Пятнадцатый камень

Влад Брусенцов
                70-летию В.Д. Скрябина 
                ПОСВЯЩЯЕТСЯ!!!



ПЯТНАДЦАТЫЙ   КАМЕНЬ...


  В Японии в г. Киото существует загадочный сад камней (сад Рёандзи) . Своеобразно  спланированный ,мудрым монахом Соами , хаос из 15 чёрных необработанных камней разных по величине, разбросанных по белому песку. С какой бы точки  не рассматривал  посетитель сада эту композицию, 15 камень всегда оказывается вне поля зрения...Глубокое проникновение в своеобразие японской жизни... Посетитель делает шаги по деревянной галерее песчаного прямоугольника, с остальных трёх сторон  сад ограничен каменными монастырскими стенами. Ещё шаг и гениально спланированный хаос предстаёт опять в другой композиции, состоящий из тех же 15 камней, один из которых невидим! Такой хаос распространяется не только на японскую жизнь!?

  Январь 1972 года. Окончено обучение в Высшей школе МВД СССР. Предстояла 6-месячная преддипломная практика. Меня и еще двух слушателей-однокурсников направили на стажировку по линии уголовного розыска в г.Барнаул. Игоря Афанасьева по известной оперативникам причине сразу же  взяли в краевой аппарат уголовного розыска УВД Алтайского крайисполкома. Меня и Валеру Никонова распределили следующим образом:  Валера был назначен в Центральный РОВД, меня — в Железно- дорожный  отдел внутренних дел. Приказом начальника меня утвердили опером- стажером на привокзальную  площадь г. Барнаула, вместо заболевшего Михаила Басманова, наставником  был назначен лейтенант милиции Скрябин Виктор Дмитриевич! Так я с ним и познакомился! Участок, который мне  «нарезали» был сложный без преувеличения , все они тяжелы и сложны по-своему...Но этот отличался тем, что тысячи пассажиров приезжали-уезжали-пересаживались на другие поезда, миграция населения была очень  большая и все они проходили через привокзальную площадь. За сутки на этом «пятачке» совершались десятки грабежей , разбоев, изнасилований, были и убийства...  Линейный отдел милиции ст. Барнаул, в то время площадь не обслуживал, отвечал только за преступления, совершенные  непосредственно на железной дороге, в поездах. Спорных вопросов по территории было много и проигрывал как правило территориальный Железно-дорожный РОВД. Таким образом нагрузка на Михаила Басманова была очень большая и он залёг в больницу, а после перевелся в другую службу. Оперативная  обстановка осложнялась ещё тем, что на территории площади был расположен клуб «Железнодорожников» , в котором ежедневно проходили различные мероприятия, в основном танцы.или как их в народе называли «скачки», которые сопровождались обильным распитием спиртного, драками, «поножовщиной». Сейчас на этом месте расположена  площадь «Победы» . В клуб заходили и транзитные пассажиры, которые  и превращались в потерпевших... Для местных «жуликов» их ограбление и было основным источником материального дохода. Мы не успевали разбираться по таким делам, потерпевшие уезжали не написав ни каких заявлений!?  Безнаказанность усиливала напряженность, преступные группы росли как грибы после тумана. В то же время местным оперработникам было легче раскрывать преступления, совершенные этими группировками, т. к. клуб был как на ладони и все его постоянные посетители известны оперсоставу. Здесь  же рядом находился «базарчик»,на котором продавалось все, не  и только спиртное и закуска, но и краденые вещи и золотые  украшения, что опять же проще было налаживать оперативную работу сотрудникам милиции. Через «виадук» на западную сторону от вокзала был расположен знаменитый на весь Барнаул пос.Осипенко, прямо скажем без преувеличения «бандитское поселение», по ночам здесь было тихо, люди боялись выходить на улицу... Обслуживал эту территорию старший опер капитан милиции Селезнёв Сергей Николаевич! Он мне помогал во всем... Мне всегда казалось, что преступления, совершенные на его участке, Сергей Николаевич в основном раскрывал через оперативные возможности привокзальной площади и клуба «Железнодорожников». Справа через Ленинский проспект находилась не менее криминальная территория под названием «5-ый Стройучасток», принадлежащая Октябрьскому району г.Барнаула, но об этом как-нибудь в следующий раз...  Рядом с клубом с южной стороны находился магазин по часами, местная «шпана» его называла «Семь ступенек»  -где концентрировалось всё -продавцы-жулики, бомжи, мошенники, наркоманы... Это здание и сейчас в таком же виде и стоит на тоже самом месте... А напротив через улицу Новую (пр. Строителей) был расположен шикарный ресторан под названием «Полынь» - пустырь , заросший кленами и полынью. Это было такое , не побоюсь этого слова, общественное место, где «отрывались» все слои населения — и воры, и грабители, пропивавшие нажитое преступным путем, и бомжи, и проститутки, и прилично одетые «дяди» в галстуках, которые интеллигентно пили пиво из трехлитровых банок, в виду отсутствия разного рода «забегаловок», и «фарцовщики», продающие дефицитные товары... и конечно-же опера, ищущие и проверяющие оперативную информацию... Короче — это место было «доходное» для всех! Сейчас на этой территории расположена гостиница и ресторан «Барнаул». Место тоже полезное и необходимое для всех!!!

  У Виктора Дмитриевича территория  граничила с привокзальной площадью.  Участок в оперативном отношении по-своему непростой — элитные жилые дома, гостиницы, ювелирный магазин, госбанк, драмтеатр, Дворец Спорта, здание Краевого Совета Народных Депутатов, Педагогический институт, его общежития, в одном из которых жил я. В эту «общагу» меня пристроил Виктор Дмитриевич, по проспекту Социалистическому 129 а. Про общежитие особый разговор, там жили  и  учились непростые люди, будущие педагоги, совесть нашей эпохи, элита, особая атмосфера, особые междуусобные  отношения,все было перемешано, сплетено и никто ничего не скрывал, все было на виду и как бы происходило естественно . Жить в «общагах» было легко, но выжить и вытерпеть все это трудно, не всем удавалось...

  Училась в «педе» моя землячка, Наташа Спирина. Наши мамы были подругами, тоже педагоги. Наташа была хорошая, добрая девочка, вела приличный образ жизни. Я часто бывал в их компании — все проходило шумно, весело, я с ними сдружился...

   Однажды утром, Наташа зашла в комнату, в которой я жил... После ночной оперской работы, я безмятежно спал... Она бесцеремонно  разбудила меня, у них это было принято, правилом хорошего тона... Вообще-то, как сын своей матери, я всегда считал, что чувство такта нужно не только в музыке!? Но у студентов  свое понятие! И... предложила сходить к ним на семинарское занятие по философии... Я воспринял это как шутку, и почти в прямом  смысле послал её... и хотел продолжить спать... Но она настаивала... Чего она хотела... Скорее всего доказать престиж землячества... Я просчитывал, что они затеяли... Подвох или очередная смехопанорама, чтобы «побалдеть» вечером и было что рассказать... Слабый я человек, - не смог отказать  девушке... и согласился...

  Я привел себя в порядок и пошел с ней!!! По дороге всё думал, зачем мне все это нужно...спал бы себе спокойно... Но было поздно... Началось семинарское занятие... Прошла перекличка по журналу, я ответил на фамилию, которую мне указали девчонки... И тут началось, преподаватель , совсем ещё молоденькая девочка  после института, начала предъявлять мне претензии о том, что я не хожу на ее занятия, имею много пропусков...Мои девчонки «ржали»  без перерыва... Я понял на сколько глубоко я попал... Преподаватель задала мне вопрос и вызвала «к  доске». Я вышел и доложил как было принято у нас в Высшей школе... Всем понравилось... Да и на вопрос я ответил неплохо... Этому больше всего были удивлены «деффчонки»-студентки. Они были ошарашены моими знаниями... Дело в том, что учился я в моей Школе неплохо, да ещё увлекался  философией.  Преподаватель  поблагодарила меня и поставила оценку «хорошо». Она так ничего и не поняла!?

  Вечером в «нашей общаге» все только об этом и говорили... Будущие педагоги внесли разнообразие в свою жизнь... Я прославился на весь институт и меня стали приглашать  всюду и везде на вечеринки, которые в общежитии были ежедневными. Педагоги  были веселые и всесторонне развитые люди... Однако мне нужно было заниматься своими делами, что я и делал всю свою милицейскую жизнь и никогда на забывал об этом... Тем более на практике рядом  был наставник — сыщик от бога, он помогал мне во всем, учил как работать с потерпевшими, очевидцами, свидетелями...  В принципе почти со всеми заявлениями, поступавшими с моего участка, Виктор Дмитриевич занимался сам, не помогал, а именно от начала до конца разбирался  и фактически «тянул» две территории... Хороший напарник — это 90% успеха! Нагрузка на него была огромная!

  Как  обычно рабочий день, если не было «горящих» фактов, мы заканчивали обходом территории... Однажды, поздно вечером, Виктор Дмитриевич предложил проверить  все гостиницы, расположенные на его участке... Он как бы непроизвольно сказал, что гостиницы это «злачные» места, их нельзя сбрасывать со счетов, в них  собираются помимо деловых людей, «интересная криминальная» публика!  Виктор Дмитриевич  проинформировал меня, что сегодня в дежурную часть пришло сообщение по телетайпу из Ташкента о том , что там в одной из гостиниц совершена крупная кража на большую сумму:  денежных средств, драгоценностей, меховых изделий!   Похищен был также паспорт потерпевшей на имя Щепетковой Татьяны. Аналогичных краж большое количество  было совершено в европейской части СССР от Ленинграда до Одессы, а в   Средней Азии ничего подобного еще не было... Я задал Виктору Дмитриевичу «немой» вопрос, при чём здесь Барнаул? Он утвердительно, уверенно ответил: «Чую я, нутром чую, здесь она!?» Я в это не поверил, но своему наставнику доверял и пошёл с ним!  Сначала проверили гостиницу «Колос», затем «ЦК»! Так «ворьё» называли гостиницу «Центральная» и ресторан. «ЦК»  - на их языке «Центральный Кабак»! Ничего не подтвердилось!? На очереди была гостиница «Сибирь», что на пр.Социалистическом.  Виктор Дмитриевич был возбужден, он верил в себя и в свое предчувствие!  Я ему, судя по его состоянию, начал верить!

  О! Чудо! О! Ужас! Мне стало не по себе! Девушка по имени Щепеткова Татьяна проживала в нашей гостинице «Сибирь»!? Вот это да!? Как мог Виктор Дмитриевич через тысячи «км», через всю Среднюю Азию, Казахстан, часть Сибири  догадаться, что она приехала  именно к нам ???   Каким предчувствием  надо обладать, чтобы это понять, промодулировать, спроектировать  у себя в голове, быть убежденным на 100%, да ещё  чтобы это состояние перешло другим!? В этот момент я понял — Виктор Дмитриевич -  гений, гений сыска!!!

  В двухместном номере гостиницы Щепетковой Татьяны не оказалось. Организовали наблюдение. Прошло немного времени и она появилась, увидев нас, сразу всё поняла и больше практически не говорила. Вскоре появилась соседка по номеру... Виктор Дмитриевич предъявил своё удостоверение , объяснил зачем здесь и предложил все ее вещи отложить отдельно на кровать... И тут выяснилось, что некоторых предметов  одежды, драгоценностей, денег она не нашла!? Начался обыск по всем правилам юриспруденции … Нам повезло -  были обнаружены не только вещи соседки по номеру ( в чемодане у Татьяны), но и одежду , драгоценности, меха с кражи из гостиницы г.Ташкента... Наступил момент истины в раскрытии, по крайней мере двух  краж из гостиниц в г.Ташкенте и  г.Барнауле!!! И заслуга в этом полностью  была  оперуполномоченного  ОУР Железно-дорожного РОВД лейтенанта милиции Скрябина Виктора Дмитриевича. В его глазах я увидел блеск радости, удовлетворения!!!  Я тоже был счастлив тем , что был участником этих событий!!! Дело было не рядовое , имело большой общественный резонанс по всему Советскому Союзу!!! В последующие дни в отдел внутренних дел Железно-дорожного райисполкома съехались не только сыщики Краевого УВД, но и представители Главного Управления Уголовного Розыска МВД СССР, слетелись как коршуны на «свежую  ,   халявную» добычу...  О Викторе Дмитриевиче ни кто даже не вспомнил, все были заняты дележом  и кто из них , этих вторых, первым доложит третьим лицам, то есть  на самый «верх»!?  А первый в этом деле, Виктор Дмитриевич  продолжал заниматься  текущими делами , заявлениями о которых были забиты все «столы , да и карманы тоже»!
  Прав был мудрый монах СОАМИ , создатель знаменитого Сада Камней, наступил новый день, ты сделал еще шаг по галерее и  «гениально спланированный хаос» предстает уже в другой композиции из тех же 15 камней, один из которых не видим... Виктор Дмитриевич!!! Ты и есть тот самый 15  камень, который на следующий день не увидели!? Но мы же люди, мы должны помнить! Память сильнее времени! Но ты , Виктор  Дмитриевич,  есть и стоишь всё там же на старом месте и не  изменяешь своим убеждениям!!!

  По окончании стажировки в конце мая 1972 года, студентки нашей «общаги», обратились ко мне с заявлениями о том, что кто-то по их паспортам на почте  получает  денежные переводы от родителей.  Извещения приходят на вахту общежития... Схема краж очень проста — преступница  тайно брала у девушек паспорта, на почте заполняла извещения и получала деньги, на фотографию на паспорте  ни кто даже не смотрел. Деньги были небольшие по 10-15 рублей, но для сельских студенток — это было целое состояние, можно было в «проголодь»  прожить 25-30 дней... И так как  территория совершения преступлений принадлежала Виктору Дмитриевичу, я сразу  доложил ему об этом. Он был очень занят... и попросил меня заняться этими заявлениями.  Одна из студенток сообщила мне , что у неё пропал паспорт... и исчезло  извещение о том, что пришли деньги... Дальше все мероприятия проводились уже на почте... Мне выделили небольшую «каморку»  , где я ждал условного сигнала...За 20 минут до перерыва  на обед... появился ...Виктор Дмитриевич!? Он утвердительно заявил: «Она где-то здесь, выжидает , боится, трусит!?»   Через 2-3 минуты поступил условный сигнал о том, что «воровка» заполняет взятую у сотрудников почты квитанцию... Непосредственно при получении денег она была задержана... Однако, каков Виктор Дмитриевич, появился в самый нужный момент? Как он всё это просчитал, ума не приложу? Хотя о чём я говорю?  У  него «нюх», он Гений!!!

  Студентка - «воровка» заблудилась в лабиринтах утраченной совести, оставляя сельских студенток на голодное существование, бросив их без единственных материальных средств, посланных из последнего родителями. Но... наткнулась в этом хаосе на 15 камень — камень справедливости и неотвратимости наказания...

   А оперработник вновь и вновь стремится к моменту истины, испытывая приятный холодок и дрожь  во всем теле...Всегда ищет уже нужные ему, необходимые ощущения после поиска правды!  И если она обнаружена и найдена, то это обстоятельство  так необходимо  ущемленной, обиженной части населения, которого коснулась алчность другой части народа, живущего за счет других... Поэтому без 15 камня не обойтись! И хотя его при последующих  шагах не видно и о нем забывают – фактически он есть и всегда  затем всплывает в памяти!  Правда всегда одна и она есть!!!  Если чуть-чуть подняться над садом , то мы увидим все 15 камней! В этом правда жизни и не каждому дано увидеть эту истину!!!  Только честный, справедливый человек , преодолевая все преграды может  до неё докопаться! Для опера раскрытие любого преступления – это верхушка справедливости и совершенства в его работе!!!

  В июле 1972 года я успешно  сдал  государственные экзамены в Высшей Школе МВД СССР и вернулся в г.Барнаул...  После приезда, испытывая дань уважения, я сразу же приехал к Виктору Дмитриевичу. Встреча была радостная, необходимая , нужная... Первый вопрос, который я задал Виктору Дмитриевичу: «Чем закончилось задержание в гостинице «Сибирь» Щепетковой Татьяны?» А в ответ – тишина!? Вот он хаос нашей жизни!!! Пятнадцатый камень в саду ни кто и не искал и не вспомнил!? Так быть НЕ ДОЛЖНО!!! Справедливость ДОЛЖНА быть!!! Ни кто не забыт, ни что не забыто!!!




                Полковник милиции в отставке
                Панин В.Н.
 Диплом участника в номинации "Рассказ" первого этапа литер. конкурса МВД России "Доброе слово".