Флора и фауна

Станислав Климов
Путейский теплоходик поднимается по своему участку, то и дело «тыкаясь» носом в берега для проведения работ по ремонту, покраске, восстановлению и вырубке этих самых береговых створных знаков. Ребята споро и умело орудуют «мачетами», таким большими острыми ножами, больше похожими на турецкие сабли, кисточками, валиками, ножовками, молотками и гвоздями. Пока, суть да дело, они работают, поднимаюсь на слегка крутой, зеленый, усыпанный незнакомыми, но очень похожими на большой колокольчик, оранжевыми цветами, берег. Ботаника, конечно, предмет хороший и интересный, но школа была так давно и все в памяти не сохранишь, а любознательность распирает узнать название такого красивого загадочного цветка, на тонкой ножке и приятно пахнущего. Срываю один, для ознакомления, а их рядом видимо невидимо, поляна на склоне зеленого берега, ковер ярко-оранжевого цвета, мягкий, пушистый и живой. Только потом, позже, я узнаю, что то была – Саранка – главный, самый красивый и редкий цветок Якутии, являющийся одним из ее символов вечности и процветания, занесенным в «Красную книгу», но все это потом.

Поднимаюсь и захожу в редкую хвойно-лиственную чащу посмотреть на ее обитателей, жителей и земных тварей, представителей Якутской флоры и фауны. Красивый сине-зелено-голубой мох обвил большой толстый ствол лиственного дерева, да так обвил, словно укутал мягкой теплой, слегка кучерявой, шалью, дабы уберечь дерево от всех невзгод, холодов, дождей и всевозможных грызунов лесных, желающих покопаться под корой, кожей лесного жителя. Трава, зеленая и высокая, по пояс, пушистая, совершенно не дает ногам двигаться в нужном направлении, заплетает и обволакивает, цепляет и удерживает, словно «липучка, рубль штучка». Не пускает и все! Еле-еле продираюсь, метр за метром, от дерева к дереву, а вот и кусты красных прозрачных ягод, да так их много, кусты почти красные от спелых плодов, редко проскальзывают зеленые листочки. В основном, красные крупные спелые ягоды.

Нарываю горсточку, тоже пока не знаю, что это, хотя очень сильно смахивают на смородину. Но не стану торопиться, «чем черт не шутит», может, какие ядовитые, несъедобные, донесу до теплохода, ребята местные знают название и назначение, подскажут, что можно с ними делать. Чуть дальше, малозаметно в траве, на низких кустиках, если можно так назвать, сине-черные ягодки, но реже, чем красные. Очень сильно похожи на наши, из средней полосы России, ягоды черники, тоже немного набираю и пора возвращаться на судно, звуковая сирена взывает о том, что створный знак приведен в божеский вид и можно идти дальше по участку. Эх, природа, как с тобой хорошо и приятно, легко и доброжелательно, тихо и уютно, жаль, работа своим пронзительным гудком, испугавшим всю дремавшую в полуденную жару фауну тайги, вдаль зовет, к новым познаниям и удивлениям. Бегу на теплоход…

- Леонидыч, нельзя их рвать, они редкость здесь, в «Красной книге Якутии» занесены, - поясняет мне капитан судна, увидев в руке ярко-оранжевый цветок.
- Да я и сорвал только один вам показать и узнать, что это за цветок такой симпатичный?
- Саранка, или по местному наречию Сардаана, символ Якутии, главная ее красота и гордость, – со знанием старожила местных достопримечательностей пояснил он, давая «задний ход» судну и отходя от тихого приветливого незнакомого доселе берега Алдана в самой его глуши, в самом сердце большой и необъятной Республики Саха…

июнь, 2009