Азер Ширинов. Предисловие

Рамир Ибрагимов
Говорят, что рукописи не горят. Очень на то похоже. Но мысли могут гореть и сжигать человека дотла. Подобная история приключилась и со мной. Многие годы - а это порядка пяти лет - меня не отпускает один человек, человек изумительный и прекрасный по своей доброте и искренности. Его имени я, к моей горечи и печали, назвать не могу, потому как не спросил у него на это разрешения. Однако его чистота и честность прежде всего к самому себе вдохновляют меня и по сей день. О нём нельзя не говорить, учитывая тот факт, что сегодня весь мир настроен крайне агрессивно и недоброжелательно к мусульманам. Весь двадцать первый век ознаменован антиисламской риторикой, едва ли не очередным крестовым походом. Людей в какой-то степени можно понять, в трудные минуты они до сих пор вспоминают 11 сентября 2001 года, тем не менее мыслящий и разумный человек осознаёт, что подобные вопиющие античеловееские акты не имеют никакого отношения к исламу. Вспомним антикультурную деятельность вандалов, простой тому пример Пальмира. Люди, уничтожающие исторические ценности, по всей видимости, не читали Священных Писаний. С варварами боролись во все времена, а сегодня, когда древних монументов становится всё меньше, противостояние требует больших усилий. В таком случае промедление сродни смерти.
 Да, мой друг глубоко верующий человек. Думая о нём, я всегда вспоминаю два - без мысли на преувеличение - величайших романа всех времён и народов: "Дон Кихот" и "Идиот". Как бы то ни было, ни рыцарь, ни князь не сумеют нас спасти в столь трудное время. Они слабы. Сегодня нужен поборник истории и истинных человеческих ценностей, человек, который сумеет пожертвовать многим во имя человечества. Миру нужен борец. И мой друг как раз-таки подходит под это описание. Он, что называется, "Идиот" от ислама - едва ли не беспрецедентный случай.
Теперь немного о сюжете. Мужчина средних лет приезжает в Россию, никто не знает точной причины его поступка. Многие полагают, что тот приехал накопить денег на хадж. Но так ли всё просто? Азеру Ширинову на родине рассказывали, что Россия - ужасное место для настоящего мусульманина, что Россия - страна проституток и алкоголиков. И всё же, зачем хафизу, человеку, знавшему три языка, познававшему глубины ислама в сердце Иране, - понабилось столь непростое путешествие?

Воспалённая, кровоточащая и, что неприятнее всего, болезненная рана приблизительно в области затылка не приносила никакого успокоения. Сейчас затруднительно назвать точную дату и время, всё произошло внезапно, как обухом по голове. Извне насилия не было ни физического, ни духовного и в помине, тем не менее эта область долгие годы – их прошло немного, так или иначе, этого достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы, - душила, тревожила, тяготила. Я уже сейчас вижу, как общность читателей разделится на три группы: первые смело, почти дерзко назовут повесть памуковщиной (в этом есть доля правды, хотя у Орхана Памука честности, впрочем, как и мастерства, - больше); вторые сочтут позицию, изложенную в «Азере Ширинове» (предыдущие названия: "Больной вопрос", "Азер и Армен"), справедливой, поскольку – они убеждены – всякий имеет право на индивидуальное, пусть и внеличностное, миросозерцание; третьи же, со свойственным им малодушием, примут нейтральную позицию.
Такие темы нельзя не поднимать, особенно в эпоху непрекращающейся сначала исторической, а затем и национальной дискредитации. В данном случае следует в срочном порядке прибегнуть к хирургическому принципу: есть гной – вскрой, дабы исключить генерализованное заражение, общечеловеческое. Именно поэтому, потому что до конца никто не прав, я прошу отнестись к рукописи с вниманием и пониманием и не искать другие мотивы и смыслы, кроме как того, что «Азер Ширинов» - дело долга.