Времена проходят, пороки остаются

Галина Ромадина
Лето тысяча восемьсот одиннадцатого года  отличалось тем, что повсеместно  в Средней Европе стояла тропическая  жара. Страшная засуха уничтожила  урожай. Не избежала этой участи и Россия, особенно западная. Горели леса, торфяники, появились заразные болезни. Воздух был наполнен дымом.  За всё лето несколько раз через  густую пелену дыма солнце показывалось в виде раскалённого шара. От восхода до заката можно было смотреть на него невооружённым глазом.

В августе появилась комета. Появившись еле заметной туманной звёздочкой, с каждым днём она увеличивалась и становилась яснее и отчётливее. Наконец она превратилась в большую,  хвостатую звезду. По глазомеру хвост кометы казался длиною сажени две (4,26 м), а ширина в конце хвоста около полуаршинна (36 см).
С каждой неделей хвостатая звезда становилась всё грозней.

Народ в городах и сёлах России толпами глядел на эту чудную звезду и говорил:
«Верно, прогневался Господь на нас, вот и послал звезду такую».
К бедам народ русский чуток. Уже не было ни для кого на Руси тайной, что Наполеон что-то затевает против России. В сведущих кругах  знали более, но как-то не верили надвигавшейся грозе.

Дипломатические отношения с Францией были прерваны. Предлогом  нерасположения к России для Наполеона был только что  составленный Россией тариф, который будто много вредил французской торговле.                Сам император Александр был уверен в неизбежности войны с Наполеоном  и решил сам предводительствовать армиями. Но поклонник Наполеона, канцлер граф Румянцев, думал до самого вторжения Наполеона, что дело кончится миролюбиво.

Наполеон, глядя на роковую звезду, думал:
«Эта необычная звезда появилась на небосклоне в день моего рождения, так пусть она будет моей путеводной звездой в Россию».
Император Наполеон твёрдо решил разорить Россию.

По всем концам России  быстро разносились два манифеста императора Александра.
« Французские  войска вошли в пределы Нашей Империи. Самое вероломное нападение было возмездием за строгое соблюдение союза. Император Наполеон  в уме своём решил твёрдо разорить Россию. Предложения, самые умеренные, остались без ответа. Недавнее нападение врага  открыло, явным образом,  лживость подтверждаемых  миролюбивых общений. И потому не остаётся иного, как поднять оружие  и употребить все, вручённые Мне Провидением, способы к отражения силы силою. Я надеюсь на усердие Моего народа и храбрость войск Моих.                Провидение, благослови праведное наше дело. Оборона Отечества, сохранение независимости и чести народной, принудили нас препоясаться на брань. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве Моём!»

Другой манифест гласил:                «С давнего времени замечали Мы неприязненные против  России поступки Французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всём нашем желании сохранять тишину, надеясь на примирение, оставались в пределах  Нашей Империи, не нарушая мира, быть только готовыми к обороне.                Французский император открыл первый войну. Видя его непреклонность к миру, не остаётся ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы  Наши против сил неприятельских. Не нужно Мне напоминать вождям полководцам и воинам  Нашим о их долге и храбрости: в них издревле течёт громкая победоносная кровь Славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество и свободу. Я с вами. На начинающего Бог!»

«На начинающего Бог!» - сказал вместе со своим императором  и весь народ русский.

На начинающего Бог!
Вещанью мудрому поверьте.
Кто шлёт соседям злые смерти,
Тот сам до срока изнемог.
На начинающего Бог!
Его твердыни станут пылью,
И обречёт Господь бессилью
Его, зачинщика тревог.
На начинающего Бог!
Его кулак в броне железной,
Но разобьётся он над бездной,
О наш незыблемый чертог.
                /Ф.Сологуб/

Проходят времена, меняются нравы, но не меняются пороки.