Дети войны. Глава 11

Павлина Горбачева
   Остались я и сестра сироты. Ну, что отец? Он не плохой был, не пил, но ласки от него не видели. Мужик есть мужик. Брат на похороны не приезжал, так как он женился и у него был медовый месяц - он с женой ухал в отпуск к её тёте. А когда вернулся, ему командир сообщил о телеграмме. Приехала к нам его жена Мария, она была беременная и привезла нам арбуз. Мы тогда и не знали, что есть такая ягода. Помню, семечко попало на участок, где сажали картофель, у нас вырос арбуз с кулачок.  Но такой сладкий и зрелый – мы удивились. Мария приехала за нами – обеих забрать брат велел. Но я не поехала, только сестра. Я сказала, что буду с папой, за ним тоже уход нужен. Где постирать, а когда он ходил по плотницки, я ставила самовар, встречала его. Так что брат не бросил нас. Сестра уехала в Харьков. Училась, кончила восемь классов там.

   Я с папой осталась здесь, в Тимшино, окончила пять классов, перешла в шестой класс. Летом ходила по ягоды. Собирала и на рынок, продавала. Также рвала ландыши, фиалки, черёмуху и всё носила в Егорьевск. Я и сосед Петя пойдём вечером лесом 12 км. продавать к гор саду – был раньше кинотеатр деревянный. По 5 коп. за букет любой. Вот продадим и ночью обратно.

   Пошла в шестой класс, окончила. Работать стала в колхозе. Раньше все дети подростками работали. Ходила в огородную капусту поливать. Утром рано до солнца её надо полить.  Ведро больше меня – я ростиком маленькая была. Подаёшь ведро мужчине, он черпает в бочке и отдаёт тебе. Воду подвозили на лошади в бочках. Летом работала на уборке урожая. Комбайн жал зерно, а солома собиралась в копноноситель, нажимаешь на педаль – солома вываливалась. Жара, пить хочется, а куда пойдёшь, с собой не брали воды. Ну, глупые были. Потом на току работаешь – сортировали зерно. Сортировки ручные были. До ручек не достаёшь, чтобы вертеть её, подставляешь ящик.