Штрихи к портрету. Кипренский портрет Авдулиной

Алина Алексеева-Маркезин
    О.А.Кипренский Портрет Е.С.Авдулиной(1788-1832)1822-23г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Вернувшись в 1823 году в Россию, Кипренский в числе других своих произведений выставил в Эрмитаже и портрет Авдулиной. В следующем году картина появилась на выставке в Академии художеств.

            Современники высоко оценили работу художника: «Портрет супруги генерала Авдулина с отличными достоинствами... кажется, сходство должно быть совершенно, ибо в физиогномии есть душа и какой-то особенный характер, печать натуры, а не идеала или случайного выражения. Портрет весьма окончен. Руки написаны и нарисованы прекрасно. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом».
    
 Его смело можно отнести к числу наиболее блистательных изображений в русском искусстве первой половины XIX века.
      
       Портрет этот — одно из самых поэтических созданий Кипренского. Недаром современник, увидев портрет Авдулиной, говорил, что «в ее физиономии есть душа».
А другой современник утверждал, что в этом портрете «особенно достойны замечания руки..., округлость тела и свет сделаны мастерски. А как символичен теряющий свои лепестки левкой, стоящий в стакане с водой!..»

        С цветком сопоставлен и образ самой героини — одновременно хрупкий и холодный. Взгляд, направленный мимо зрителя, придаёт её лицу выражение отрешённости. С виртуозным мастерством изображены детали костюма — жёлтая узорчатая персидская шаль, жемчужное ожерелье, кисейный чепец.
    
     Её руки сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне Леонардо да Винчи, которое Кипренский видел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.

      Однако пейзаж у Кипренского — это не выписанный во всех деталях ландшафт и не изображение конкретного города, а неясный, романтический вид.

     Характер образа — элегический, минорный. Портретируемой, кажется, свойственна внутренняя сосредоточенность, некоторая отчужденность, что остро ощущается в жесте плотно сомкнутых рук, в замкнутости силуэта фигуры, в пластической четкости форм. Колорит построен на сочетании желтых, белых и черно-серых тонов, рисунок отличается большой точностью.   

      Художнику удалось передать богатый внутренний мир своей модели. Имея перед собою один только портрет, можно представить себе всю жизнь этой, безусловно, незаурядной женщины.

      Авдулина Екатерина Сергеевна (1788-1832) - внучка купца-миллионера Саввы Яковлева и дочь С.С.Яковлева, действительного статского советника и кавалера нескольких орденов.

      Замужем за генерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка А.Н.Авдулиным, который был близок к миру литературы и искусства. Деятельный член Общества поощрения художников, он постоянно присутствовал на заседаниях Комитета общества, в делах которого подпись его фигурирует часто.

       Авдулины жили "на широкую ногу", устраивали балы, на которые приглашали интересных людей. Вот одно из мемуарных свидетельств, датируемое 24 ноября 1825 года:
     «Завтра будет очень большой бал у некоего Авдулина... Он женат на очень богатой женщине, они только что вернулись из заграницы, они из серого общества, но все же, говорят, он устраивает замечательные праздники».

           На балах Авдулиных бывал и Пушкин. В письме П.А. Вяземского к жене из Петербурга от 7 мая 1828 года можно прочесть следующее:
«...вчера на балу у Авдулиных совершенно отбил он (Пушкин) меня у Закревской, но я не ревновал».

      В 1822—1823 годах жил с семьей в Париже в «Отеле Бурбон» на Рю де ля Пе. Актриса А. М. Каратыгина вспоминала:

"С семейством генерала Авдулина были мы давно знакомы и подружились с ним ещё более во время годичного пребывания нашего в Париже... припомню с удовольствием, что в числе соотечественников наших, посещавших в одно время с нами Авдулиных, в 1823 году, видела я родителей известного нашего писателя Ивана Тургенева."