Сыск вечен...

Влад Брусенцов
                Сыск вечен, как вечна жизнь...


   В сентябре 2010 года, на крыше полуразрушенного купеческого дома в с.Усть-Чарышская Пристань рабочие нашли упакованные в пергаментную бумагу документы и несколько сортов различных семян! Датировано все было 1913 годом! Документы содержали обоснованное прошение царю Николаю  Второму о переименовании села Усть-Чарышская Пристань в город Александровск Алтайской губернии, в честь царя Александра Третьего, в ознаменование  300-летия династии Романовых. В то время с.Усть — Пристань фактически была центром Юго-Западной и Центральной части Алтая . На ее территории было расположено более десяти промышленных предприятий — чугуно-литейный, серебро и медноплавильный , маслобойный, сыродельческий, рыбоперерабатывающий, мукомольный, лесопильный и другие заводы, пароходство , филиал Русско-Азиатского банка , шикарный ресторан!!! Население составляло 13 тысяч жителей  (сейчас — 4,5  тысячи)! Одновременно на предприятиях работало более  1 тысячи грузчиков!

   Но... началась Первая Мировая война, затем революция, свержение царя, разруха и...  «всё лопнуло»!   Усть-Чарышская Пристань превратилась в «город-призрак», цивилизованная жизнь там приостановилась, точнее сказать прекратилась!? Ну почему так? Это несправедливо!!!

   Первое поселение на месте нынешнего села произошло в 1773 году на левом берегу Великой Русской реки Оби, в устье небольшой речки Чарыш! На правом берегу р.Обь стоял непроходимый первозданный лес, у нас его называют «бор»!

   Мои родители родились при Советской власти в середине 20-ых годов . В 1943 году, семнадцатилетнего Николая (отца) призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, батальонная разведка, 1,5 года на  фронте, ранение, инвалидность , март 1945 года возвращение домой, неполных 19 лет, женитьба на моей маме, трое детей ( двое умных-педагоги, третий я — милиционер)!?

   Моё детство прошло в с.Усть-Пристани, учился хорошо — это на первом месте!  И не потому, что мама моя Анна Михайловна была учитель! Чувство ответственности и справедливости у меня было «в крови», весь в отца, как говорили  мои родственники — пока не добьется своего , не отстанет!  Это «максимализм», он сопровождает меня всю мою жизнь!  Это и хорошо и плохо, нет оттенков — только белое и черное! Но... тот кто говорит правду в глаза — никогда не выстрелит в спину ! Да и опираться можно только на то, что оказывает сопротивление!  Лето проводил на Оби — купался, рыбачил... Но у меня были еще и обязанности... уход за телёнком, которого из года в год почему-то звали «Буян»!?   Я каждый день приходил к нему на «гору», где мы раньше жили в «саманке» и у нас там  был огород , а он «пасся» на лужайке!  Я приносил ему подкормку «пойло» в ведре... «Буян» всегда ждал меня в одном месте!  Как он был рад, лизал меня, резвился как ребенок, а при прощании, мне казалось , плакал!!!  Но вечером я приводил его домой, к «его маме» -  корове «Жданке», молоко которой было  моим  самым любимым напитком...

   Рыба в семье была не последним продуктом.  Мы -пацаны , рыбачили на удочки и «закидушки», а взрослые «браконьерничали»  неводом и сетями. Так что на столе у жителей нашего села часто бывала стерлядь, осетр, нельма, линь...   Вы не поверите, но расскажу такой факт!  Тогда, в 1963 году мы жили  в 2-этажном доме в центре, на втором  этаже всегда традиционно  жили прокуроры, дети которых  были моими близкими товарищами — может поэтому у меня рано проснулась любовь к «сыскному» делу?
   Так вот, рядом с  домом находился продуктовый магазин № 6. Однажды  мама наша Анна Михайловна позвала нас с братом в этот магазин... Она купила по «уценке» две 200-литровые деревянные бочки с … красной рыбой!!! В наших  «рыбных» местах эту рыбу никто даже не воспринимал на  «дух», не то чтобы покупать!? Она «ржавела», пропадала!  Мы с братом закатили 400 кг красной рыбы в сарайку и … кормили ей единственного нашего поросенка!  Кушанье ему подавали на большой совковой лопате... «хрюшка» наша, думаю была нам очень благодарна!   Если бы она умела говорить... сколько бы добрых  слов мы бы услышали... Представляете, когда она перекусывала «рыбину» пополам, - икра летела в разные стороны... И только спустя несколько лет, я понял -чем мы ее кормили!? А какое сало было вкусное...

   Я очень любил своего отца Николая Ивановича, мы были «родственные души», я это чувствовал и понимал! Будучи замдиректора маслосырзавода, он не выпускал из рук инструменты: топор, рубанок , пилу, сапожный нож, шило — всегда что-то делал. Левая рука у него была высохшая, почти не гнулась, но пальцы двигались, она помогала ему в жизни и работе! Именно отец привил во мне сочувствие, сострадание и оказание помощи людям! Рассматривая его фронтовые раны, я все время приставал к нему с одним и тем же вопросом : «Расскажи как это было?» Историю с его ранением я знал с детства наизусть!  В-шестером, они батальонные разведчики возвращались из-за линии фронта с «языком».  В том месте, где они до этого «прокусили проход», на вражеской территории их ждала «засада»... Был ближний бой, короткий, но жестокий — вернулись на свои позиции только двое с немцем! Моего отца не было! Его друг Володя  (моё имя ) рассказал, что вот пять минут назад , Николай ещё отстреливался  уже почти в наших окопах и вызвался  вернуться  туда обратно! Отца он нашел раненым , но живым, действительно в нескольких  десятках метров на нейтральной полосе и притащил его на плащ-палатке на нашу территорию!  Отец был спасен, в госпитале в г.Кутаиси его выходили... Но война  оставила в его душе страшный отпечаток, что и привело к его гибели в 45 лет!

   Сейчас по всей стране родилось и уже укоренилось течение «Бессмертный полк»!  Мои сыновья и внуки всегда 9 мая с портретом моего отца Панина Николая Ивановича идут в колонне  этого  «полка» в честь памяти всех участников войны! Спасибо деду за победу!!!

   На подсознательном уровне, еще в детстве, я решил, что буду разведчиком.  В 1968 году, по совету родителей, поступил в Омскую Высшую Школу МВД СССР и в 1972 году  закончив обучение, был назначен оперуполномоченным Уголовного Розыска ОУР УВД Алтайского края.  Моя мечта осуществилась — я долгих 4 года шел к этому, изучал все необходимые дисциплины, тактику и методику работы розыска, прошел 6-ти месячную практическую  подготовку в г.Барнауле... Наставником у меня был старший оперупономоченный  Железно-Дорожного РОВД Скрябин Виктор  Дмитриевич — розыскник от бога! Хороший учитель — это 90% успеха, спасибо ему за это!!! С Виктором я дружил всю нашу совместную жизнь и работу! Жена моя , Любаша, с большим уважением относилась к нему!!!  По крупицам я накапливал опыт оперативного работника. В 1972 году осуществил под руководством старших товарищей несколько командировок по оказанию практической помощи в раскрытии преступлений в сельские районы и города Бийск, Рубцовск, Заринск Алтайского края.
 
 И вот, 26 декабря 1972 года в моем родном «призрачном городе» под названием с.Усть-Пристань была совершена крупная кража сейфа с деньгами в сумме 1509 рублей из бухгалтерии Ветеринарной Бактериологической Лаборатории. Произошла неудобная для всех ситуация — впереди Новый год, а командировка может затянуться... Наш начальник Краевого Уголовного Розыска полковник милиции Минаков И.Е., с присущей ему «лисьей» дипломатичностью принял «гениальное»  решение - одним выстрелом убить двух зайцев!  Биографии своих сотрудников он знал хорошо... Пригласил меня в свой кабинет, разговор начал издалека — где мои родители, где живет  «теща»?  Я терялся в «догадках», к чему все это? А когда речь зашла о краже сейфа, понял — он хочет послать меня в командировку в с.Усть-Пристань и скорее всего одного!? Так все и было задумано!!!  Опытные опера  похлопывали меня по плечу,  напутствовали, взбадривали  - а кому хотелось перед Новым годом ехать в сельскую местность, куда  «только самолетом можно долететь»? Вот они и говорили добрые слова за еще не проделанную работу!?  Я понимал — мне нужно настроиться, мобилизоваться, меня посылают в первую самостоятельную командировку, доверяют такое серьезное дело, заодно и проверяют молодого опера-лейтенанта на «слабо»!  Честно говоря, я был рад, что меня посылают в родные места,  «дома и стены помогают»!  «Внутренний голос» мне подсказывал, что все будет хорошо!!!  Первое, что я сделал, это позвонил жене Любаше на работу и объяснил, не вникая в подробности  -  куда мы едем!  Радость ее была нескончаема!  Это меня очень бодрило, поддерживало, обнадёживало !!!

   27 декабря 1972 года, прилетев  в  с.Усть-Пристань на самолете Ан-2, доложил начальнику РОВД майору милиции Шабунину Ивану Степановичу о цели моего приезда.  Местные  начальники всегда  не любят  командированных, с недоверием относятся к ним!  Да и это вполне объяснимо — зачем им посторонние глаза и уши!   Но..., Иван Степанович меня знал с детства, он же направлял на учебу в Высшую Школу МВД, расспросил как отец, мать, почему (с упрёком) после окончания учебы не вернулся в с.Усть-Пристань?  Отца моего к тому времени уже не было, мама жила здесь, а в отношении работы в Краевом аппарате, я объяснил очень просто: «Был приказ о моем назначении и … оставалось  только ему подчиниться!»   Осмотр места происшествия по краже в «Ветбаклаборатории» они провели качественно, нашли много вещественных доказательств — отпечатки пальцев рук на различных предметах, следы обуви, следы волочения сейфа по улице.  Изучив материалы дела, я пришел к выводу, что кражу совершили несовершеннолетние. Такое же мнение было и у местных сотрудников.  Благодаря подворному обходу на ул.Алтайской, мы нашли взломанный сейф ( он был небольших размеров и из тонкого железа), прикопанный в снегу возле забора, рядом лежали профсоюзные билеты, марки... Подростки, живущие в этой округе были известны, и... началась их тщательная отработка... По тем временам похищенные деньги были немалые, поэтому в «загул» ушли не только подростки, но и взрослые... «Главарь» группы Филимонов Иннокентий (Кеша), стоял на учете в Детской комнате милиции. Все подозреваемые были установлены и взяты в «разработку», в том числе и по другим нераскрытым преступлениям... 
28 декабря 1972 года преступление  было раскрыто!  Я , конечно, внес определенный вклад в ее раскрытие , но не был удовлетворен!  И хотя это для меня уже была  удача, я пошел в «народ»!!! В районе оставалось не раскрыто ещё 7  краж!?  Начальник ОУР УВД  Минаков И.Е., поздравил  меня с успешным раскрытием преступления и разрешил  мне встретить Новый год в с.Усть-Пристани!!!

   В этот же день вечером я встретился со своими друзьями-товарищами -  одноклассниками!!! Меня все поздравляли, особенно девчонки, со званием «лейтенант», с дипломом! Вспоминали многое — кто с кем «ходил», дружил и тому подобное... Они мне рассказали очень много интересного, криминального...  Каждый опер, в любой компании просто обязан проводить разведывательный опрос! Что я и сделал в этот раз и ...получил  полезную для меня информацию! Люди знают всё и у них рано или поздно появляется так называемый «сенсорный» голод — желание поделиться тем, что они знают с другим  человеком! А опер просто должен найти этого желающего и умело подтолкнуть его к разговору!  Утром 29 декабря 1972 года я оценил полученную оперативную и пришел к выводу, что ее нужно умело реализовать, тщательно продумав, как не «подставить» моих «однокашников»!? Дело в том, что мне стало известно о моем дальнем родственнике Гусакове Александре, который совершил ряд краж в с.Усть -  Пристани и все ценности с краж закопаны у него в огороде в снегу!?

   О полученной информации, я доложил начальнику местной милиции...   Он мне не поверил, даже по-отцовски отругал: « Мы тут всю жизнь живем, работаем, а ты приехал на три дня, уже все знаешь и готов  все и всех поставить с ног на голову?».  Короче, он меня не поддержал, и я взял всю ответственность на себя! Риск дело благородное, но не всегда  благодарное!

Адреналин у меня зашкаливал, выскочив на улицу, я прокричал: « Лёха!  Запрягай!».  Должен внести ясность — в то время в 1972 г. в милиции были конюшни, и т. к. машину нам  никто не дал, мы запрягли в «розвальни» лошадку , положили в сани две лопаты и поехали в неизвестность, копать снежный огород возле дома Гусакова.  Что касается «Лёхи» - то это старший опер Усть- Пристанского РОВД, старший лейтенант милиции Мазалов Алексей, которого как старшего товарища я знал с детства. Он мне заявил: «Ох! Вовка, поубивают нас с тобой, если ничего не найдем?».  Ехали молча, каждый думал о своем, а по большому счету об одном, как у нас все получится?

Зимой темнеет рано, дома у Гусакова ни кого не было, начали копать снег в огороде! Часа через два, лопаты наткнулись в сугробе на что-то твердое? Раскопали, увидели брезентовую  палатку, а под ней  ящики, бутылки и еще много чего другого... О! Удача! Спасибо тебе  «Фортуна», что не повернулась ко  мне спиной!!! Наступил момент истины в раскрытии преступления!  Он  приходит только к одному, к первому, получившему информацию, вторые всегда хотят быть первыми при докладе третьим  лицам!!! В это мгновение на кончике языка появляется  приятный-приятный ни с чем не сравнимый холодок, а по всему телу проходит дрожь... И тот кто хотя-бы единожды это испытал, хочет это повторять и повторять!!!
   Пригласили понятых, появился и хозяин этого «схрона» Гусаков Александр! Он не ожидал такого поворота событий, просто пришел домой и был задержан! Изъятые ценности с 7 краж возили на санях несколько раз : здесь  были не только винно-водочные изделия и продукты с магазинов, но и репортерские магнитофоны с редакции газеты «Авангард», радиоприемники «Спидола» с местного универмага, радиостанции с Речнрго пароходства, деньги с магазинов и бухгалтерий «Сельхозтехники» и СПТУ — 12... Доказательств для предъявления обвинений группе Гусакова было достаточно!
   Утром, 29 декабря 1972 года я доложил по телефону своему начальнику, руководителю Уголовного Розыска УВД полковнику милиции Минакову И.Е., о проделанной работе за последние сутки!  Он, мягко говоря, был шокирован , и после небольшой паузы, я получил от него очень много слов благодарности...  Мы договорились, что карточки на раскрытые преступлениям я буду отправлять в запечатанных конвертах  самолетом, а там по цепочке пакет принимали  наши сотрудники и увозили в Информационный Центр УВД... В первые в истории Усть-Пристанского РОВД, по итогам  1972 года, была сделана 100% раскрываемость преступлений!!!  Иван Егорович в порыве  эмоций, разрешил мне краткосрочный отпуск — на работу я должен был прибыть 5 января 1973 года и там меня ждал приятный  сюрприз...
   Новый 1973год, я встретил в местном Доме Культуры в кругу семьи и товарищей-одноклассников , которые в разгар веселья признались мне: «Мы ждали, как ты поступишь с Гусаковым, ты все сделал правильно!  Должна же  торжествовать справедливость!». Честно скажу — у меня «на душе стало легче», как камень с плеч!!!
   5 января 1973 года я прибыл на работу, доложил Минакову И.Е.: «Лейтенант Панин, после выполнения задания прибыл по месту службы!». Начальник пожал мне руку, поздравил с удачной командировкой...и сказал, что бы я готовился к отчету!  На совещании я доложил во всех подробностях о проделанной работе... Неожиданно в кабине появился полковник в/с Налётов И.Д., вновь назначенный в сентябре 1972 года  начальник УВД Алтайского Крайисполкома. Так было запланировано!? Дело в том, что проходила кадровая компания о назначении молодых дипломированных сотрудников, вместо «отслуживших свое» и я тут  «попал» под горячую руку в качестве  положительного примера... Мне было не очень приятно!? Единственное, что меня успокоило и воодушевило — это обещание Начальника УВД дать мне вне очереди квартиру!!!
   После совещания, мои коллеги из числа старшего поколения, опытнейшие оперативники, несмотря на не приятный «кадровый фон» , с улыбкой на лице, все же поздравили меня: « Ну ты, молодец, здорово это у тебя получилось!? Не забывай, свое мастерство нужно подтверждать ежедневно и пожизненно!?  Ну а без нас , ты никуда не «денешься» , твои успехи нужно «обсудить за чашкой чая», это наша традиция! Ты должен «прописаться» в нашем коллективе и доказать на сколько  нас уважаешь!». Уже сам разговор в этой плоскости говорил о том, что не только руководство , но и большинство  сотрудников начали со мной считаться!  Ровно через год при сдаче нового дома, я получил благоустроенную квартиру как мне было обещано,  «деды»  поддержали меня в этом вопросе! Тогда я окончательно понял , они приняли меня в свой коллектив!  И все же, только твой личный результативный  труд — залог успеха!!!  В нашей работе это имеет немаловажное значение!!!

               
 Диплом второй степени литер. конкурса имени Э.Прутковского, члена союза писателей России (Алтайский край) от 26 июля 2016 года, за документальный детективный очерк.