Седые дали ноября

Михаил Поторак
…В седые дали ноября
Уходят ветлы, как слепые…
                Борис Пастернак

1.
О, сколько стало кругом туману! О! Не сказать, что прямо  уж совсем ничего не видно,  но и видимою эту явь назвать нельзя. Человека, допустим, от курицы ещё можно отличить,  ежели хорошенько приглядеться, а вот хорош этот человек или  дурён – этого уж не разберёшь. Вдруг он вообще какая-нибудь  сволочь? Хотя нет, не сволочь.  И не человек это вовсе, а всё-таки курица, или, может быть, соседский мотороллер. Плохо видно, плохо. Всё торчит какими-то невнятными силуэтами, вызывая  в душе моей печальное недоуменье и ленивую опаску. Иногда только выскочит из белёсой мглы живая собака и погавкает ярко и горячо, аж сердце слегка согреется, и вернётся ко мне ненадолго дар человеческой речи. Высунусь краешком себя из хладной сырой немоты и скажу: «Здравствуй! Здравствуй, собака! Погодка-то, а?»

2. Есть на свете три вещи, которые у меня никогда не получались сами по себе. Это петь, танцевать и носить шляпу. Они у меня получаются,  только если я притворюсь кем-то другим, стану играть роль.  Легко и с удовольствием танцую я на сцене, изображая, например, медвежачий вальс или обезьянье танго, и шляпа на сцене мне вполне идёт. А в обычной жизни танцевать я терпеть не могу, мне неловко, скучно, ритм теряется, а ноги путаются. И шляпа ужасно довлеет над обыденным моим лицом, глуп и нелеп становлюсь я под шляпою. Да и хрен бы, в общем, с ними, – со шляпой и танцами, не очень-то и хотелось, но вот петь-то я люблю. Однако не умею. И приходится притворяться кем-то умеющим, тогда частично получается.
Давно лелею  мечту устроить кукольный театр, где все куклы были бы сделаны из носков. Алёна сделала мне одну куклу на пробу – забавного такого полосатика  с драматическими бровями из шпагата. Его зовут Муфль, и он поёт моим притворным голосом. Поёт «Ай, колокольчики, бубенчики ду-дуу…», «Их хоб дих цу фил либ» и почему-то совершенно дамскую «Les om qui passent, maman…»
Муфль уже выступил перед Алёной, мамой, Лёнькой, перед шестым классом и немножко перед девятым. Сегодня начал выступать перед котом и получил от него по морде. Ладно, если коту  внешность Муфля не понравилась, носок переживёт. А если голос? Голос-то мой! Обидно.

3.
В тяжких переводческих муках пребываю. Мучаюсь, когда текст оригинала плох, но ещё более, когда хорош.  Сейчас – очень хорош, и это мучительно для меня. Всё мне кажется, что я не так сказал, что упустил подсмыслы, интонационные оттенки, делающие фразу живой и интересной. По многу раз проговариваю вслух, пока расставлю нужные слова в нужном порядке.  И вот заканчиваю перевод и принимаюсь вычитывать опечатки. И всё сначала заново переделываю, всё! Всю пьесу! Каждую реплику! Вот насколько легко, без малейших усилий пишу свои записки, настолько трудно перевожу. Словно это и не я вовсе, а кто-то другой, дотошный и придирчивый, даже чересчур.  Впрочем, именно так я спектакли ставил в студии. Каждый звук, каждый жест, каждое движенье лица… Бедные дети. Вот мне теперь расплата.  Но люди, какое счастье работать с таким материалом! И мучиться вот так. Я как будто снова в театре играю, как когда-то. Все роли играю в этой пьесе и ещё и в зале сижу одновременно, и это смотрю. В некоторые моменты тот я, который в зале,  даже аплодирует тому, который играет. «Браво! – кричит – Ай, молодец, Поторак!» Но чаще сопит загадочно. И не поймёшь со сцены, нравится ему, паршивцу, или нет.

4.
Ещё ноябрь, а у нас уже зима началась, всё в снегу. В школьном дворе играют, конечно, в снежки. Младшие дети лепят снеговиков, а старшие пацаны потом приделывают снеговикам анатомические подробности. Не вполне успешно приделывают, подробности всё время отваливаются или рассыпаются.  Это мне девочки рассказали. «Вот,  – смеются,  – дурачки наши мальчики!» А потом бегают посмотреть, получилось у дурачков или нет. Нет, не получается,  слишком сухой снег.
Через несколько дней закончится эта осень. Чёрт, как быстро стали они заканчиваться. И пожить я в ней толком не успел, а уже всё.  Грустно как-то. Однако  погрустить вдоволь я тоже не успел, опять прибежали девочки, возмущённо хихикая.    «Михал Палыч, – пищат – они ему туда воткнули шишку! Дураки!»