Наш агитфарфор

Татьяна Кочегарова
Моршанский историко-художественный музей если не рождён революцией, то имеет её в крёстных родителях определённо. Основатель музея Пётр Петрович Иванов неоднократно предлагал, купцам, так сказать отцам-основателям города, открыть в Моршанске музей, основу которого составит собранная им коллекция древностей. Практичные купцы выгоды в основании музея для себя не видели. Помощь пришла с совершенно противоположной стороны. Учитель рисования Василий Лотиков, давний товарищ Петра Петровича по занятиям живописью и революционер со стажем замолвил слово перед новой властью и в 1918 году под музей было выделено одно из лучших зданий города. Это был первый народный музей в уезде. Сегодня Моршанский историко-художественный музей находится в сложном положении с одной стороны – затяжной ремонт, осложняющий существование, а с другой ответственность и желание ознакомить с нашими прекрасными коллекциями как можно больше людей. Так, например, музей в числе своих коллекций имеет и коллекцию агитфарфора. Основная его часть приобретена в 1938 году  в Москве, после грандиозных событий 37-го года. Я сейчас говорю не только о начале витка массовых репрессий, но и о  выборах в Верховный Совет СССР, двадцатилетии революции, юбилее пионерской организации, знаменитом перелёте Чкалова.

Мы с вами, живя и работая в 21 веке, зачастую  не подозреваем, какие корни у тех или иных эвент-акций, не задумываемся о рекламных ходах, удачно апробированных нашими предшественниками. Так, социальная реклама и госзаказ начала прошлого века оказались увековеченными, простите за тафтологию. Сегодня это уже не просто агитка, и не только политика – это достояние истории.
Большинство экспонатов, относящихся к коллекции  агитфарфора, находились в Моршанском историко-художественном музее, художественном отделе, в пятом зале. Среди них  декоративная ваза с синей глазурью овально-круглой формы с живописью в овале « В дозоре». У военных, тщательно выписанных художником, можно рассмотреть оружие,  бинокль, даже опорки на ногах. Выполнена на Дмитровском заводе, станция Верблки. Агитфарфор, посвящённый теме выборов и годовщинам революции, выпускал преимущественно Дулёвский завод. Особняком в этом ряду стоят бокалы с более современным оформлением, с изображением ракеты и ледокола. Коллекцию агитфарфора 20 века мы решили дополнить лаковой миниатюрой соответствующего содержания. Шкатулки и пудреницы из папье-маше оформляли на Федоскинской фабрике. Бывшие Лукутинские художественные мастерские много лет специализировались на лаковой миниатюре с народными сюжетами, а в первой половине двадцатого века перешли на сюжеты политизированные, идеологически правильные, одобренные. Так у нас представлены работы «Делегатка», «Бойцы», «Чапаев», «Орджоникидзе», «Девушка», «Спасская башня кремля и мавзолей».


Если агитфарфор приобретался при Петре Петровиче, первом директоре музея, то лаковая миниатюра пополнила собрание музея в годы работы второго директора, ученицы Иванова, Прасковье Васильевне Кобзевой. Они дальновидно представляли, что в недалёком будущем предметы агитации или социальной рекламы, приметы своего времени, станут ценными музейными экспонатами.

Приятного Вам просмотра и запоминающегося знакомства. Всего доброго.