Очерки о свободе

Вячеслав Александров 2
ИЗ "ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ"


фото автора
СВОБОДА и СМИРЕНИЕ  Очерк 2

«Смирение в мистической своей сущности есть акт Свободы, и предполагает Свободу». Так считал Бердяев. И, действительно, свобода без смирения не достижима, уже только по той причине, что она предполагает в человеке наличие неограниченных сил. Но смирение предполагает ограничение свободы  нашей воли. Как можно утверждать, что свобода положительно связана с ограничением? Но, это действительно так. Ибо, до тех пор, пока возможности наши ограничены, то остаётся ограниченной и свобода. Преодолеть же рамки, удерживающие наши силы возможно только  путём растворения своего «я» в мироздании. Смирение и есть то, что стирает границы между человеком и творением, между человеком и Творцом.
Если честно попытаться ответить себе на вопрос, что делает нас рабами внешних обстоятельств жизни, разве  не увидим, что виной всему являются наши страсти? Именно они погружают нас в состояние непрерывной войны, за блага, достижение которых предполагает, в свою очередь, войну с окружающей  природой. Разве, добытое силой и хитростью у других, может сделать нас более свободными? То, что необходимо удерживать будет удерживать нас. Поэтому, тот, кто основной целью своей жизни ставит достижение славы, богатства и власти и укрепление достигнутого положения, полностью попадает под власть того, что желает сохранить. Но в земной жизни всё находится во власти смерти и времени. И их цепей человеку, забывшему о небесных ценностях не разорвать.
Высшей целью человека может быть только его освобождение от смерти. На истинном пути находится  тот, кто свои намерения и деяния проявляет в свете  данной цели. В чем смысл жизни Христа и Его учения? Конечно же, в указании на путь, следуя которым человек способен обрести свободу, сказав, наконец: «Смерть, где твоё жало?». Христос своей  жизнью показал нам, что «смертью смерть поправ» можно достичь главной цели – Жизни вечной. Но иного пути к свободе, кроме смирения в себе того, что жизнь делает смертью, нет. Выше множество раз указывалось на то, что враг пленяет нас посредством пробуждения страстей. Делает он это весьма искусно, на то сатана и есть отец лжи. Его ловушки поджидают нас на каждом шагу, для каждого человека приготовлены они в соответствии с его особенностями. Например, приземлённого в своих целях он уловляет посредством сребролюбия, а возвышенного в духе – самообольщением-прелестью.  Самая хитрая ловушка дьявола  срабатывает тогда, когда начинаем считать, что со своими проблемами  и трудностями справимся сами, без помощи Божьей. Такой человек быстро доходит до состояния уныния и отчаяния, ибо все усилия, которые он предпринимает, не приносят ему никакого удовлетворения, а успехи – опустошают силы. Если нет мира в нашей душе, то в окружающей действительности  не найдём места, где  могли бы ощутить состояние настоящей свободы. Возможность получения удовольствий ни как не связана с возможностью обретения удовлетворения от своей жизни. Ибо удовлетворение  даёт ощущение единства с миром и его Творцом.
Что нас удерживает во власти смерти, конечно же, то, на что попусту тратим  время. Стоит внимательно взглянуть на обычную, повседневную жизнь и  обнаружим, что большую часть своих сил  направляем на достижение вовсе не того, что будет нам во благо. Подумайте, к чему нас, в конце концов, приводит стремление насытить всё более изощрёнными яствами чрево, накопить больше денег, ублажать похоть и т.п. Ни к чему иному, как утрате жизненных сил. Освобождает нас из ловушек смерти то же самое, что и усмиряет  страсти.  Пока наши потребности не вернутся в свои естественные границы, до тех пор всё наше время и силы придётся направлять на исправление допущенных при попытках насытить  желания, промахах и ошибках. Не следует заблуждаться тому, кто не имеет успехов на земном поприще, но всем сердцем желающий достичь высот благополучия, он не в меньшей степени, чем пресытившийся сластолюбец, будет напрасно тратить своё истинное богатство - время.   
Свободой обладает тот из людей, которого не вынуждают окружающие обстоятельства тратить свои силы и время для удержания достигнутых благ. Свобода связана с возможностью, не придавать особого значения тому, за что ведут борьбу друг с другом люди. А воюют они  за тем, чтобы расширить границы потребления земных ценностей. Пока мы это делаем, до тех пор нашими настоящими господами будут страсти.  Насытить их не возможно, их можно только укротить, смирить. Как только  уразумеем простую истину, что пока время своё  тратим на достижение того, в чём на самом деле не нуждаемся, жизнь наша будет переходить в смерть.
Смирение – это та добродетель, посредством проявления которой  ограничиваем в своей жизни власть  ненасытных страстей. В результате этого высвобождаются силы, которые представляется возможным направить действительно на созидания блага, на творчество. Чем прикрывается человек, занятый достижением земных целей, оправдывая себя за то, что не воспитывает,  так как необходимо, своих детей, не уделяет должного внимания своему здоровью и образованию и т.д., тем, что у него не хватает времени. Но само по себе свободное время не есть ещё благо, оно должно быть облагорожено энергиями смирения перед волей Божьей, смирения перед необходимостью исполнения заповедей - законов жизни.
Свобода связана  с ощущением возрастания сил нашего духа. Дух же крепнет, когда сила его  используется, т.е. применяется с пользой.  Смирение как раз и предполагает проявление духом усилий, обеспечивающих удержание наших чувств, намерений, мыслей от того, чтобы в них не смогли укорениться зло и  ложь. Именно они за тем проявляются в совершении  не должных проступков и промахов в обыденной жизни, т.е., греха. Поэтому акты смирения ведут к очищению нашего сердца и души. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». (Иак.4:6). Дух же, который открыт для восприятия благодати, проявляется в человеке посредством раскрытия его талантов и возможностей. Но это и является условием обретения нами  истинной свободы. Не даром говорится  мудрецами, что владеющий собой, владеет и миром. Ведь смиряя свои страсти, мы уничтожаем и стены, отделяющие нас от вселенной и людей, стремящихся жить по совести. Поэтому для человека по- настоящему смиренного не существует задач, которые он не способен был решить. Ибо он не может делать это не во благо жизни, а потому с ним всегда Господь сил. Поэтому Святые Отцы указывают: «Не только святость, но и смирение творят чудеса».  Знаем мы и то, что условием обретения свободы является обладание истиной. А она открывается лишь тем, кто не стремиться к присвоению достигнутого знания. Ибо Истина есть то,  что никому не принадлежит, т.е. принадлежит всем. Она доступна тому, кто ступеньки, которые он построил, стремясь к ней, оставляет свободными для всех желающих ими воспользоваться. «Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным». (Сир.3:19). Настоящие причины явлений и событий, могут быть открыты разумом только при достижении сердцем состояния смирения. Как невозможно увидеть солнца или звёзд на небе, если оно  покрыто облаками, так и очи разума не в состоянии  узреть истины, если небеса души закрыты  смрадным дымом, исходящим из сердца, поражённого огнём страсти.