Отчего выжили альтруисты...

Эмануил Бланк
               
                О том, что получить Нобелевку - всемирно известную легендарную премию, можно относительно легко, мне - пятикласснику тираспольской одиннадцатой школы, беззаботно сообщил первокурсник физмата Абраша Вайнзоф, приходящийся мне дядей...

                Первых пару лет своего студенчества он провел со мною в одной комнате. Ита и Янкель - его родители, проживавшие тогда в далеких родных Сокирянах, поручили надзор за неопытным, по их мнению, юношей моим близким...

                Угрозами Абраша  сразу же заставил меня называть себя Аркадием. Такая непривычная перестройка далась мне с трудом...
    
                Однако несколько чувствительных щелчков быстро заставили меня называть его этим новым и очень современным именем...

                Щелчки тоже были оригинальными. Больше нигде, никогда, ни у кого, я таких быстрых и болезненных не встречал...

                Выучился им мгновенно. Достаточно было из сжатого кулака правой руки слегка выдвинуть согнутый средний палец... Серия мгновенных легких ударчиков, наносимых по внешней стороне перевёрнутых ладоней, ключицам и по лбу ошарашивала любого противника...

                Никто не понимал как реагировать. С одной стороны щелчки были достаточно чувствительными , чтобы их нельзя было игнорировать, но явно недостаточными, чтобы выйти за пределы шутливо-приятельских подколов...Кончалось все, обычно, ответным замахом, либо короткой погоней за убегающим смеющимся шутником...

........................

                Подсунув как-то несколько томов скандально известного математика Бурбаки, Аркадий научил меня читать книги, распластанные на полу...

                Для этого надо было лечь на живот, слегка отклонить и свесить с диванчика голову в сторону лежащей раскрытой книжицы. Шея, при этом, начинала постепенно деревенеть, а голова опускалась все ниже и ниже , пока подбородок не упирался о край кушетки, оставлявшей на лице характерные следы обивки  после первого же часа лихорадочного чтения...

                Также как и я, Аркадий собирался получить Нобелевку довольно быстро. Для этого надо было, всего лишь,  поступить в СНО( Студенческое научное общество), сделать пару докладов, а затем понравиться либо академику  Ландау, либо Лившицу... На выбор.

                Первый проживал где-то в Москве или  Харькове и, по слухам, означенную премию уже получил... Дау, как звали Академика его близкие, а также примкнувший к нему Лившиц, в полном соответствии с нашим простым гениальным планом, и должны были рассказать, что  же нам делать дальше...

                Устраивало, всего ничего,- быстренько стать таким же знаменитым, как Альберт Эйнштейн, либо, в крайнем случае, как супруги Кюри, умудрившиеся получить Нобелевку несколько раз...

                Конечно дело было не в деньгах, а в оглушительной славе и бесконечных красавицах, которые должны были обязательно клюнуть на всемирно известных гениев...

                Для закрепления грандиозного успеха перед соседскими девчонками хотелось бы, вдобавок, и пару раз слетать в космос,- лучше с открытием новых планет...

                Не помешало бы, конечно, и стать Героем войны, а также спасти десяток-другой тех же девчонок, вытащив их, например, из грандиозного пожара... Список грядущих подвигов был впечатляющим....

             - Деньги, также, совсем не помешают,- с улыбкой добавлял отец, поощряя азартные беседы, обещавшие, пусть и в далёком будущем, укрепить хлипкий семейный бюджет альянса школьного учителя и инвалида здоровью, коим являлась моя мама...

                Победы в городских Олимпиадах, перемежаясь с призами  на республиканских, легко привели меня к красному институтскому диплому и многочисленным изобретениям ...

             - Ранние успехи, прозрачно намекая на меня,- могут вызвать и преждевременную депрессию, заботливо предупредил академик Сергей Владимирович Нерпин, приехавший из Ленинграда в Москву оппонентом на защиту моей кандидатской диссертации...

             - Вам, Эмануил, всего двадцать пять... Задумайтесь, что будете делать после докторской... Я, например, спасаюсь тем, что пишу картины. Важно, очень важно, иметь либо грандиозный замысел, либо хобби, отвлечение какое-то...  Вот, какая, какая у Вас Цель?,- отвлекал он меня от волнения перед  выходом на диссертационный Эшафот...

             - Нобелевская,- ответил я,  не задумываясь...

             - Тогда я за вас спокоен,- громко засмеялся  Академик,-

                Только один - последний вопрос. Как Вы думаете, почему на Земле, все же выжили Альтруисты? Ведь Эгоисты и более успешны, и плодовиты, и ... зубасты,- если хотите..?

              - Ну привязался.., - подумалось мне,- скоро начинается защита, перед докладом сосредоточиться необходимо, а он пристает с какими-то странными вопросами.. ?!

              - Думаю,- рассуждая, медленно отвечал я, мимоходом оглядывая зал, заполняющийся профессорами - членами большого ученого Совета по Защите,- те общества, где не было либо сильно не хватало Людей, способных помочь Ближнему, отдать жизнь за товарищей, за племя, за Родину, давным-давно канули в Лету...

                Остались, по-видимому, только те государства, где старались, вопреки циничным материальным расчетам, пропагандировать и воспитывать среди Людей настоящие ценности Дружбы, Взаимопомощи, Любви, наконец...

                Так, наверное, и формировался тот минимальный процент альтруистов, который обеспечивал не только выживание и воспроизводство самих героев , но и процветание тех обществ, которые сумели их воспитать...

             - Мне нравится Ваш ответ,- похвалил Академик. Значит, по-Вашему, в Обществе, на нашей Планете в целом ,  как в библейских Содоме и Гомморе , должна быть какая-то " Критическая масса",- хотя бы какой-то минимальный процент Альтруистов, чтобы мы продолжали существовать..?

.............................................

                Давно позабылись, и многие детали той далёкой защиты диссертации, и разочарования в человеческих качествах некоторых ученых - Лауреатов Нобелевской и других престижных премий, встретившихся мне на перекрестках международных научных симпозиумов и казавшихся в ту пору небожителями...

                Но вопросы Академика Нерпина не забываются. Где-то глубоко внутри они продолжают свою постоянную и кропотливую работу...

             - Все пытаются превратить сырьё Суеты Сует в что-то по-настоящему стоящее...