Система Дай списать

Валера Матвеев
                * Система «Дай списать»

У нас во время учёбы в институте, на семинаре по Философии  произошёл такой студенческий «прикол».

 Идёт какая-то письменная работа «на проверку знаний» (ко-торые по данному предмету напрочь отсутствовали) по Маркси-стско-Ленинской философии (а отношение к ней у нас, как и ко всем «коммунистическим» дисциплинам было, мягко говоря, негативное, а если не знаете, то спросите у «очевидцев», коими являются её изучавшие), что-то типа проверки знаний. Абсолютная тишина, никто не знает точно даже откуда, с какого источника списать, только лёгкий шелест тайно перелистываемых страниц с новой, неизвестной стороны как бы вновь открытых для себя учебников и конспектов,  как-то нарушает гнетущую тишину. И в этой гнетущей тишине вдруг раздаётся громкий, «серьёзный и злой» «на весь класс» голос Афони (Афонин Володя): «Анна Сергеевна, а Петрова у меня нагло  списывает…». От неожидан-ности в этой гнетущей тишине и проявления студенческого юмора  была отличная разрядка напряжённости у присутствующих, включая даже и преподавателя.

Эта школьная система была актуальна во все времена и, на-верное, эпохи. Почему-то большинству подрастающего поколения не хватало времени на решение домашних заданий по математике, физике, химии. Нет, не то, чтобы ума не хватало, чтобы решить домашние задачи, хотя и такое исключать тоже нельзя. Некоторым просто не давались отдельные предметы по точным наукам: кому математика (с этими такими «противными» тригонометрическими функциями), кому физика (с разнообразными силами, тянущими «паровоз» в разные стороны), кому химия со своими валентностями и кристаллическими решётками. Мне же наоборот: биология, литература, история были камнем преткновения. Одни не понимал  (собственно не очень-то и не хотелось понимать), другие было лень изучать, занимаясь их «принудительным» чте-нием.
Но надо было, к сожалению, ежедневно предоставлять до-машние «достижения» на суд «жестоких» преподавателей. Но времени, особенно у «переходного возраста», с каждым годом обучения для выполнения домашних «достижений», сами пони-маете – возраст штука необычайно серьёзная, времени на учёбу становилось всё меньше и меньше, а то и вообще уже не остава-лось вовсе. Так родилась в своё время для борьбы с этим «воз-растным недугом» ученическая система «Дай списать». Эта сис-тема зачастую успешно работала, но иногда давала сбои по воле «хитрых» учителей, придумывавших различные «каверзы» для своих подопечных.

Для борьбы с этой неофициальной, отработанной годами (да что там годами, веками) системой, некоторые учителя (мы тогда их ещё  преподавателями не называли - это слово было слишком «мудрёное» в те годы для нашего понимания и применения) в противовес этой, отработанной до автоматизма системе, приду-мывали совершенно официальные «методы борьбы», позво-ляющие за считанные минуты определить самостоятельность выполнения домашнего задания.

У нас, в частности, наш классный руководитель, он же учитель физики проводил периодически в начале урока неожиданные, так называемые, «десятиминутки». Где-то примерно раз в неделю, но это всегда было так неожиданно, потому что происходило в любой день недели, поэтому большинство «населения» время «наступающего беспредела» - объявление о проведении деся-тиминутки приводило в состояние шока. И это было даже при наличии «выполненного» домашнего задания. Иногда сконцен-трироваться в такой ситуации было крайне тяжело: может быть, и дома решил еле-еле, а тут ограничение во времени. А, вдобавок ко всему, контрольная работа это всегда какой-то шок для учащихся.

Проходило это «шокирующее мероприятие» следующим об-разом. На первой минуте урока следовал приказ убрать всё со стола, кроме чистого листа бумаги и ручки. Повторяю, что это было не сильно часто, поэтому «домашние заготовки» не было терпения (смысл какой-то и был, но время, время …) делать ежедневно, а списать незаметно, можете поверить на слово, времени, состоящего всего из десяти минут, пролетающих с неимоверной скоростью, явно недостаточно. И решить домашнюю задачу на «отлично» не получалось даже у тех, кто делал уже один раз это самостоятельно дома.

И вот однажды случился исключительный случай, прямо, можно сказать, фантастический! За десять минут я успел, проявив какие-то чудеса скорости исполнения, решить задачи и себе, и Пупочку (Саше Аврутову – у него был, естественно, другой вари-ант). В тот день «отлично» было у двух или трёх человек, «хоро-шо» тоже примерно столько же, остальные двойки и «колы», которые наш физик Григорий Абрамович ровными колонками выставлял в классный журнал за десятиминутки. Правда, эти «не-уды» играли роль в основном  психологического воздействия на «массы». У меня тоже стояли абсолютные по противоположности оценки в журнале, иногда заработанные по пустякам «для по-рядка» и сдерживания «зазнайства». Скорей перспективного. Или на перспективу?
Я за то решение задачи получил «отл.», Сашке из-за дефицита времени успел выполнить решение только на «хор.». Но когда огласили результаты, Пупочек поднял к «благодарной публике» руку и повернулся ко всем с безмолвным  приветствием, показы-вая «своё величие». Чем вызвал повышение настроения в лучшую сторону у, потерявшей было его совсем (это настроение), «толпы», знающей способ получения его оценки.

У нас в старших классах была такая отличительная или спе-цифическая особенность. При наличии в классе трёх круглых от-личников (я в их число, по причине своей расхлябленности, не входил, хотя домашние задания, правда, в основном только письменные, выполнял исправно и обязательно), не считая «группу поддержки» из «хорошистов», всё по химии, физике, математике списывалось, как в библиотеке, только у меня.

 Хорошо, что тетради имели более жёсткий, в отличии от бу-мажного, переплёт, иначе бы они такой нагрузки не выдержали к «концу своей жизни». Почему так происходило? Наверное, моя безотказность в данном вопросе – жалко, что ли? (Сейчас бы хорошо можно было заработать.) А может быть, из-за хороших моих отношений со всеми членами нашего коллектива, а не только с мальчишками? Говорите, такого не бывает? Возможно, спорить не буду, да я ничего и  не исключаю, но так было …