Пэгытти - чукотский новый год

Эрик Петров 2
ПЭГЫТТИ
Встречать Пэгытти необходимо с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принес удачу
Эрнст Петров

В день зимнего солнцестояния, в ночь с 21 на 22 декабря, коренные жители Чукотки – чукчи будут праздновать Новый год, а вместе с ними - и мы.

Национальный чукотский праздник называется так по имени ритуальной звезды Пэгытти, что в переводе с чукотского обозначает «пестрое скопление». Как рассказывали в свое время старожилы-чукчи, оленные люди-чаучу издавна считали, что небесные светила влияют на жизнь людей. А эта звезда Пэгытти почиталась у них больше остальных. Поэтому до сих пор у оленных чукчей-тундровиков принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, чтобы они могли благополучно пережить наступающую зиму.

Для этого забивают, как правило, самого большого оленя. При этом отдельную миску специально для ритуальной звезды Пэгытти наполняют кровью и жиром. После разделывания забитого оленя, разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и молятся с просьбами о лучшей жизни. Это должен делать каждый присутствующий. При этом принято загадывать желания. Затем шаман исполняет специальный ритуальный обряд. Далее праздник сопровождается обильным угощением. Главное – необходимо встречать Пэгытти с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принес удачу.

После этого ритуального обряда в честь звезды Пэгытти, ночь на Чукотке начинает укорачиваться, а день - расти, увеличиваться. Здесь нужно отметить, что Чукотка длительное время, вплоть до 20-х годов прошлого столетия была вне влияния европейской цивилизации. Из-за своеобразного уклада жизни, отсутствия информации о прогрессе на земле, не только у чукчей, но и у других малочисленных народов Чукотки (эвенов, эскимосов, юкагиров и т.д.) сложилось свое понятие о существовании жизни на земле и свои устои. И, бесспорно, главную роль в этом играла их сложившаяся веками языческая религия. Большое доверие и даже страх чукчи, эскимосы, коряки, эвены и другие народности севера испытывали к жрецам языческой религии - шаманам. Для повышения своего авторитета и влияния на своих сородичей, соседей по стойбищу, в последующие годы даже односельчан, шаманы выработали определенные ритуалы на многие случаи жизни. Этому, нужно отметить, также очень способствовало то, что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей и других коренных народов Чукотки, хранились в памяти у шаманов и обязательно передавались по наследству. Именно это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников, связанных с временами года.

Нужно также отметить, что вследствие особых климатических условий Крайнего Севера, род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена (тундровые) занимались оленеводством, другие (прибрежные племена) – морским зверобойным промыслом. Это также сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. Тундровые жители (оленные чукчи, юкагиры, кереки, эвены и др.) занимались оленеводством, охотой на диких животных, вели кочевой образ жизни. Прибрежные же народы (эскимосы и прибрежные чукчи) занимались морским промыслом: охотой на морских животных, рыболовством.
Вся жизнь этих народов была тесно связана с природой и напрямую зависела от нее. Ритуально-обрядовая, а затем и праздничная культура народов, населяющих не только наш район, но и округ, была основана на природном цикле, на так называемом народном календаре. Поскольку наш Билибинский район далек от моря, и билибинцы не занимаются морским зверобойным промыслом, мы остановимся только на обрядах празднования Пэгытти оленными чукчами. В старину этот праздник проводили сообща, собирались оленеводы-тундровики из нескольких стойбищ.

Как рассказала Светлана Хажеева, в свое время проживавшая в усть-бельской и анюйской тундре, на праздник Пэгытти в усть-бельской тундре каждая семья разжигала отдельно свой костер и проводила ритуальные обряды. Они исполнялись под руководством старожилов стойбища. Затем собирались за общим костром, где так же исполнялся обряд умиротворения Пэгытти и кормления огня, а затем жители стойбища угощали друг друга. Вокруг семейных ритуальных костров и общего костра устраивались танцы и исполнялись собственные песни.

Отметим, все праздники чукчей, эскимосов, коряков, эвенов имеют культово - магическую основу и они постоянно присутствуют в быту этих и некоторых других народов Севера. Особое значение в этом играли и в некоторых местах до сих пор продолжают играть танцы. Танцы у них - это не только своеобразное произведение народного искусства, они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор, и так далее.

Все исполнители песен и танцев желают всем только добра и света. От каждой яранги «ставился» приз и на следующий день проводились различные состязания. Например, бег с палкой среди женщин и мужчин, метание чаата: кто быстрее и ловчее поймает оленя. Но перед состязаниями, как и во время основного ритуального обряда в честь Пэгытти, обязательно нужно было провести ритуал кормления огня. А вот в анюйской тундре все жители палатки собирались возле одного костра и отмечали сообща. Так же устраивались бега мужские и женские, и кто быстрее поймает оленя чаатом...

Светлана Николаевна также отметила, что у эвенов, которых  в анюйской тундре больше, чем чукчей и других народностей Чукотки, Новый год отмечается летом, в день летнего солнцестояния, точнее, 22 июня. И называется этот праздник Хэбденек (с эвенского переводится как «веселье»). В этот день на восходе солнца старейшины родов замаливают духов: зажигают священный костер, проводят обряд очищения дымом можжевельника. А каждая семья завязывает на ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно сбудется в новом году. Эвены верят, что в день летнего солнцестояния между мирами открываются двери, что дает человеку возможность донести до духов свои просьбы. По традиции они водят хоровод, тем самым провожая старое солнце и встречая новое.