О Козельщанской иконе Божьей Матери ч. 1

Николай Мринский
С давних времён с особой любовью и надеждой возносят православные люди свои молитвы к Пресвятой Деве, Богородице, Царице Небесной. Во всех скорбях и печалях уповают на её всемилостивое заступничество. Много написано икон, прославляющих Её материнский подвиг, но наиболее чтимые между ними - это чудотворные. Это прежде всего те, через которые Иисусом Христом, Богородицей или какими-либо святыми были явлены чудеса. Важно понимать, что не сама икона, не доска, на которой она написана, а именно Божественная сила творит чудеса, но через посредство отдельных, наиболее за это чтимых образов. Такие святыни - большая редкость. В их честь возводятся храмы, монастыри и устанавливаются особые дни праздников. Одним из таких образов является Козельщанская икона Божией Матери. В полной мере её почитание на Руси началось достаточно поздно, с XVIII в. Это связано с особыми милостями, явленными тогда. Достаточно вспомнить целый ряд военных побед. Казанское и Крымское ханства, Ливонские земли ощутили силу русского оружия. И чаще всего свою милость Божия Матерь являла через иконы, которые и нареклись за это чудотворными. К характерной особенности лика Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Козельщанской относится -  иконописный тип одигитрия, с небольшими размерами, всего 35,2 х 26,4 см, исполненная на деревянной дощечке. Согласно общепринятому мнению искусствоведов, она имеет итальянское происхождение, хотя прославилась в России и Украине.

Богомладенец Христос на Козельщанской иконе изображён полулежащим на коленях Пресвятой Девы. Её голова лишь слегка прикрыта усыпанным звёздами мафорием. Открытое чело Богоматери, а также крест в правой руке Предвечного Дитя, характерны именно для западной иконописной школы. Справа на столе, художником изображена чаша с ложечкой и, толкование этой незначительной детали может иметь двоякое значение. Образ сосуда фигурирует во многих текстах христианских молитв и песнопений, прославляющих Пречистую Деву. В частности, в широко известном акафисте его именуют «чашей, черплющей радость». То есть это символ принесения Богоматерью радости миру. Чаша и лжица (маленькая ложечка) на столе перед Богородицей можно воспринять и, как намёк на открытое Иисусом для людей таинство Причащения, которое может стать вратами для входа в царство Божие. Но если взглянуть иначе, напрашивается мысль о жертвенности самого Сына Божия, который отдал плоть и кровь для спасения рода человеческого. Итак, пару версий, относящихся к появлению святого образа Козельщанской иконы Божией Матери, фото которой перед вами. В период царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась при дворе молодая итальянка. Имя её история не сохранила, но известно, что пришлась она по нраву матушке-императрице и была возведена в ранг придворной фрейлины. Именно она привезла из Италии образ Пресвятой Богородицы, которому впоследствии суждено было прославиться под именем Козельщанская.

Вскоре к молодой фрейлине воспылал нежными чувствами один из приближённых гетмана Полуботка, Сиромах. Сыграли свадьбу. Свадебный подарок, полученный молодыми от Елизаветы Петровны, был поистине царским - обширные земельные угодья в Полтавской губ. Отныне они стали родовым владением семейства Сиромахов, а икона, привезённая из Италии, - их семейной реликвией. Следующая версия связана с фамильным преданием: «... икона эта, написанная в италианском стиле конца XV или начала XVI столетия, принадлежала супруге запорожского войскового писаря Сиромахи, выходца из Полесья. Он вместе с гетманом Полуботком в 1764 г. подписали акт окончательного присоединения Малороссии к Русской Державе. Сиромаха был пожалован землей и, по желанию императрицы, женился на одной из её фрейлин, происходившей из италианского рода». От этого брака пошёл род графов Капнистов. Кстати, один из участников восстания на Сенатской площади в 1825 г. Н.И. Лорер (1795-1873 гг.) родился в большой семье (у него было ещё 2 брата и 5 сестёр) помещика Херсонской губ. – Ивана Ивановича и Екатерины Евсеевны Лорер (урожд. Цициановой). После смерти отца будущий декабрист с 1812 г. воспитывался в имении П.В. Капниста в Полтавской губ. Ссылку отбывал в Таманском гарнизонном полку и не только. Был хорошо знаком с М.Ю. Лермоновым. В следующем веке, точнее во второй его половине, по завещанию земли переходят во владение Павла Ивановича Козельского. Созвучно его фамилии, главное село в его честь было переименовано в Козельщину.

На протяжении всей его жизни образ Богородицы оставался в имении. Следующий этап истории знаменитой иконы относится к концу XIX в. Владельцем имения в это время был граф Владимир Иванович Капнист, к которому земли и усадьба перешли по дарственной от прежних владельцев. Семья Капнистов была набожной, жила мирно и счастливо среди садов и полей Полтавщины, молясь образу Пречистой Божьей Матери и испрашивая её благословения. Но попустил им Господь страшное испытание. В 1880 г. случилось несчастье. Дочь хозяина, Мария, спускаясь по лестнице, случайно подвернула ногу. Этой, казалось бы, мелкой травме не придали значения. Когда же боль усилилась, обратились к местному врачу. Тот диагностировал вывих и наложил гипсовую повязку. Боль не утихала, и повреждённая нога заметно искривилась. Пришлось прибегнуть к помощи харьковского врача, более квалифицированного. Тот подтвердил диагноз и для лечения, попытался использовать применявшийся в те годы башмак особой конструкции. Однако, несмотря на принятые меры, состояние больной графини не улучшилось. Более того, появились те же болевые симптомы и сильное искривление в правой ноге. Харьковский врач распорядился надеть и на вторую ногу такой же башмак и везти Марию на Кавказ, надеясь на целебные свойства горного воздуха и минеральных вод. Но кроме новых мучений, путешествие не принесло ничего. В скором времени болезнь перекинулась на руки девушки. Они потеряли чувствительность и перестали двигаться.

В довершение бед появились сильные боли в позвоночнике. Мария стала полным инвалидом. Горю несчастных родителей не было конца. В 1880 г. они повезли больную дочь в Москву, надеясь на помощь известных в то время врачей. С ними отправилась и Козельщанская икона Божьей Матери. О чём молятся в подобных случаях безутешные родители? Безусловно, о помощи. Но поездка принесла только новые мучения. Последней надеждой был знаменитый профессор Шарко, но он практиковал в Париже и не предполагал скоро возвратиться в Россию. Владимир Иванович остался в Москве, а Маша с матерью вернулись домой, условившись, что им будет сообщено о возвращении доктора, и они сразу же приедут. Но поездке не суждено было состояться. Когда телеграмма о приезде профессора была получена, мать и дочь приступили к сборам в дорогу. 21 февраля 1881 г. произошло чудо, изменившее жизнь семьи Капнистов. Перед самым отъездом Мария опустилась на колени перед их семейной реликвией, образом Божьей Матери, почистила на ней ризу и, прильнув всем телом, стала молиться. В эту молитву она вложила всю силу своей веры и упование на помощь Пречистой Владычицы. И молитва её была услышана. Остались воспоминания современников, написанные с её слов. Из них становится известно, что, внезапно Маша почувствовала сильную боль в позвоночнике, настолько сильную, что в первый момент лишилась чувств. Когда сознание к ней вернулось, то девушку переполнило ощущение чего-то необычайного и сверхъестественного, происходящего с ней в те минуты.

Она вдруг почувствовала тепло жизни в руках и ногах. Пропала боль в позвоночнике. Ещё не веря себе, она радостно закричала, и на её крик сбежались домочадцы. Срочно привезли доктора, который снял с неё уже ненужные башмаки. Мгновение - и впервые за долгое время Мария сделала несколько неуверенных, но самостоятельных шагов. Вскоре был отслужен благодарственный молебен. Через несколько дней уже крепко стоящая на ногах девушка и её мать отправились в Москву, взяв с собой чудотворный образ. Московские врачи, повторно осмотрев девушку, констатировали полное выздоровление и заявили, что с научной точки зрения подобный феномен объяснения не имеет. Даже самые законченные скептики были вынуждены признать - произошло чудо. Москва и в те годы была большим городом, но слух о явлении новой чудотворной иконы облетел её с поразительной быстротой. Козельщанская икона Божией Матери в Москве оказалась во второй раз, но теперь толпы паломников стекаясь к гостинице, где проживала семья графа Капниста. Они буквально заполонили и все окрестные улицы, дабы поклониться иконе. В марте 1881 г. по благословению преосвященного Алексия, её временно установили для почитания в одном из московских храмов и, икона прославилась многими чудесами и исцелениями. Их записывали в специальную книгу. К примеру, одна из заметок гласит: - перед Козельщанской иконой Богоматери исцелилась слепая девица, которой Царица Небесная явилась во сне.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2021/05/26/1238