Попы на мерсах

Наталья Лукина88
     Господь пришел к нам, чтобы быть с нами, с самого рождения, появления на свет Божий, и Его свет освещает нам путь на земле, до самого конца этого пути, где нас ожидает также встреча с Ним.

     Наш дух соединяется с Божественным Духом Его Святым во время молитвы: домашней или во Храме Божьем. Апостол Павел пишет, что «соединяющийся со Господом есть один дух с Господом»(1 Кор.6;17).

     Соединяемся мы с Ним в лице священника, когда подходим с трепетом душевным к нему для исповеди… И вот, облегчив душу в беседе с духовным отцом, услышав в ответ слова прощения, когда голову покрывает золотистое крыло епитрахили, отходишь с легким сердцем для Причастия, - для еще более полного единения с Господом, как и сказано в Евангелии: «Ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»(Ин.6;56). Мы как бы становимся плоть от Плоти Его, во вся дни живота нашего, когда и произойдет последняя, особенная встреча – души с Высшим Судией, от которой зависит наша загробная жизнь. И к которой надо готовиться загодя, чтобы не быть нам выброшенными навечно «во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубовный»…

       Что для спасения важно для нас – пребывающих пока что еще на этом свете? Для нас, ежедневно, ежечасно встречающихся друг с другом в мирной жизни? Любовь, благость, кротость, милосердие… Да просто не быть равнодушным к ближнему своему.

     Сколько людей встречал Господь Спаситель в земной жизни Своей, сколько земель обошел, везде проповедуя Царствие Божие, сколько бесов изгнал, скольким даровал прощение грехов и исцеление душевных и телесных недугов! И не отверг ни кого:  ни прокаженного, ни слепого, глухого, увечного, ни мытаря, ни блудницу, ни разбойника  - в последний миг раскаявшегося на кресте!.. Ни нас, грешных, не отвергнет, только придите! Покайтесь и молитесь.

     Вот поразительно: сколь много священникам нашим приходится встречаться с людьми: крестить новорожденных младенцев, едва ступивших на тропу жизни, чтобы потом окормлять их в лоне церкви и наставлять на путь истинный; и причащать умирающих в больницах и хосписах, давая им надежду на то, что путь их заканчивается не могилой, а жизнью вечной.

     Исповедывать живущих – сколько на священнослужителя изливается тогда всякой нашей грязи и мерзости людской! И каждого человека нужно выслушать, дать наставления, даровать прощение Именем Божьим, благословить на Причастие Святых Таинств,  и – отправить с миром в мир; и идем: опять грешить и каяться…

     Как же им хватает сил душевных, тепла сердечного для всех, приходящих к ним, для того, чтобы в их лице встретиться со Спасителем, - Который, видимо, и дает им в награду за труды их во Имя Его эти силы, - чтобы их хватило на всех!

     Поневоле исполняешься благоговения перед ними.

     А ведь они – такие же люди, как и мы, миряне, идущие к ним –  тем, которые несут Свет и Слово Божие.

     Вот приходим мы на очередное заседание православного клуба «Синергия», при Храме Святой Троицы, где встречаемся каждое воскресение после Литургии с отцом Евгением – для того, чтобы вместе с ним читать и разбирать Евангелие, слушать Господа, говорящего с нами Его устами, и пытаться понять те истины, что заключены в Слове Божием: ведь, поистине, на какой странице ни открой, всюду – Благая Весть, везде она: истина, в самом высоком смысле слова. Даже, точнее, - во всех смыслах, потому что в каждом слове, каждом изречении Спасителя так много сказано, что можно бесконечно долго размышлять о главном: зачем пришли мы в мир? Какая цель нашей жизни? Для чего мы все тут живем? Что нас ожидает? Что такое страшный Суд, вечная будущая жизнь? И как прожить эту, земную жизнь, достойно, а не «аки свинии, в калу лежащия», перед которыми  Господь, придя в мир, вместе с апостолами, выходит, понапрасну «метал бисер» Слова Божия: какое святотатство втаптывать его в грязь, - проживая свою жизнь, даже не задумавшись ни о чем, не открыв для себя Благую весть.

     А вот люди, посвятившие себя этому подвигу, все же несут, и сеют это Слово, а уж на какую почву оно упадет, даст ли всходы – одному Богу известно. И поневоле относишься к ним – священнослужителям -  как к небожителям, если и не далеким от мира сего, то как бы пребывающим где-то в своем, особенном мире, не «мирском», и снисходящим до нас, простых смертных, во время исполнения святых Таинств.

     Но когда встречаешься с ними во «внеслужебной обстановке», поражаешься уже другому: видишь перед собой такого же в общем человека, во плоти и крови, только наделенного от Бога чем-то большим, чем ты: чем? Большей мудростью, большей душевностью, духовностью? И еще многим, многим…

     Но и  - человечностью. В высоком смысле этого слова. И – простотой, простотой общения.

     Так, во время чаепития на Сретение, например, отец Евгений может достать гитару, и спеть песню Высоцкого (это было одно из наших первых посещений клуба, и  я тогда, помнится, подумала: Господи, и за что мне сие, недостойной, что я сподобилась, чтобы зреть это?!).  А отец Михаил, приехавший из самой Москвы, непринужденно рассказывал о себе, о том, как он пришел к вере: «Я отношусь к категории «ДВР» - дети верующих родителей». И о том, как с детства его приучали молиться, поститься, ходить в Церковь, вместо того, чтобы смотреть мультики или играть с мальчишками «в войнушку»; как  не с первого раза, но поступил все же в Духовную семинарию и – пошел дальше по жизни, все более укрепляясь и утверждаясь  в вере и благочестии…

     Каждый приходит в лоно Церкви по-своему, разными путями.

     Кого-то приводят благочестивые родители, приносят едва появившимся на свет, чтобы произрастало дитя во всяком благочестии и чистоте, как пресвятая Дева Мария. Кого-то крестят, отдавая дань моде, не задумываясь о том, а для чего, собственно говоря, делают это.

     Кто-то принимает обряд крещения в сознательном возрасте, действительно осознавая, что он делает, почему и для чего. Но, отрекшись от сатаны, уходит обратно в мир и вскоре забывает об этом, и продолжает грешить, служа темным силам. И забывая каяться и исправлять пути свои.

     Едва придя к Богу, едва узрев Его лик, снова отходим во тьму: оставаясь все так же слепыми, глухими, прокаженными...

     И только те, кто избрал свой крестный путь - путь служения людям во Имя Бога, остается в церкви всегда. Кто бы он ни был до этого, как бы ни жил, но в храме это служитель, - посредник между тварями Божьими и Творцом. И пусть их считают кем угодно - бездельниками, обретающимися на не пыльном месте; карьеристами, поднимающимися по служебной лестнице для того, чтобы строить себе особняки и разъезжать на мерсах; тупыми малограмотными попами, которые только и способны, что распевать гимны в церкви - но они продолжают и продолжают помогать людям - каждому, кто придет к ним за помощью - нести свой крест.

     Да, местечко в церкви не пыльное, но кто-то же должен смывать накопившуюся грязь с души твоей, когда ты придешь для исповеди. Карьера их восходит по служебной лестнице: от причетника, выносящего на аналой свечу, до диакона, служащего Литургию, и дальше - до самого Патриарха. Но что дает эта лестница им? Большие деньги? Положение в обществе? Всеобщее почитание? Вряд ли...

     Откуда в церкви большие деньги? Вы видели, сколько кладут на Литургии пожертвований? Вот идет бабушка-свечница, на скрюченных больных ногах своих стоящая по несколько часов возле свечек, что куплены за копейки и поставлены прихожанами перед иконами, и следящая, чтобы они не упали, не угасли, - с блюдом среди толпы мирян, и сколько кладут они туда денежек? Мелочь в основном, или полтинничек, ну и редко кто кинет от щедрот своих мятую соточку. Да уж, обогатится церковь святая от таких подношений!

     А положение в обществе и почитание... Об этом и говорить нечего. Сколько проклятий изливается на бедную голову современного священника, поносят их все, кому не лень. Все, кому проще отвергнуться от знания истин церкви, от существования чего-то высшего, - того, к чему надо стремиться, во имя чего надо усмирять свои похоти, отказываться от всего. что мешает жить в свое удовольствие и только ради себя, любимого, ни в чем себе не отказывая. Зачем церковь, вера, пост, покаяние и молитва, когда есть корыто, корм и пойло, и этого вполне достаточно для счастья?! "Жизнь коротка, - говорят они, - надо взять от нее как можно больше, жить одним днем, сегодня мне хорошо, а завтра - хоть потоп!"

     А когда он настает, этот твой личный "потоп", - болезнь из-за того, что обжирался, упивался ли вином, или даже смерть - кого вспомянешь, кого призовешь на одре болезни душевной, смерти телесной? Да, Его - Бога. И призовешь к себе служителя Его. Того самого, которого обс..ал и в чьем лице поносил того самого Бога, Имя Которого призывают теперь губы твои: "Господи! Господи, помоги, спаси, сохрани!.."

     Ведь все равно рано или поздно, но все мы приходим к Нему, показавшему нам свет.

     Кто-то рано, кто-то поздно.Кто-то - как раз вовремя. Для чего мы приходим в Храм? Покреститься, повенчаться, исповедаться, покаяться, причаститься. То есть в самые важные моменты своей жизни. Нас приносят туда совсем маленьким, чтобы приобщить к Богу, получить Ангела хранителя. Приходим получить благословение на брак. На добрые дела в мире этом. И, в конце пути - нас приносят сюда же, чтобы проводить в путь вечности. И тогда этот "тупой поп" один только находит самые важные, нужные слова, - те, которые дадут утешение, прощение и надежду.

     Если пришел человек рано - хорошо. Есть еще время для исправления путей своих. А если поздно...

     Вера все равно живет в душе у каждого человека, она чаще всего просто спит где-то на дне ее, в самом уголке, куда отодвигаем Бога. И в какой-то момент она просыпается. И тогда губы непроизвольно произносят: "Господи! Господи..." Что скажешь тогда Ему? И что ответит Он? Не знает никто. Кроме, возможно, тех, кто стоит немножко поближе к Нему. Святых отцов, пророков. И - "попов на мерсах", которые в основном все же ходят пешком или ездят на стареньких подержанных машинках, но которые хоть как-то,  все же стремятся познать Истину и донести ее до ушей тех, кто не желает слышать ее. Погрязая в своих зависти, гордыне и иже с ними.

     И почему, собственно, священники должны ходить пешком, в рубище, и питаться сухой коркой? Они в общем такие же люди, как мы все, грешные. У них есть семья, дети, которых надо косить и одевать. Да, " мерсы" - это может быть искушением для завистливых людей. Но не будет ли для них ещё большим искушением видеть этих батюшек и их детей оторванными и голодными?! Будут говорить: вот, мол, не престижно, значит, быть человеку в церкви, не идёт на пользу вера, Бог не помогает!

     Искушаемый человек везде увидит то, что будет искушать его.

     И прежде чем судить кого-то нужно заглянуть сначала в сердце своё, и увидеть, что в нем, и в мысли свои: откуда они? Кем и чем навеяны?

     Сказано же:"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе,а злой человек из злого сокровища выносит злое"(Мф.22-35). А многие люди и из доброго сокровища могут вынести злое!

      И ещё можно добавить: о "попах на мерсах" в основном судачат те, кто ищет себе оправдания для того, чтобы не ходить в церковь, не утруждать себя особыми духовными подвИгами. А те, кто по-настоящему верует, идёт в Храм к Богу, а священник для них - это посредник между ним и Творцом. И на чем он приехал в Храм, и в чем был одет - это совершенно не важно...