Камчатка и Дальний Восток

Лев Неронов
 Путешествия. Оглавление. http://www.proza.ru/2019/03/16/1237

        На карте нашей страны, Камчатка - это край земли, далекий от Волги. Само слово Камчатка - символ удаленности. В школе камчаткой называют последний ряд парт в классе. А Дальний Восток! Здесь главное определяющее слово - «дальний». Ленин говорил: - «Владивосток хоть и далеко, но город нашенский». Дальневосточники перефразировали слова вождя мирового пролетариата: - «Владивосток хоть и нашенский, но очень далеко!». Порою так хочется увидеть самому эту сказочную даль. Так заманчиво и много о ней написано. И вот наступил момент, когда мое желание «увидеть» могло быть осуществлено.
 
        Хотелось побольше охватить в неблизком путешествии. Наметил я себе маршрутик: из Куйбышева в Петропавловск-Камчатский лечу на самолете с пересадкой в Хабаровске. Из Петропавловска отправляюсь в плановый поход по полуострову Камчатка. Путевку «К вулканам и горячим источникам» я заранее запросил и выкупил в туристическом бюро Петропавловска. Затем планировал морем прибыть во «Владик», пожить там, где получится. Вернуться домой по железной дороге, любуясь несколько дней нашей страной из окна поезда.
 
        Путешествие в пограничные районы начинается с получения разрешения в милиции. Мне разрешили ехать, после чего я смог купить билет на самолет. Билет в один конец стоил ровно 100 рублей. Сейчас это «смешные цены». Завершаю дела на работе, а в голове уже сладостная круговерть. И мотив бесшабашной песенки:

             «Мы отправляемся в поход, дороги каменисты.
             Тури-тури-тури-тура, тури-тури-тури-тура,
             Тури-тури-тури-тура,  тура-тури-туристы!»

        Сотрудники видят мое радужное настроение, одобряют мой план  дальней и интересной поездки.

        В аэропорту «Курумоч» уже смеркалось, когда отправился в рейс самолет по маршруту Куйбышев-Новосибирск-Иркутск-Хабаровск. Полет на восток ускорил земное время. Ночь была неестественно короче. Надо было привыкнуть к резкой смене часовых  поясов. При объявлении о промежуточных  посадках  по  маршруту ощущаешь себя  парящим над сибирской тайгой, над Обью, Енисеем, Байкалом. А вот уже Амур и Хабаровск. Это же совсем в другом месте земного шарика! Пересадка на рейс Хабаровск-Петропавловск. Короткий перелет над Сахалином, над Охотским морем, закрытым облаками. Самолет снижается. В иллюминатор вижу складки Срединных гор, местами покрытых снегом. Это уже Камчатка! Сердце прыгает от радости. Мечта моя сбывается. Самолет приземлился. В салон самолета вошли пограничники. Процедура проверки документов. Спустившись по трапу, с наслаждением обозреваю новые горизонты. Видны конуса потухших вулканов, окружающих город.
 
        Мою идиллию нарушает неожиданная картина. Ведут колонну заключенных, прибывших сюда явно не по своей воле. Еду на рейсовом автобусе в гостиницу. Автобус переполнен. Водитель груб. Останавливается  только для высадки пассажиров. Люди, воспользовавшись открытой дверью, штурмуют вход. «Только с детьми!», - командует водитель. Беременная женщина, улыбаясь, показывает на свой живот: «А это что у меня, не ребенок?». Дверь захлопывается, прищемив беременную. Плач, оскорбления, грубая перебранка...
 
        В гостинице мне удается устроиться без проблем. Я заранее планирую свое возвращение, иду в предварительную кассу. И там, о радость, покупаю комбинированный билет на корабль и поезд! Знакомлюсь с Петропавловском. Посещаю порт в Авачинской бухте. Гуляю по улицам города. Вот памятник Витусу Берингу, памятник – «Торпедный катер». Везде, где можно, купаюсь, чтобы «отметиться», что я тут был и даже купался. Искупался и в Паратунском горячем источнике в геотермальных водах. Воды эти лечебны, но рекомендуется  соблюдать меру, опять же для здоровья. Совершил экскурсию в рыболовецкий совхоз «Сероглазка». Все это в ожидании начала планового маршрута.

        Все-таки много из  желаемого мне не удалось, к сожалению. Так не состоялась  разрекламированная экскурсия на вертолете над вулканами и сопками. Мечтал взойти на «домашний» вулкан. Это можно было осуществить только с туристами-любителями. Я нашел их по телефону, но они не собирались туда в ближайшее время. Можно было бы «сгонять» на Командоры, все тут рядом. Но нужно разрешение местной милиции, чтобы взяли меня на судно. И я отправился в милицию, отстоял в очереди на приеме по личным вопросам. Начальник не пустил меня, сославшись на военные службы: «За ними окончательное решение». Но он успокоил мое рвение: «Попадешь туда, погода закрутит, обратно не выберешься и все главные планы  путешествия своего испортишь».
 
        Путешествие по плановому маршруту началось в Петропавловске на рейсовом катере, курсирующем вдоль восточного побережья полуострова. Группа набралась человек тридцать. Половина из них местные, половина из Владивостока. Девушка-инструктор украинка.

        Специально сюда приехала. Ее провели по маршруту, обучили, проэкзаменовали, доверили ей работать с нами. На катере под общее настроение звучала модная музыка того времени. В памяти сохранились лишь обрывки песни, изначально японской:

        «Солнце светит и для нас с тобой, Целый день поет прибой...

        Дельфины, дельфины, в чужих краях, Расскажите, как счастлива я…».
Основная часть маршрута пешеходная. Нас высадили у поселка Жупаново в Кроноцком заливе. Сначала мы осмотрели рыбоконсервный завод. Маршрут нашего пути предполагал нарастающий интерес. Шли мы в северном направлении по суше, а возвращались вдоль берега Берингова моря. Показали нам эндемичный лес. Растут там сосны, каких  нет нигде на планете. Не велели ничего рвать на память. Посмотрел я на эти сосны и грешным делом подумал: «Зачем верхоглядам-филистерам это показывать!?». Ну не нашел я разницу у этих сосен от других. Но видел, что кто-то ломает себе веточку на память. Наверное, чтобы дома выбросить.
 
        Маршрут местами напоминал лунный грунт, и чаще оттого, что это нагромождения камней и нет дороги. В этих заповедных реликтовых местах мы наблюдали главное чудо Камчатки – гейзеры, но об этом позже. Другое чудо - фумаролы. Помните, в фильме «Земля Санникова» кипел чайник, поставленный в одну из фумарол!? Съемки велись, конечно же, здесь, на Камчатке. Фумаролы - это земные «котлы», округлой формы, заполненные кипящей многоцветной грязью. Фумаролы «плюются» грязью. На берегах фумарол растрескавшаяся разноцветная корка.

        Но главное чудо из чудес - это, конечно, действующий вулкан. Но во время того путешествия все вулканы «не работали» - «дремали». Мы пришли к потухшему вулкану Узон. Поднялись на его плато – «кальдеру», оставшуюся когда-то от гигантского взрыва. Сейчас эта поверхность покрыта болотцами, большими и маленькими озерами. В самом большом озере купаются. Много ручьев, минеральных источников с некрепким знакомым вкусом нарзана. Местами лежит снег.

        Часто дорогу нам преграждали ручьи и небольшие речки. Мы устали раздеваться и переобуваться. На это уходило время. Наконец, нашли мы «технологию» переправ: перестали бояться воды. Мужики идут по воде, «аки по суху». Переносят рюкзаки. И девушек переносят, как багаж. Сразу темп передвижения увеличился.
На одном участке пути мы шли через березовый «пьяный лес». Невысокие стволы крепчайшей каменной березы были исковерканы природой и несколько наклонны. Картину дополнял туман и абсолютная тишина. Идти пришлось по азимуту с компасом и довольно долго. Мы боялись заблудиться и растеряться в этом лесу. Переходили мы через глубоченный овраг по шаткому веревочному мостику поодиночке. Такая переправа небыстрая и не для слабонервных.

        Привалы на маршруте были оборудованы палатками, дровами, посудой и частично продуктами. Очевидно, это все завозилось сюда вертолетом. С собой мы носили спальные мешки и частично продукты. Избрали мы как-то пенек, чтоб посидеть. И поняли вдруг, что ведь это позвонок древнего животного. А диаметр позвонка сантиметров сорок! До чего же измельчал современный-то зверь!

        В пути много лесов и очень высокой травы почти в рост человека. Всего один раз встретился нам в пути медведь. Мы шли цугом друг за другом. Половину людей шли мимо и не замечали его, стоящего на краю леса. Вдруг кто-то завизжал: «Медведь, медведь!». И медведь скрылся в лесу. Многие его не успели увидеть.
Самое впечатляющее место в походе - это, конечно, долина гейзеров. Это по сути дела глубоченный овраг, слегка извилистый, с очень широким  дном, где течет речушка. Есть еще в овраге великолепный  водопад. На склонах оврага сотни, если не тысячи, гейзеров, гейзерочков и гейзерят. Есть гейзеры с диаметром выплескиваемой струи с наперсток, и их множество. Склон оврага - это сплошная гейзерная «фабрика». Каждый гейзер со своей периодичностью выплескивает струю, пар поднимается вверх, влага стекает на дно в речку. За гейзерами наблюдают люди с секундомерами и журналами регистрации, как представители ОТК производства.

        Наверное, здесь тема их научного исследования. Гейзер внутри жерла своего накапливает кипяток и пар. Наполнившись до верху, как бутылка, начинает с возрастающей энергией, а иногда с характерным, присущим только ему свистом  извергать все накопленное. Выбросив весь свой заряд, гейзер на время затихает. Все происходит с точной периодичностью, круглосуточно, в любое время года, и без перерывов на обед. Периодичность извержений зависит от внутренней емкости гейзера. Чем он крупнее, тем дольше время ожидания извержения, но и фонтан, соответственно, круче. Вокруг жерла образуются соляные сталагмиты - торчащие снизу вверх соляные сосульки.
 
        Сначала встречаются не очень большие гейзеры. Но самый впечатляющий объект наблюдения в самой долине гейзеров - это гейзер Великан. Он работает с периодичностью в четыре часа. Диаметр его жерла четыре метра. Из него извергается фонтан высотой 30 метров!

        Зрелище это собираются смотреть все, кто есть там в данный момент. В пустое жерло можно заглянуть, оно не опасно, хотя и урчит в глубине. Со временем можно пощупать кипяток. Уровень шума нарастает, струя громадного диаметра, извергаясь, набирает высоту, распространяет клубы пара. И, наконец,  тридцатиметровый фонтан бьет в свою полную силищу!

        Берегом мы возвращались к поселку Жупаново. Берингово море   нехолодное и неглубокое. Чтобы погрузиться в воду во весь рост, нужно пройти метров двести вглубь моря. Зона прилива и отлива составляет несколько десятков метров. Небольшие речки, впадающие в море, преграждают путь. Встретился горячий источник. Он запружен и превращен в бассейн. На поверхности плавают шар баллоны с ручками. Рядом здание водолечебницы. Вода вытекает в море, образуя зоны с постепенно убывающей температурой воды. Купаться здесь одно наслаждение! Из Жупанова мы на катере возвращаемся в Петропавловск. Прощай, красавица Камчатка!

        С болью в сердце замечу, что все, что описано выше про Долину Гейзеров, было и прошло. Это была драгоценная жемчужина Камчатки, нашей страны, нашей планеты. Нет сейчас всего этого великолепия. Точнее, почти нет. Произошла подвижка почвы, сель. И все, что было Долиной, оказалось завалено съехавшим в нее грунтом.   Правда, спустя некоторое время, что-то пробилось сквозь толщу наслоения. Но это уже жалкое подобие всего былого.
 
        Накануне этого события, наши славные вооруженные силы, по приказу Верховного Главнокомандующего стрельнули через всю Россию   по Камчатке сверхмощной межконтинентальной баллистической ракетой с разделяющейся боеголовкой. Наутро обнаружилось, что «ПОПАЛИ!» в цель. Это был «ответный удар» Американцам, Бушу старшему, с которым никак не можем быть союзниками в международных делах. Напугали Буша. Пусть посмотрит, какое землетрясение мы ему способны устроить, если он помешает нам дружить странами с Ираном, обучать и вооружать «миролюбивый» Иран.

        Мое путешествие продолжается на океанском корабле. Белоснежный красавец-гигант держит курс во Владивосток. Со мною возвращаются домой из похода ребята, жители Владика. Мы сдружились в походной жизни. Нашелся среди ребят доброжелательный парень, и он обещал меня обеспечить жильем. Он спортсмен. Занимается профессионально греблей. А пока мы плывем в Охотском море. Наш корабль обогнул южную оконечность полуострова: мыс Лопатка и, отдаляясь от Курильской гряды, взял курс на пролив Лаперуза, что между островом Сахалин и японским островом Хоккайдо.
 
        На борту кипит  жизнь. Здесь отсчитывают свое судовое время. Работает бортовая радиостанция: развлекает и  информирует. На палубах  гуляет, загорает, играет, танцует и не забывает про любовь корабельное население. У подзорной трубы толпятся желающие увидеть Японию. Но надо иметь «очень узкие глаза», чтобы даже в ясную погоду ее увидеть. А японская наимоднейшая песня про дельфинов звучит и здесь, почти непрерывно.
 
        Сахалин виден хорошо. Как раз то место, откуда: «…я кидаю камушки с крутого бережка, далекого пролива Лаперуза».

        В Сахалин тоже неплохо бы наведаться, облететь его весь на вертолете! Бескрылые все-таки мы птицы - люди! Ну уж не все человечество, а я бескрылый. В пивном баре пью жигулевское пиво. Это мне посильно и доступно. И беседую с мужичком из Корякского национального округа. Он журналист. И едет искать себе работу во Владивостоке. Хочет покинуть, родной ему, север Камчатки. Мне как-то обидно это слышать, но человек ищет, где лучше. Корабль входит во фьорд Золотой Рог. Порт Владивосток. Не разрешают фотографировать. А панорама круговая великолепна.
 
        Вдвоем с моим неожиданным покровителем мы вторгаемся в улицы города. Я едва успеваю вертеть головой, пока он ведет и возит, знакомыми ему, путями. Первым делом он застолбил свое присутствие в городе. У разных телефонных будок он позвонил  десятку людей. Кому-то назначил встречу, кому-то сообщил о своем прибытии, с кем-то не может наговориться, у кого-то узнал о событиях за время его отсутствия. Назвонившись, мы зашли в спортивный клуб ДСО, где он занимается спортивной греблей. Здесь обозначилось время тренировок.

        По завершению этой круговерти пришли мы к нему домой. Однокомнатная квартира, простая аккуратная и уютная. Большой трельяж. Рядом столик и бар. В баре шоколад, приличное вино, рыбные деликатесы. Двуспальный матрац возникает из декоративной стены и опрокидывается на пол в рабочее состояние. Ничего лишнего, все функционально. Перекусили колбаской с помидорами, посидели за бутылочкой вина из его бара. И он повез меня на другую территорию, где я буду квартироваться, и, конечно же, бесплатно. Человек он широкой души, главное ему не деньги. Оставив мне ключи, он предоставил мне квартиру своих друзей.
 
        Двухкомнатная квартира со всеми удобствами: с ванной, с газифицированной кухней. Есть радио и магнитофон. Хозяин квартиры с женой уехали надолго на материк на сборы и на соревнования по спортивной гребле. Днем я хорошо мотался по городу, стараясь полноценно использовать время для разных экскурсий. Довольный и усталый снаружи я принимал душ, а внутрь – яичницу, потом валялся на диване и упивался магнитофонными записями. Особенно меня восторгало произведение: «Лука Му…щев». Звучит музыкальное вступление – «рассвет на Москва реке». Затем следует повествование трогательное и не совсем цензурное, хотя как на это посмотреть. Поражает красота и сочность слога, положенного на сочинения некоего талантливого сочинителя.
 
        В городе много моряков. Город живет морем. Мне довелось увидеть парад военно-морского флота. Смотрел я его с высоты, строящегося рядом, панорамного кинотеатра. Сколько же я там купался! Есть там вышка для прыжков в морскую воду. 10-метровая. Духу не хватило у меня на такое. С высот поменьше я попрыгал, получил удовольствие. Вспоминаю, что отец мой в армии прыгал солдатиком именно с 10-ти метров! Если не хвастает.
 
        Отправился я на катере на остров Рейнеке. Тогда он не был закрытым. Великолепное, милое местечко. Я весь остров обошел по периметру и по срединной линии. Деревенька с коровками. Купил себе молочка. На берегу сохнет морская трава с названием «асфенция». На воде ее в изобилии. Маленький тральщик доставляет траву на берег. Мне объяснили, что трава используется при производстве шоколада, из травы выделяют газ «огар-огар», будто бы применяемый для проверки емкостей на герметичность. Не знал я этого. У нас как-то воздухом и мыльной пеной обходятся.
 
        Попалась  у берега ДОТ /Долговременная Огневая Точка/, сохраненная в качестве музейного экспоната с мемориальной доской в память о военных событиях и героизме наших людей. На дальнем краю острова я остался заночевать. Воспользовался приглашением паренька, пустившего меня в свою палатку. Он же вооружил меня маской, трубкой и ластами. Я насладился наблюдением за подводным миром.
 
        Возвращаюсь я с острова в город, открываю ключиком квартиру, а там, неизвестные мне, мужчина и женщина. Это родственники хозяина квартиры, уехавшего в Европу. «А-а-а! Вот кто оказывается тут живет без нас! Мы чувствуем, что кто-то бывает здесь, наконец-то поймали!». Мне пришлось объяснить ситуацию, сдать ключи, извиниться и откланяться. Пошел я с докладом к товарищу, к тому, кто дал мне ключи. Переночевал у него. Кстати, на следующий день мне нужно было уезжать из Владивостока - российского Неаполя. Я остался доволен городом и гостеприимством. Из Владика поездом я отправился домой в Куйбышев. Теперь, как и мечтал, я ехал, лежал на верхней полке, глядя в окно вагона. Наблюдая как бы «в продольном разрезе» всю огромную территорию моей страны.
 
        Дома у меня произошло фото-огорчение. Обычно я фотографировал только на цветную пленку для слайдов. За пленкой я пошел в фотомагазин, собираясь запастись отечественными фотоматериалами, на каких всегда работал. Пристал ко мне какой-то мужик, «купи, говорит, у меня, пленка немецкая…». Я купил и получил 100% брака. Сколько сюжетов погибло на 35-мм катушках! И осталась только память на широких стереокадрах, выполненных на отечественной пленке «Свема» на простом отечественном стерео фотоаппарате «Спутник» 50-х годов!

 Путешествия. Оглавление. http://www.proza.ru/2019/03/16/1237