Капля в море

Наталья Лукина88
               

              Каждый день, вращаясь в орбите будней, их забот и хлопот, ходим в толпе других, - таких же озабоченных и занятых людей,  -  по магазинам, по улицам, ездим в транспорте, почти не замечая, не обращая внимания: кто только что прошел мимо, мелькнул и исчез из твоей жизни навсегда. Но ведь мы – как круги на воде во время дождя. Упала капля, рядом – другая, волна пошла и наложилась на другую, и пошло: дальше – больше… Один недобрый взгляд, одно брошенное на ходу грубое слово может ранить, надолго запасть в душу. А если их много?!.
     В воскресное утро во время Великого поста причащаемся на Божественной Литургии. Вот, смиренно сложив руки крестом на груди, благоговейно подходишь к Чаше, вкушаешь с трепетом душевным частицу Крови Святой и Тела Господня, под ангельское пение: «В тело Христово приидите, источника бессмертного вкусите…» Душу, очистившуюся постом и покаянием, переполняет чувство единения с Духом Святым, Бессмертным, Благим и Животворящим, с Господом Ииисусом Христом, Спасителем нашим. В толпе других таких же: кающихся, молящихся, причащающихся, - братьев и сестер. И когда поем хором Символ Веры и Отче наш, - разве не сливаются души наши, как и голоса, в одно целое, в молитву, многократно усиленную общим порывом  и возносящуюся под купол церкви, а потом – дальше, под купол неба, к Отцу нашему Небесному?! И разве не блестят в глазах слезы умиления, не греет душу и сердце любовь и милосердие, разливающиеся неа нас и среди нас, - дарящие с-мир-ение, у-миро-творение, - нам, творениям Божьим, о-творяя двери в мир добра, добро-детели, добро-делания?!
    Но вот – закончилась служба. Выходим из дверей Храма, идем по улице – снова среди людей, - братьев и сестер во Христе. Такие разные… Но уже по-другому смотришь на них, смотришь в лицо: кто ты, человек? С чем пришел в Мир? И с чем – уйдешь… И у каждого – свой крест, и кресты у всех разные по тяжести и длине (ровно столько, чтобы перейти пропасть жития земного и не пропасть); как и дорога, по которой идем: у кого –какая (прямая и ровная или извилистая и тернистая). Как и груз грехоа за спиной, что ложатся на плечи твои, оседают пеплом на крыльях Ангела твоего…
    Так и хочется сказать: Люди! Эй, прохожий, оглянись! Посмотри кругом, протри глаза: вот сияет над белоснежными стенами купол, сверкает  крест в лучах солнца, а ты видишь только серый асфальт, супермаркет, пивбар…  Вот стоит Сам Господь, и все святые силы Его, и взирают с любовью, и ждут: приди! А ты все бежишь мимо, ты занят: корыто, корм и пойло – все заботы твои!
     Кто остановит тебя, кто тронет за плечо, кто задаст вопрос: о сути, о Сущем, о смысле всего? Даже Сам Господь пришел, и спросил, и призвал – и не поняли, не услышали, отвергли, распяли!..
      Но ведь и вода камень точит.
      Вот, после Литургии, отец Евгений призвал нас – посещающих православный клуб «Синергия»: «Братия и сестры, через два дня, 14 марта, будет празднование издания первой православной книги «Апостол», она вышла в 16 веке…  Нужно выйти на улицу и раздать прохожим вот эти брошюры – памятки об этом дне» Мы, конечно, в недоумении: а как вообще. Вот так вот взять, подойти  к совершенно незнакомому человеку, остановить, и спросить. И что сказать? Ведь обычно, кроме как с вопросом: который час, или там – как пройти в библиотеку, - мы и не обращаемся друг к другу! Но – пошли.
     И вот – кто остался у ворот Храма, кто отошел чуть дальше по тротуару, и стали поджидать прохожих. Реакция, конечно, была неоднозначной: кто отмахивается, кто молча проходит мимо. Вот подходим к подъехавшему автомобилю, за рулем – девушка в юбке и платочке, направляется в церковь значит. «Здравствуйте, а вы знаете, что через два дня отмечается праздник издания первой печатной православной книги, нет? Тогда возьмите, пожалуйста, памятку. Здесь все написано» Охотно берет и уходит.
     В остановившемся «Лексусе» Неохотно приоткрыли окно (наверное, приняли нас за побирушек). «Простите пожалуйста, а вы не интересуетесь духовной литературой?! «Не интересуемся» «Но вот, пожалуйста, возьмите брошюрку – просто прочтите, это же наша история!» Мужчина берет книжицу и закрывает окошко.
       Но в это время возле Храма уже мало кто ездит и ходит, поэтому мы решаем пройти дальше вдоль ограды к тому месту, где из леса выходят лыжники. Возвращаются с прогулки, снимают лыжи, а тут мы – подозрительные личности, пристающие ни с того. Ни с сего.
     Подхожу к молодому мужчине, и не успеваю поздороваться, как слышу угрожающее, вполголоса:  «Отойди от меня!» «Извините, но мы хотели бы только…» В ответ уже идет откровенно злобное оскорбление. В общем, со спортсменами говорить не очем и не за чем. «Но ведь надо заботиться не только о здоровье тела, но и души!» И снова – недоуменный взгляд из-подлобья.
     Нина сфотографировавшая  наш диалог, тоже подверглась уничижению: женщина, которая шла мимо, возмутилась тем, что ее кто-то неизвестно зачем запечатлевает, и в отместку ли, или еще для чего-то, - тоже нас всех демонстративно зафотала на свой мобильник. Неужели мы настолько подозрительно выглядим?! Или просто не умеем правильно подойти и обратиться к людям?!
    На остановке двое – мужчина и женщина. «Здравствуйте, простите пожалуйста, можно вас спросить? Вы – верующие?» Молчание, недоверие на лицах, нежелание общаться. И тогда меня осенило: да ведь нас и правда, наверное,  принимают за  сектантов. Ведь это они ходили, приставали к людям, раздавали книжки. Вот люди и думают: «Ага, вот затянут в свои сети, одурманят, отнимут имущество. Квартиру…» И шарахаются, как черт от ладана. И тогда пытаемся по-другому приступить к делу: «Не бойтесь нас, мы никакие не свидетели Иеговы, не баптисты, они же креста боятся, а мы – вот, смотрите, крестимся на крест, на Храм!» Смотрят уже с неким интересом. «Просто хотели бы вам предложить брошюры, почитайте, пожалуйста – об издании первой православной книги. Только не выбрасывайте. Спасибо, Здоровья вам, и Божьей помощи!»
     Потом, уже у ворот Храма, видим: люди эти, проследив за нами, встали лицом к церкви, перекрестились и поклонились! Значит, не зря все же ходим и проповедываем!
     Мы, конечно, далеко не апостолы, да и апостольство – это дело только для избранных: ведь из великого множества Христос избрал только двенадцать ( и потом еще семьдесят). «Он вошел на гору и призвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов».
     Проповедывать Слово Божие, исцелять и изгонять бесов, как пишет священномученик В.Кинешемский -  «в этом заключалось основное  средство  влияния на слушателей, еще не подготовленных к тому, чтобы оценить внутреннюю  красоту будущего царства и избрать его ради него самого и ради чистой любви к добру и к Богу -  вот те цели, для которых были избраны апостолы. Для апостольского служения нужны особые качества сердца, потому Господь избирает простых галилейских рыбаков, или, как говорит апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор.1, 27-29). С великим терпением и настойчивостью, с великим мужеством и самопожертвованием, с великой любовью к людям  строили они Царствие Божие, царства добра и правды. Их усилиями переродился мир, отбросив язычество, полное жестокости и эгоизма,  и приняв учение Христа о любви и самоотречении. Это царство строится и теперь. Апостолов давно уже нет в живых, но их преемники – пастыри и учители церкви по-прежнему по мере сил и усердия трудятся над созиданием Царствия Божия на том евангельском фундаменте, который заложил Господь. Когда закончится эта постройка. Мы не знаем, но мы верим, что рано или поздно настанет это царство – яркое, светлое, прекрасное царство добра, правды, святости и чистоты, когда будет Бог всяческая во всех».
    Вот и мы – немудрые и немощные, тоже еще только начинающие по-настоящему познавать Бога, приобщаться к вере, и по мере своих сил и возможностей пытающиеся нести Слово Божие тем, кто все еще ходит во тьме, «прогоняя бесов» не-доверия, не-верия. Это, конечно, нужно делать осторожно и умело.
     Ведь сказано в Евангелии: «Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас»(Мф. 7-6).
    Нас, конечно, не замучают, не убьют, как первых подвижников-христиан, проповедывавших учение Христа, могут просто отвергнуть. Оскорбить в лучших чувствах. Но разве не учит нас вера, что нужно прощать и смиряться и «не осуждать брата своего», ибо мы – такие же грешники, как и они, просто еще не пришло их время повернуть стопы свои ко Храму, войти в дом Господа и помолиться. И мы пока что тоже должны молиться о них…
    А может быть, все же и нам удалось в души их заронить «горчичное семя» Слова Божия, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его»(Мф.13-32).
      Ведь одно только Слово способно создать целый мир!
      «Обращаясь ко всем верующим, апостол Петр пишет: «Приступая к Нему (Господу Иисусу Христу), камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом»(1 Пет.2,4-5). Все мы – живые камни, из которых строится великолепное здание Царства Божия (пишет далее В.Кинешемский), все призваны к участию в этом Царстве и все, следовательно, ответственны за эту постройку, все должны работать. Никто не смеет отказываться, но участие наше в этой работе различно. «Как в одном теле, - говорит апостол Павел, - у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как. По данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли – в учении; вещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна…»(Рим.12,4-9). Другими словами, каждый из нас обязан работать для создания Царства Божия на том месте и в том служении, где он поставлен Богом. Участие в этой общей работе обязательно для каждого, но не обязательно, чтобы это участие проявлялось   непременно в форме апостольского служения. Делай, что можешь и как можешь. Лишь бы это было с любовью.
     «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены»(Кор.12.12-27). Эти слова апостола Павла следовало бы огненными буквами запечатлеть в сердце каждого христианина. Становится понятным, до какой степени тесно мы связаны друг с другом. Это закон христианской ответственности. Если заражен один член, то зараза неизбежно передается другим и всему телу. Если согрешил один человек, то зараза греха в большей или меньшей дозе неизбежно переходит на весь организм – общество. Иногда нам кажется, что наши грехи проходят бесследно и никому не приносят вреда. Это – иллюзия, самообман. Где-нибудь  когда-нибудь так или иначе последствия греха скажутся. «Жизнь, как океан, - говорит один из наших писателей, - всюду незримая связь: в одном конце тронул, в другом отдается». Поэтому я не смею грешить не только потому, что это губит меня лично, но еще более потому, что это заражает и губит других… Это процесс гниения, распада, смерти. Гниение в том и состоит, что отдельные частицы гниющего тела теряют силу взаимного притяжения или сцепления и распадаются. Так в физическом мире,так и в человеческом обществе.
     …На нас лежит также задача всеми зависящими от нас средствами укреплять взаимные связи между людьми. Содействуя по мере сил развитию религиозной веры, любви, дружбы, доверия и борясь с явлениями противоположными. Таким образом, если я проповедую неверие, вражду, насилие, натравливаю людей друг на друга, клевещу, осуждаю, распуская лживые слухи о людях, сею раздоры, подозрительность – всем этим я вношу разложение в общество  и тем если не останавливаю роста Царствия Божия (ибо по неизъяснимым Законам Божиим оно растет при всяких условиях), то, во всяком случае, отвлекаю многих от участия в нем. Если же я распространяю истинную веру, проповедуя любовь и братство, всепрощение и самоотречение, говорю о людях хорошо, благотворю и помогаю нуждающимся, борюсь с клеветой и ложью, примиряю враждующих, то этим я укрепляю  общество и взаимные связи его членов и содействую развитию и расширению Царства Божия.
     К сожалению, эта обязанность громадным большинством современных христиан не сознается. Даже лучшие из нас обыкновенно довольствуются тем, что кое-как следят за собою, за своими настроениями и поступками, но о нравственном состоянии ближних, об улучшении их взаимных отношений вряд ли кто думает. Какое мне дело до другого? Этот жесткий вопрос Каина   если и не произносится открыто, устами, то слышится в каждом эгоистическом сердце. Равнодушие к ближнему, ужасающее, тупое равнодушие – это наш общий грех.
     Итак, наше участие в апостольском деле  постройки Царства Божия должно заключаться прежде всего в том, чтобы каждое дело делать во имя Господа Иисуса Христа, в духе евангельской любви и самопожертвования».