О формации и цивилизации

Андрей Ворожейкин
ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ

Общественно-экономическая формация считается основным, исходным понятием материалистического понимания истории. В научный оборот было введено в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Его содержанием являются господствующие в обществе производственные отношения (экономический базис), а также соответствующая им политико-правовая и идеологическая надстройка. Базис, образно говоря, образует скелет формации, а надстройка – это то, что наполняет этот скелет плотью и кровью. В соответствии с этим содержанием формации, определяющим место в нем производственных отношений, дается ее общее определение. Общественно-экономическая формация – это определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который функционирует по законам господствующих в обществе производственных отношений. Они непосредственно не характеризуют формацию, но являются очень важными для появления и развития каждого ее типа. Во-первых, определенный уровень их развития выступает в качестве необходимой предпосылки, условием перехода от одной формации к другой. Во-вторых, производственные отношения, уровень материально-технической базы общества выступают важнейшим показателем зрелости, степени развития каждой данной формации.

Наряду с пятью общественно-экономическими формациями (первобытной, античной или рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической) в рамках материалистического понимания истории (в теории исторического материализма) выдвигается еще представление о существовании трех мегаформаций: архаической, где основным источником богатства была природа; экономической, основанной на частной собственности и непосредственном труде как источнике богатства; коммунистической, основанной на общественной собственности и развитии человека как основного капитала общества.

Понятие формации по объему не совпадает с понятием общества. Формация – это логико-теоретическая модель общества, его идеально средний тип. Общество же кроме формационного содержания обычно включает в себя хозяйственные уклады, соответствующие прошлым или будущим ступеням развития, различные формы общности людей, язык, естествознание, формы общественного сознания и т.д. Все эти факторы, хотя и не являются характерными для формации, испытывают с ее стороны большое и часто решающее воздействие.

Учение об общественно-экономических формациях имеет важное методологическое значение:
- оно определяет генеральную линию мировой истории;
- создает возможность конкретно-исторического анализа общества;
- подводит к научно-обоснованной периодизации истории;
- позволяет объективно сравнивать условия жизни и развития отдельных стран и народов;
- раскрывает развитие общества как естественно-исторический процесс во всем его многообразии.

Концепция общественно-экономических формаций не является идеальной, окончательно решающей все основные проблемы истории. Она нуждается в определенной коррекции, доработке, чтобы соответствовать реалиям прошлого и особенно настоящего. Значительную роль в более правильном и полном отражении истории может сыграть связь этой концепции с активно развивающимся ныне цивилизационным подходом к изучению общества, использование их в определенном единстве.

О ЦИВИЛИЗАЦИИ

Понятие цивилизации раскрывается часто в связи с понятием культуры. Иногда эти понятия или отождествляются (В. Ключевский, З. Фрейд, Н. Данилевский, некоторые современные авторы), или резко противопоставляются (Ш. Фурье, И. Кант, О. Шпенглер, Н. Бердяев). Содержательное толкование понятия цивилизации дается в работах Л. Моргана (“Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации”) и Ф. Энгельса (“Происхождение семьи, частной собственности и государства”). Ее особенности связываются с развитием промышленности, с быстрым развитием науки, достижениями в духовной культуре, с большой ролью государства и существованием социально-классовых отношений.

При этом особо выделяется такое развитие общественных производительных сил, которое является плодом науки, изобретений, разделения и комбинирования труда (специализации труда), улучшения средств сообщения, создания массового потребительского рынка. Развитие цивилизации тесно связывается с изменением образа, стиля, качества жизни людей: возникает массовое стремление к приобретению вещей, к комфорту и удобствам, к созданию красивых и надежных машин, домов, к участию во множестве развлечений, приобщению к “массовой культуре”.

В соответствии с этим общее понятие цивилизации раскрывается как выражение такого периода в истории человеческого общества, который следует за варварством и который связан с существованием товарного производства и социально-классовых отношений, характеризуется интенсивным и разносторонним развитием промышленности, техники, науки, искусства, средств связи, городского строительства, предметов быта и других культурных ценностей, а также появлением соответствующего (нового) образа, стиля, качества жизни людей, некоторых общих черт их социального поведения и внешнего облика.

Л. Морган и Ф. Энгельс предполагали, что цивилизация не последняя ступень (стадия) общественного развития. В будущем ее заменит общество, в котором не будет товарного производства, классов и государства и возродится в высшей своей форме девиз древних родов – свобода, равенство и братство. Все это будет связано с равенством прав, всеобщим образованием, подлинной демократией в управлении, братством внутри общества, высокими достижениями науки.

Кроме общесоциологического понятия цивилизации, которое дано выше и которое выгодно отличается от многих других, есть немало частных подходов к этому понятию, не связанному с обозначением какого-либо периода истории (научная, техническая, западная, мировая, земная, космическая и другие цивилизации). Общесоциологическое понятие цивилизации значительно отличается от понятия культуры. Цивилизация существует не на всех ступенях (стадиях) истории, имеет, как правило, общечеловеческий характер, связана и с творчеством, и с оригинальным созданием культурных ценностей, и с их массовым тиражированием. Понятие цивилизации (с ее техногенной составляющей) широко используется в теориях индустриального общества, применяется как средство особого, цивилизационного подхода к изучению истории человеческого общества. В работах многих современных ученых этот подход удачно сочетается с методом формационного анализа исторического процесса.