Ничтожность писаного права

Русско-Российская Партия
              НИЧТОЖНОСТЬ ПИСАНОГО ПРАВА




§ 3. Законы

Писаное право (ius scriptum), как указано в римских источниках, состоит из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов.
Главным источником римского права является закон (lex).
Основной вехой становления римского законодательства были Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э.
Период писаного права начался в Риме после того, как плебеи в упорной борьбе с патрициями добились записи обычаев, применяемых в государстве. Так были созданы Законы XII Таблиц. Для этого была создана комиссия из трех членов, которая отправилась в Грецию изучать законы Солона. По возвращении в Риме был упразднен консулат и избраны десять человек, которые в течение 451 г. до н.э. написали 10 Таблиц и вынесли их на одобрение центуриатных комиций. На следующий год новые децемвиры вынесли на одобрение народа еще две таблицы. Так возникли Законы XII Таблиц (lex duodecem tabularum), которые представляли собой очень важную кодификацию римского цивильного права. Законы были записаны и выставлены на форуме на деревянных (по некоторым сведениям - медных, и даже слоновых досках), которые погибли и до нас не дошли, но были позднее реконструированы. Положения Законов охватили все важнейшие сферы юридической практики: О вызове в суд (Табл. I); О вершении исков (Табл. II); О долговом рабстве (Табл. III); О порядке манципации при сделках (Табл. IV); О завещании и семейных делах (Табл. V), О пользовании земельным участком (Табл. VI); О воровстве (Табл. VII); О личном оскорблении-обиде (Табл. VIII); Об уголовных наказаниях (Табл. IX); О публичных делах в городе (Табл. XI); О неиспрашивании привилегий (Табл. XII).
Цицерон так преувеличенно возвышенно отзывался о Законах XII Таблиц: "Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов Двенадцати Таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов. Закон - это то, что народ повелел и постановил".
В республиканском Риме законодательным органом были народные собрания (комиции). Принятие закона проходило несколько стадий. Сначала компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать. Наконец, предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом.
Римские законы получали наименование по их инициаторам (например, Закон Петелия, иногда по двум именам консулов - Закон Лициния - Секстия).
Закон состоял из трех частей:
1) введение (praescriptio), где указывались наименование закона, дата принятия народным собранием, обстоятельства издания;
2) текст закона (rogatio);
3) последствия его нарушения и ответственность нарушителя (санкция).
В зависимости от санкции различали четыре вида законов:
1) совершенные (leges perfectae), в которых в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность запрещенных актов, но никаких других невыгодных последствий не устанавливалось. Например, если завещание было составлено вопреки требованиям закона (скажем, не назначен наследник), оно считалось недействительным, "ненаписанным";
2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за их нарушение - наказание, штраф. Закон Фурия о завещаниях первой половины II в. до н.э. запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере;
3) несовершенные (leges imperfectae), которые вовсе не имели санкции.
Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы;
4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов.
Большинство известных римских законов принадлежит к несовершенным либо менее совершенным законам.
Со временем сложились два подвида римских законов республиканского периода: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.
Постдецемвиральные законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода.
Плебесциты - решения плебейских собраний - изначально были обязательны только для плебса. Как пишет в своих Институциях Гай: "Некогда патриции утверждали, что плебесциты не налагают на них обязательств, раз они издаются без их одобрения" (Гай, 1.3)*(9). Однако по Закону Гортензия (III в до н.э.) они стали обязательны для всего народа, подобно leges populi. Плебесциты, таким образом, отличались от других законов лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.
Сенатус-консульты - постановления сената (SC). Гай так определил сенатус-консульты: "Постановление Сената - это то, что Сенат повелел и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили". До начала II в. н.э. SC не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании ius civile непосредственно. В эпоху принципата нормотворческая власть Сената возрастает, поскольку народные собрания (комиции) пришли в упадок.
Широко известен SC Македония, запрещавший сделки займа с подвластными сыновьями. Он был издан в связи с тем, что некий Македоний, будучи подвластным и заняв деньги, убил своего отца, чтобы расплатиться с долгом.
SC Тертулиана устанавливл наследственные права матери на имущество сына. SC Орфициана (178 г. н.э.) вводил законное наследование детей после матери.
С начала II в. постановления Сената часто сопровождаются предварительной речью принцепса. Постепенно постановления Сената исчезают как самостоятельная форма права.
Конституции императоров. Принцепс (лат. princeps - первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалось несколько видов императорских конституций:
эдикты - нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;
декреты - судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;
рескрипты - ответы на запросы должностных и частных лиц;
мандаты - общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.
С императора Константина ведущую роль начинают играть эдикты, которые рассматриваются как нормы общего действия (leges generales). В этот период именно конституции (leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов (ius) прибегают лишь при отсутствии закона.
<< | >>
;
Источник: Баринова М.А., Максименко С.Т.. Римское частное право: учебное пособие для ВУЗов2006. – 208 с.. 2006
Еще по теме § 3. Законы:
• Тема № 13. Проблема выбора между законностью и целесообразностью, законностью и другими ценностями.
• 1830–1835 гг. Систематизация «Полного собрания законов» и «Свода законов».
• Понятие законности и дисциплины в сфере государственного управления Законность - эт
• Закон о введении в действие и применении Закона о вещном праве
• Декабрь 1988 г. Закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основному закону) СССР».
• XIII.4- Естественный закон как «участие вечного закона»
• ЗАКОН О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА (7945 г.) СВОД ЗАКОНОВ США —ТИТУЛ 3, ГЛАВА 1
• Понятие социалистической законности. Законность, право, демократия
• §10. Законность и правопорядок Понятие законности. Ее место в жизни общества
• ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАДАЧАХ, ФИНАНСИРОВАНИИ И ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ (ЗАКОН О ПАРТИЯХ, —' ' от 2 июля 1975 г.
• Документ № 8 ЗАКОН ПРО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЄДНОСТІ ПАРТІЇ І ДЕРЖАВИ (1 грудня 1933 р. зі змінами за законом 8 липня 1934 р.) (витяги)
• Глава XXXIII Справи про застосування встановлених законом заходів щодо захисту прав та законних інтересів
• Решение Свердловского областного суда от 21 августа 2002 года об оспаривании в части пункта 5 статьи 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года № 12-03 «О местном самоуправлении в Свердловской области» в редакции Областного закона от 18 ноября 1997 года № 66-03 с изменениями и дополнениями, внесенными Областным законом от 12 февраля 2002 года № 1-03
• Відповідно до ч. 2 ст. 84 ЦПК граничний розмір компенсації витрат на правову допомогу встановлюється законом. На сьогодні такого закону немає. Яким чином слід вирішувати це питання?
• 2. Понятие закона. Классификация законов.
• ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИГОВОРОВ Приказ Генерального прокурора СССР от 23 марта 1963 г. № 18 с

               
                НИЧТОЖНОСТЬ ПИСАНОГО ПРАВА

Закон или юридическая норма не могут находится ни на каком материальном носителе, кроме человеческих существ в качестве осознаваемых ими поведенческих норм и поведенческих установок, предполагаемых нами определенные действия лиц, а также самого человеческого существа, в определенных ситуациях. Иначе: правовые нормы и законы - это неотчуждаемые продукты человеческих существ. Законы и правовые нормы не могут быть предъявлены кому бы то ни было. Прежде всего, рассмотрим ситуации говорения-слушания (ситуация говорящий-слушающий или слушатель-говоритель). Говорить - это значит соответствующим образом возмущать воздушную среду структурами собственного организма (артикуляционным аппаратом). То, что возмущение среды осуществляется в соответствии с некоторыми внутренними процессами говорящего субъекта-индивида, не отменяет того, что структурами его организма возмущается воздушная среда. Система слуха слушателя создает звуки, на их основе - речь, соответственно тому, каков слушатель, и, соответственно тому, как возмущается среда. Создаваемую собственную речь слушатель может считать речью того, кто возмущает воздушную среду. Но по факту это речь слушателя. Таким образом, говорением (возмущением определенным образом воздушной среды) нельзя передать продукты психической деятельности одного субъекта-индивида другому.
Аналогично, изготовление средств информации, в частности, средств письменности, также не может быть средством передачи законов, правовых норм от одного субъекта-индивида к другому. Изготовление средства информации сводится к преобразованию какой-либо материальной основы. Использование средств информации сводится к преобразованию себя самого пользователем средств информации в самом процессе пользования. Информация не передается и не получается, но производится пользователем средств информации. Информация субъективна и неотчуждаема.  При пользовании одним и тем же средством информации один пользователь для себя может получить, с точки зрения другого, информацию, а другой - дезинформацию.