Чувство Живого

Тина Тишь
Большинство согласится, что природа прекрасна, совершенна, в ней нет ничего некрасивого или неправильного. Но, насколько я успела заметить, понятие Природы для всех разное. Для кого-то Природа - это ЦВЕТОЧКИ - одни более яркие, ароматные, изящные, другие - поскромнее, а то и вовсе обыкновенные сорняки; это ДЕРЕВЬЯ - просто большие брёвна, которые лишь обеспечивают нас кислородом, и часто становятся опасными, когда своими ветвями или могучими телами обрушиваются, обрывая на своём пути провода электропередач, ломая машины, столбы, всевозможное имущество людей, порой представляя опасность для человеческой жизни; это ЖУЧКИ - милые бабочки и надоедливые комары, ужасные пауки и прочие гады. Это – «чёрное» и «белое», описания, сравнения, тяготение к неизбежному радикальному разделению на «хорошее» и «плохое». Даже всевозможные зоозащитники и зооволонтёры, которые с пеной у рта, яростно возглашают, насколько сильно они любят животных и НЕНАВИДЯТ людей…

А для кого-то Природа - это дверь, отдельный мир - неисчерпаемый источник познаний, книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
 
А что есть Живое? Все живые существа, вода, камни, ветер - все они живут своей жизнью, часто нами незамеченной. Цветочки не просто растут, цветут и увядают, у них свои ритмы, как и Земля живёт ритмами. Она может быть ослаблена или полна сил, это полноценный организм, мало чем отличающийся от человеческого организма. Глупости, скажете? Нет-нет, она, при необходимости себя восстанавливает и излечивает, без вмешательства людей. Вы когда-нибудь наблюдали как живёт Земля? Как после многократных, устроенных по весне людьми, пожарищ вдруг начинает густо и обильно расти щавель? Или целые поля васильков, которые не были высеяны людьми? Растения – лекарства для Земли. А она знает как и чем  себе помочь. Если может, конечно. Если ей не мешают люди. Где-то нужно подкислить выщелоченную огнём почву, где-то необходимы на данном этапе семена одних трав, где-то – других, и Земля активно их выгоняет – почему-то внезапно и неожиданно, когда этих трав много лет уже не  было в каких-то конкретных местах.

Чувство Живого Пространства - это та тонкая грань, которая отделяет нас, в мире ярлыков и надуманных ценностей, от мира, полного неизведанных тайн и загадок, волшебства и магии. Очень точно подметила выдающийся этолог Джейн Гудолл: "Мы живем среди слов. Мы смотрим на окружающий мир и для всего находим ярлыки. Если же смотреть на окружающее без слов...   

Ко мне это осознание пришло, когда я увидела муху, дивную муху, не комнатную, а такую, с золотистыми щетинками, красными глазищами и золотыми крыльями. Она села мне на палец, и я подумала: «Вот муха». И тут же: «Но ты только посмотри на неё!» Если убрать слово «муха» - увидишь невероятное создание, которое составляет часть роскошного гобелена, взаимопереплетенной паутины жизни. Это магия. А скажите просто: «Муха» – и разрушится волшебство, как всегда происходит при стремлении всё увешать ярлыками, всё назвать. Мы иначе не можем. Мы раскладываем все по коробочкам и ячейкам, и часто не замечаем волшебства".

То, что дети и животные в чём-то похожи, я заметила давно. Впрочем, об этом говорят многие. Многие также отмечают, что животные слушают детей больше, чем взрослых. А если присмотреться и проанализировать... Дети - они ещё не "напичканы" всеми теми смыслами и описаниями, которыми живут взрослые. Дети - чистые, искренние, прямые и бесхитростные. Как... животные. Но вот беда - дети учатся у взрослых, а там у большинства связь утеряна. В детей закладывают великое множество смыслов, некоторые из которых на первый взгляд безобидны, но скрывают нити связей, где Живое = вред, грязь, микробы…

«Не трогай кошек/собак на улице – они грязные, больные». «Не бери ежа в руки – на нём паразитов море!» Никогда не обращали внимание? Да что там говорить, по глубокому убеждению большинства родителей, безобидные палочки и листочки – непременно источник грязи, нечто нехорошее. Палочки, кошки, ежики, птички – они все плохие, в них таится что-нибудь коварное и неприятное. Так и происходит усвоение цепочки «Природа – это плохо».

Незапятнанность детского разума ЧУЖИМИ мнениями и описаниями, внутреннее слушание и восприятие собственной картины мира - такой, какая она есть, пока ещё без корректировок взрослых, позволяет маленьким человечкам сохранять ЧУВСТВОВАНИЕ естественного хода вещей и событий, чувствование ЖИВОГО.




P.S. Фото моё.