Душевный разговор...

Юля Доценко
У меня есть место силы.
Дом бабушки в деревне. В последний раз я была там больше 25 лет назад. Но, до сих пор, когда мне становится трудно – мысленно я возвращаюсь туда. Брожу по комнатам, вдыхаю запахи… выхожу во двор и иду знакомыми тропками. Вот здесь мы собирали щавель. А здесь в поленнице жили мыши.

Вот по этой дороге я впервые поехала на двухколесном велосипеде… А об эту крышу глубоко рассекла безымянный палец на левой руке.

Да. Наверное тогда это случилось! Клятва вечной верности, пролитая в землю кровь и шрам, как обручальное кольцо…
Там всегда солнечно и тепло. Там я помню, кто я и чего хочу. Там еще ничего плохого не успело случиться.
Папа молод и играет для меня на пианино – рассказывает мне, как слышать и чувствовать мелодии… Бетховен, Бах, Моцарт… а мне нет и шести. И у меня загривок дыбом от этих мелодий…
А вот мне 7. У меня есть своя тайная комната в глубине сада. И в нее я как мышка в норку таскаю разные ценные мелочи… Чаще всего старые книги с чердака. Они приятно пахнут. Читаю только одну из них - «Том Сойер», а между страницами храню пожелтевшую тетрадку в которой пробую писать стихи и рассказы.
Пишу и стесняюсь их показать взрослым.
Позднее бабушка найдет их и отправит в местную газету. И их напечатают.
Зачем она это сделала?...

Сижу на хлипкой лавочке перед домом. Заборная сетка-рабица мягко подталкивает в спину.
«Поговори со мной!» - мой безнадежный вздох и слова утонули в пустоте.
Рядом ни души.
Я почти досадую.
Как вдруг рядом на лавку садится девочка.
Кудрявая, рыженькая, конопатый носик – кнопочка. Огромные глаза.
Сидит рядышком, болтает ножками, улыбается своим мыслям и молчит.

Не сразу прихожу в себя.
Не сразу понимаю, что передо мной та, которую я звала – моя душа…
Я: «Значит, ты – ребенок?!»
Она: «… это только с виду. На самом деле я вполне взрослая».
Я: «…я думала, что ты дева, ближе годам к 20… Ты…я… ну мы – мы же Мать. Путь матери, все дела… ну кому я рассказываю..»
Она (улыбнулась): «Все правильно…»
Я замолкаю, а в мыслях сумбур о том, что я запуталась. Не понимаю как ощутить свою (то есть ЕЕ-души) значимость, ценность… Что делать с творчеством, как научиться его ценить… Как перестать стесняться себя…
А может вообще все бросить? Я неудачница?...
Как мне тебя любить? Что мне сделать?...
Поток моих мыслей прервал голос девочки: «Пошли!»
Я послушно пошла за ней. Маленькая ладошка уютно легла в мою руку и мы отправились в березняк недалеко от дома. Оврагом, извилистой тропкой, через ручей по деревянному мостику – потом в горку, в горку – и вот мы на месте. Отсюда хорошо видно реку и окраину деревни.
Она: «Как ты думаешь, почему ты так хорошо помнишь все это?.. В реальности этого места уже нет..»
Я: «Это яркие детские воспоминания – они не меркнут со временем».
Она: «Ты написала стихотворение о своей любви к этому месту… Помнишь? Я – его автор!»
Я: (улыбаюсь) «Хорошо! Мне всегда нравилось думать, что это не я творец, а Бог через меня творит:). А ты – часть Бога. Все складывается. Только я все равно ничего не понимаю… Все люди смотрят вокруг и видят одно и то же. Но кто-то напишет стихи, а кто-то картину… Кто-то просто запомнит или положит вон тот лист земляники между страниц любимой книги… Что особенного в том, что ты делаешь?»
Душа моя встала на ноги тряхнула кудряшками и стала выворачивать кармашки ситцевого платья в крупный горошек.
На землю упало несколько цветных стеклышек и лупа: «…вот смотри – я наблюдательная, любопытная и я – тружусь. Каждый день. Понимаешь?»
И с этими словами она стала разглядывать все вокруг через стеклышки…
Я ничего не понимала… просто любовалась ей.
В какой-то момент я поняла, что мы уже не в березняке, а в моей садовой комнатке. Сидим на панцирной сетке железной кровати. Небольшое окно открыто в сад – прямо в комнату из сада смущенно торчат две веточки шиповника. Душа моя сорвала розовый цветочек и протянула мне: «Что ты видишь? Что чувствуешь?»…
Я закрыла глаза и втянула сладковатый запах… Волна мурашек, другая, мне показалось я слышу пчелу…
Тут же рыжеволосая бестия спрыгнула с кровати и потянула меня за руку к двери – за дверью было темно – это дедушкина столярная мастерская. Я похолодела от ужаса. Мне всегда мерещились чудища и черти в темноте этого неизведанного пространства.
Душа нашла выключатель, включила свет и взобралась на верстак:
«Что это для тебя?»
Я пошла вдоль стен. Дедушка… я тебя совсем не помню. А ты был таким талантливым мастером… Твои старые стамески. У меня теперь тоже есть похожий набор… А вот удочки – это вы с маленьким папой ходили удить рыбу…
Размышления мои прервал вопрос души: «Ты понимаешь в чем моя особенная ценность?» Я отрицательно махнула головой в ответ.
Душа снисходительно вздохнула: «Я – часть Бога. Я пришла, чтобы любить. Ты – моя форма. Мое вместилище. Сама по себе я мало что могу. Спектр переживания формы, тела – он как палитра, которой я могу пользоваться, чтобы трогать сердца, будить те из них, что спят, фокусировать внимание, преувеличивать и показывать через любовь то, что действительно важно…»
С этими словами она подошла, взяла мои руки в свои и ласково повернула их ладонями вверх: «…твои руки – мои руки. Я говорю с миром о своей любви через тебя. Порой получается наивно, непосредственно, по-детски, но предельно искренне…
Именно поэтому ты часто стесняешься результата – словно это «детский» рисунок. Сочинение школьника… Мы с тобой одно целое – я суть, ты – форма. Мы вместе смотрим на этот мир, влюбляемся в него, изучаем жизнь, ловим то, что неуловимо – переживания, ощущения, впечатления и переплавляем их в осязаемые образы. Таков мой труд – придавать форму тому, что формы не имеет, во имя любви. Чтобы любовью делиться…
Посмотри! Все, что ты делаешь – вдохновляет других… цепляет. Заставляет остановиться, сфокусироваться на чем-то важном и, может быть, даже что-то понять… То, как ты живешь, то, что ты читаешь, слушаешь, пишешь, готовишь, шьешь, вяжешь… Во все это вложена искренняя детская непосредственность души, любовь к Богу, к жизни, судьбе… Наша сила в воОБРАЖении и внимании к мелочам, всегда. Чем бы мы ни занимались. И творение образов и атмосферы, настроения любыми доступными методами – печем ли мы пирог, пишем ли картину…»

Я долго молчала, переваривая…
Нашла себя, залитой слезами на лавочке у дома. Рядом все так же болтая ножками сидела рыжеволосая девочка.
Я вдруг спросила: «Раньше я здесь всегда бывала одна. Почему в этот раз ты пришла?»
Девочка-душа несколько смущенно ответила: «Вообще, я всегда пыталась с тобой вот так говорить. Просто ты не всегда слышала… Присмотревшись, ты теперь найдешь мои рыжие кудри на многих своих прошлых картинках… Но именно сегодня ты подарила мне подарок. Ты захотела мне подарить подарок. Картину. Не отдать кому-то, а подарить мне – своей душе… Словно признала, что я – достойна… Я важна. ..»

Слезы застили мои глаза, но мне кажется, в этот самый момент я впервые прозрела.

Опустившись на колени перед этой искрой Бога, рыжеволосой красивой душой я крепко взяла ее ладошки в свои и прошептала: «Я благодарю тебя за все! Ты – удивительна и прекрасна! Я счастлива быть единым целым с тобой! Я радуюсь нашему с тобой пути, таланту! Я ощущаю всем сердцем теперь ценность всего того, что ты просишь меня делать!...
Я очень тебя люблю! И каждое утро в зеркале любуюсь твоими веснушками на своем носу!»…