Содержание романа Чужой Город

Олег Ларионов
                СИНОПСИС ИЗДАТЕЛЬСТВА

     Роман Олега Ларионова «Чужой Город» - жестокая реальность конца прошлого и начала нового века, реальность, возведенная до символа. Прекрасный и идиллический, вобравший обаяние и силу всех громадных городов Земли, однажды Город превращается для героя в монстра, отнимающего самых близких ему людей. С горечью когда-то восторженный юноша видит, как страна и многие, очень многие, одурманенные долларом, забыв о величии, но и хрупкости жизни, следуют по дороге, ведущей в западню.
                Издательство  «Русь», Вологда, 2008 г. ISBN 978-5-87822-298-3


        «The Alien City» is a novel telling a story of cruel reality of the last and the new century, the reality which became even a symbol. The City is beautiful and idyllic, it took charm and strength of all large cities of the Earth -  one day  the hero sees this City as a monster, taking his closest people away.  Enthusiastic before, the young man sees with bitterness the country and many people stupefied with a Dollar, having forgotten about the greatness, but also the fragility of life, walk down the road which leads to a trap…

           «The Alien City». Raleigh, North Carolina, Lulu Press, Inc, USA, 2013.
                ISBN 978-1-300-67579-2



               КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА О. ЛАРИОНОВА «ЧУЖОЙ ГОРОД»

                Книга первая. СЕМНАДЦАТИЛЕТНИЙ.
                Конец 80-х годов ХХ века, Советский Союз, Россия.

          Семнадцатилетний юноша из провинциального городка Серебряные Родники Игорь Белоризцев приезжает в молодежный пансионат на море, расположенный неподалеку от громадного мегаполиса - Города. Здесь он встречает старшего друга Дениса Лихотина, поэта и гуляку, студента университета.
          Романтичного и впечатлительного Игоря увлекает все – круговерть приключений в Городе, который рисуется ему духовным Эдемом, прекрасные девушки – сначала таинственная платиновая блондинка, потом задорная красавица Лариса, сокурсница Дениса. Неглупая и жизнерадостная компания убеждает его поступать в университет. И он следует ее совету.
          Поступив в университет, в начале осени он едет вместе с Ларисой в составе студенческого отряда в сельскую местность на уборку урожая. Их дружба готова перерасти в нечто большее; оба понимают, что безудержные чувства тянут их друг к другу… Но по возвращении в Город, в университетскую жизнь, почти все меняется. Игорь осознает, что ошибся в выборе профессии, учеба его угнетает, а Ларису он видит лишь урывками. Отныне он ощущает себя лишь ничтожной шестеренкой в бездушном гигантском механизме – Городе, в котором нет и следа от былых фантазий и вдохновения. Игорь понимает, что нужно бежать от всего этого, но куда – не знает.
          У него появляется новый «друг», провокатор и мошенник Слуцкий. В обществе его и его сомнительных знакомцев он и проводит свою «прощальную гастроль» перед отчислением из университета – на грандиозном и бесшабашном празднике посвящения в студенты. Приревновав Слуцкого к Ларисе, Игорь избивает его, а потом уходит из студенческого общежития в ночь, в никуда. И с ним случается несчастье – он попадает в автокатастрофу.


                Книга вторая. ПОИСК ЦВЕТА.
                Средина 90-х годов ХХ века, Россия.

          Проходит семь лет. Советский Союз распался. Вернее, его развалили, и как это мерзко и подло делалось – есть несколько слов в романе. Для Игоря Белоризцева многое позади – несбывшиеся мечты о Городе, чудесное возвращение из мира теней, служба в армии. Главное – он духовно обрел себя, стал художником. Однако новая страна изменилась. Одна из главных ее идей – социальный дарвинизм, и человек человеку отныне в ней не брат, а – волк. Правда, Игорь еще не подозревает этого.
          Сейчас Игорь Белоризцев приехал в старинный монастырь на Северо-Западе страны. Здесь Игорь, к своему изумлению, встречает Ларису. В ее жизни тоже произошли изменения. Теперь она профессиональный реставратор старинных икон. И она одна.
          Их чувства, их любовь вспыхивают с новой неодолимой силой. И вскоре после этой встречи они живут вместе – в Городе.
          Творческая карьера Игоря складывается самым благоприятным образом. Его картины экспонируются на выставках, о нем пишут крупные газеты. У Ларисы и Игоря появляются влиятельные друзья – скульптор Вадим Широков, известный портретист Орляков. Постепенно в орбиту своей жизни их вовлекает Петр Глотов. Он художник, и одновременно коллекционер антиквариата. Но Игорь с Ларисой пока еще не догадываются, кто он на самом деле – коварный искушенный делец, отсидевший в тюрьме организатор преступного сообщества, занимающегося кражами раритетов. Хитрый и искушенный Глотов, расположив к себе своих новых поклонников, «втемную» использует их. По просьбе Глотова Игорь пишет копии икон якобы для коллекции. А много позднее выясняется, что он «старит» их по определенным технологиям и продает на «черном рынке».
          Глотов становится депутатом и обретает серьезную власть. При этом он не брезгует никаким криминальным бизнесом. При странных обстоятельствах погибает скульптор Широков, сгорает его дом, а земля через посредников чудесным образом оказывается в собственности Глотова. Воспылав страстью к Ларисе, Глотов уговаривает ее бросить Игоря и уйти к нему. Но получает отказ. Вскоре Игорь разоблачает его махинации с иконами, и отказывается работать на него. Все это у мстительного и беспощадного Глотова вызывает ярость и ненависть к обоим. В их жизни начинают происходить неприятности. Игоря избивает группа неизвестных. Картины Белоризцева снимают с выставок, о молодом художнике «забывает» пресса, об Игоре и Ларисе распространяются нелепые и мерзкие слухи, в Союзе художников от них шарахаются, как от чумных.
          Однажды в мастерскую Ларисы на реставрацию поступает очень редкая и дорогая икона. И однажды Лариса не возвращается домой. Представители органов правопорядка сообщают Игорю, что икона была похищена, на Ларису совершено нападение, ее состояние тяжелое, и она находится на излечении в палате интенсивной терапии.
          Когда, наконец, Игорю разрешают увидеться с Ларисой, она не узнает его. Игорь отныне чужой для нее человек.
          Загнанный в угол страшной депрессии, мечась в логических поисках происшедшего, Игорь понимает, что здесь Глотов выступил в качестве наводчика, и преступление было осуществлено чужими руками. Он вламывается в депутатский кабинет Глотова, кроша все на своем пути… Но его порыв бессмыслен. И вскоре Игоря подвергают административному аресту на пятнадцать суток. Отбывая сутки, он думает лишь о Ларисе и о том, как отыскать истину.
           Выйдя на свободу, Игорь сразу приезжает в больницу. И Лариса, придя в себя, впервые понимает, кто он такой. Это вызывает у Игоря порыв надежды. Но выглядит Лариса очень плохо, и говорит ему, словно прощаясь: «Помни меня, помни все».
           А через несколько дней он узнает о ее смерти.
           На девятый день после похорон на лютом морозе стоит он у могилы любимой. Отныне путь его разрушен и перечеркнут, будущее не имеет никакого значения, а Великий Город, о котором он мечтал, оказался оборотнем. Внезапно тяжелая рука ложится на плечо Игоря. Это Орляков. Он дает понять ему, что более никто не верит лжи, которую распространял Глотов. Более того, Глотова уличили во многих темных делах. И герой понимает, что должен найти в себе силы, чтобы бороться за правду до конца.





                ЗАКУЛИСЬЕ ЧУЖОГО ГОРОДА
                (вместо предисловия)

     Роман Олега Ларионова «Чужой Город» – не романтическая фантастика, как может показаться по первым страницам пролога, – но жестокая реальность конца прошлого и начала нового века, реальность, возведенная до символа. Автор в разговоре со мной обронил как-то: «Образ Города собирательный. Это не Москва, не Питер, не Нью-Йорк. Это символ, хотя в нем есть нечто от всех этих мегаполисов, даже узнаваемое...».
     А еще гигантский город – своего рода психоделический контур, по которому последовательно проходит двойной излом: камерный и социальный. Сначала в мироощущении семнадцатилетнего, заблудившегося в поисках вечных истин, смысла жизни, друзей, любви, самого себя, наконец. И потом, когда герой взрослеет – в величайшей трагедии, разрушении могучего государства, развале Союза. Вот тогда и Город, и страна становятся для многих чужими.
     Манера письма в романе существенно отличается от повестей и рассказов О. Ларионова. На мой взгляд, автор избрал здесь единственно верную для подобного замысла лиро-эпическую форму повествования. Не случайно поэтому части романа именуются «книгами».
     Ось романного повествования держится на судьбах главных героев: Игоря Белоризцева, его любимой –  реставратора старинных икон Ларисы, их старшего друга Широкова, и их антипода, дельца от искусства, занимающего высокое положение в обществе (даже депутатом избран) – Глотова, олицетворяющего весь преступный мир, которому раз плюнуть –  убрать любого, кто посмеет не подчиниться ему или не будет заодно в его аферах.
     Прекрасный человек – Вадим Широков. Настоящий друг, мудрый, смелый. Но он бессилен в противостоянии с Глотовым… А сколько захватывающих страниц в романе о любви Ларисы и Игоря, созданных друг для друга, так и не ставших счастливыми, потому что щупальца Глотова достали и Ларису, имевшую дело с редкими и очень дорогими иконами…
      Многие страницы романа посвящены искусству, живописи. Но это только так кажется. Ткань романа – взволнованный рассказ о нас в этом безумном мире. «С августа девяносто первого миром всецело правит капитал. Отнюдь не доброта. Отнюдь не любовь. Не правда. И не справедливость… Задача наших ненавистников – искусство разрушить, вкус уничтожить… Тогда и страну легче будет добивать».
     И тревожно звучит признание Игоря Ларисе в одной из заключительных глав: «Кажется, Лор, только сейчас до меня стало доходить, какую опасность несут большие деньги, если они принадлежат мерзавцам. Даже праведники нанимаются к ним за гроши и исполняют кощунство, не ведая того...».
      После многих разочарований, свалившихся на Игоря, становится понятным, почему Великий Город, так привлекавший героя и ему подобных, Город, представлявшийся для него идеальным, в конце романа превращается в монстра, навеки отнимающего самых близких людей. А там, где должны править творчество и идея, бал правят дельцы от искусства и хищники. Мир переворачивается, но герой не сломлен, хотя ему невыносимо тяжело смотреть на то, как спровоцированная врагами России крошечная часть ее расстреливает Дом Советов, и как приземистый свиноподобный человечек протягивает палачу-танкисту толстую пачку денег (сюжет картины художника Широкова, немедленно снятой с выставки).
     Не призрак ли денег-долларов одурманивает миллионы людей в столицах мира, чтоб у многих из них отнять потом последнее, вместо того, чтобы дать им работу, бесплатные места в учебных заведениях и клиниках, а главное – глубоко осознанную веру в Справедливость и силу своей страны? Не они ли лишают миллионы достойной человека жизни?
      Своим творчеством Олег Ларионов ставит эти и многие другие, зачастую «не модные» ныне у парадных фасадов вопросы, и дай Бог ему новых успехов на этом благородном пути.

                Александр МОСИЕНКО, заслуженный работник культуры
                Российской Федерации,
                член Союза писателей и Союза журналистов России