в Вену согласие Германии поддержать союзницу всеми силами и средствами вплоть до войны. В Сербии не верили в возможность развязывания войны с Австро-Венгрией, а ещё меньше – в начало европейской войны. И лишь когда 14 июля 1914 г. Австро-Венгрией был предъявлен вызывающий провокационный по содержанию ультиматум из 10 пунктов, сербы осознали всю тяжесть своего положения. После перенесённых войн, сербской армии не хватало вооружения, снаряжения, перевозочных средств. И вот в эту тяжелую для страны минуту Наследник престола Королевич-регент Александр направил 15 июля Императору Николаю II телеграмму: «Сербия готова принять все требования Австро-Венгрии, которые совместимы с положением независимого государства, а также те, кои Ваше Величество нам посоветуете принять».

18 июля от Государя последовал ответ: «Пока есть малейшая надежда избежать кровопролития, все наши усилия должны быть направлены к этой цели. Если же вопреки нашим самым искренним желаниям мы в этом не успеем, Ваше Высочество может быть уверенным в том, что ни в каком случае Россия не останется равнодушной к участи Сербии». Страна вздохнула – все её граждане поняли, что они не одни. Несмотря на то, что ответ на ультиматум давал Австро-Венгрии полное удовлетворение, 28 июля 1914 г. она объявила Сербии войну. Так началась ПМВ. Но Россия, кроме нравственной поддержки, с первых месяцев войны помогла Сербии и вооружением, выслав 120 тыс. винтовок, которыми 23 августа удалось вооружить сербские части. Перед Западом стояла задача: развалить Российскую Империю, не дать ей занять 1-ое место в мире. Геополитические соперники не терпят рядом сильного соседа, а как говорил царь Александр III «Нашей огромности боятся», отсюда и все наши беды. На момент объявления Германией войны, 19 июля (1 августа), на вооружении русской авиации состояли главным образом «ньюпоры» в 70 л. с., в некоторых отрядах «фарманы» - типа XVI и XXII (учебные аппараты). Материальная часть во многих отрядах была совершенно изношена, и они выступили на войну с самолётами, пролетавшими 2 года. На фронт были отправлены даже «ньюпоры» постройки завода Щетинина. Эти машины, были созданы хотя и по утверждённым, но совершенно неправильным чертежам, имели отрицательные углы атаки крыльев, что повлекло за собой целый ряд смертельных аварий; несмотря на это, аппараты оставались на службе и были посланы на фронт.

Продолжение следует в части  6                http://proza.ru/2016/09/13/2235