О литературном спектакле ЛЮБ

Елена Горяинова
        Наш вечер 15 ноября 2018 года был посвящен Владимиру Маяковскому и его отношениям с Лилей Юрьевной Брик (урожденной Лили Уриевной Каган). Мы с подругами смотрели литературный спектакль в филармонии из цикла «Великие истории любви» «Л.Ю.Б.».  Маяковский любил Лилю всю жизнь, а она была увлечена в начале их знакомства. А потом любила, как друга, как поэта, посвятившего ей стихи, короновавшего ее, воздвигнув на пьедестал своей музы. Он даровал ей поклонение и осыпал дорогими подарками. Лиля была свободна и непостоянна в амурных делах. Она кидалась в разные романы, но она была постоянна в своей любви к власти над мужчинами. Именно поэтому Лиля всю жизнь держала при себе Осипа Брика -  первого мужа. Потом были другие мужья, но Осип всегда оставался при Лиле до своей смерти. И у Осипа была другая женщина, но между ним и Лилей сохранялась какая-то особая духовная связь. Осипа она выделяла из всех своих мужчин. Писали, что Лиля однажды сказала Фаине Раневской: «Когда умер Маяковский – это умер Маяковский, а когда умер Брик, умерла я».
        Не будучи уже в интимных отношениях с Маяковским, имея разных любовников, она не отпускала его. Лиля, прежде всего,  дорожила своим исключительным правом – быть музой великого поэта. Она спокойно относилась к разным увлечениям поэта. Но когда наступала угроза появления на горизонте новой музы, тут Лиля делала все возможное, чтобы оставаться единственной. А поэт имел какую-то болезненную зависимость от нее.
        Хочу сразу сказать, что не стоит осуждать Лилю Брик за частую смену любовников. Надо иметь в виду особенности того времени. Вместе с социальной революцией в России произошла и сексуальная революция. Еще до революции Троцкий, как идеолог новых интимных отношений, писал Ленину: «Любовное угнетение – главное средство порабощения человека. Пока угнетают, речи о свободе быть не может. Семья как институт себя изжила».  На арену вышла новая женщина с равными с мужчинами правами, активная в общественной жизни, работающая и занимающая высокие посты, отвергающая старорежимные моральные устои, выступающая за свободные отношения между мужчиной и женщиной. И многие уважаемые дамы того времени выступали за раскрепощенность в отношениях полов. Например, идеолог свободной любви - посол молодой советской республики в Швеции Александра Коллонтай. Тогда же в это время появилась теория о простом получении желаемого, «как о стакане воды». В начале 20-х годов существовало такое общество «Долой стыд», выступавшее против института брака, как пережитка буржуазного прошлого. А Лиля Брик вращалась в самых передовых богемных кругах, где априори взаимоотношения полов никогда не были пуританскими. А уж, когда новой властью провозглашается новая мораль, свободная от ханжества старого российского общества, то и поведение женщины в личной жизни без комплексов не вызывало осуждения среди окружающих. Но все это было на заре становления молодого советского государства, когда крушение старых устоев проходило по всем фронтам жизни людей.  В дальнейшем, когда мораль свободных отношений все же не прижилась в советском обществе, и личная жизнь Лили Брик стала с возрастом упорядоченной. Лиля - это дитя своего времени, поэтому меньше всего я хотела бы осуждать ее за бурную личную жизнь в молодые годы. Мне неприятно одно - ее потребительское эгоистичное отношение к поэту, манипулирование его привязанностью к ней.
          Когда Маяковский уезжал заграницу, там, где не было Лили и ее влияния, у него случались красивые страстные романы. Во время пребывания поэта в США он увлекся своей переводчицей – бывшей соотечественницей, эмигранткой Элли Джонс (Елизаветой Зиберт). Элли родила от него дочь Хелен Патрисию, которая стала профессором.  Уже в солидном возрасте она приезжала в Россию на родину отца. Дочь Маяковского жила в Нью-Йорке и умерла в 2016 году. 
          В 1928 году в Париже Владимир Владимирович познакомился с эмигранткой юной красавицей Татьяной Яковлевой. Ей удалось уехать во Францию после революции по официальному предлогу – для лечения от туберкулеза. В Париже она стала моделью благодаря яркой красивой внешности. Она вращалась в богемных эмигрантских кругах: общалась с композитором Прокофьевым, дружила с дочками Федора Шаляпина, общалась с известными художниками. Устроиться в Париже Татьяне помогал ее родной дядя -  известный художник Александр Яковлев. С первой же встречи любовь захватила Татьяну и Маяковского. Очевидцы писали, что когда влюбленная пара заходила в парижское кафе, все обращали на них внимание и не могли сдержать улыбки. Настолько гармонично смотрелись эти двое. Оба высокие (Маяковский говорил, что наконец встретил себе ровню по росту), стройные, красивые. Маяковский пробыл чуть больше месяца в Париже и вернулся на родину окрыленный.
          Если раньше на романы Владимира Лиля не сильно обращала внимания, то тут она заволновалась. Она всегда беззастенчиво писала поэту целые списки того, что он должен был ей привести из заграничных поездок. Диапазон заказов был широк: от чулок до автомобиля. И он выполнял все желания Лили. Привез и автомобиль «Рено», и модные платья, и духи и прочее. К слову сказать, Маяковский был невероятно щедрым человеком по отношению ко всем своим девушкам. А уж ради Лили он готов был на все.
          Еще в студенческие годы я читала в книге Павла Ильича Лавута «Маяковский едет по Союзу» о том, как в Ялте поэт скупил для девушки, которой увлекся, все цветы в магазинах города. Лавут был администратором гастрольных туров Маяковского. Рекомендую почитать  эти воспоминания о поэте. Конечно, щедрый Маяковский не жалел никаких денег на свою музу Лиличку, а она вместе с Осей не стеснялась в желаниях. Но все же не из-за меркантильности испугалась Лиля. Главное, что до встречи с Яковлевой все любовные стихи были посвящены ей – его музе. И вдруг он написал сразу два стихотворения, посвятив их Татьяне. У него появилась не просто новая любовь, а новая муза. Лиля была настолько раскрепощенной и свободной женщиной новой эры, которая наступила после революции в России, что физическая измена в любви ее не сильно трогала, а вот посвящение двух стихотворений другой музе она восприняла, именно, как измену.
Ирония судьбы в том, что Татьяну с Маяковским познакомила в Париже сестра Лили - Эльза Триоле – еще одна муза другого поэта - Луи Арагона. Французский поэт -коммунист стал вторым мужем Эльзы. Маяковский очень хотел, чтобы Татьяна вернулась в Россию,  строил планы. В своем стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» он так и писал: «…вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих». И заканчивается стихотворение: «Я все равно когда-нибудь тебя возьму одну или вдвоем с Парижем».
          Но нет, не суждено. Ему вдруг впервые не дали выездных документов в Париж. Он был подавлен. Злые языки говорили о том, что это постаралась Лиличка, используя свои связи. Но это только лишь разговоры, подтверждения им нет.
Татьяна с нетерпением ждала Маяковского в Париже. До нее дошли слухи о том, что Маяковский собирается в Москве жениться. Кто же пустил такую сплетню? Уж не через сестру Лили - Эльзу Триоле она узнала об этих слухах?! Никто не знает. Но опять же эта мысль назойливо лезет в голову. Татьяна устала ждать и вышла в декабре 1929 года замуж за виконта Бертрана дю Плесси и вскоре переехала с мужем в Варшаву. Эльза Триоле сообщила Лиле о том, что Татьяна вышла замуж. В своем письме, зная, что такое известие принесет боль Маяковскому, Эльза просила сестру не говорить ему о свадьбе Яковлевой. Сама Эльза писала подруге, что Лиля, читая письмо в присутствии Осипа и Маяковского, на одном дыхании с разбега прочитала все. Эльза оправдывала в глазах друзей бессердечность сестры, но всем было понятно, что Лиля намеренно зачитала сообщение, сделав вид, что вышло случайно. Она любила намеренно причинять ему боль. Лиля часто говорила, что страдания идут поэту на пользу, побуждают его создавать новые шедевры.
           Муж Татьяны Яковлевой погиб в мае 1940 года на бельгийском фронте. Спустя несколько лет Татьяна переехала с дочкой и со своим вторым мужем Александром Либерманом в США, где проживала до своей кончины в 1991 году. Она дружила с  Кристианом Диором, Марлен Дитрих. Второй муж Либерман многие годы возглавлял журнал «Vogue ». Татьяна с мужем были известными людьми в Нью-Йорке, вращались в самых богемных кругах, жили в шикарном особняке, не зная нужды.
           До конца жизни Татьяна вспоминала свою любовь к поэту. Ее письма к нему  исчезли. Говорили, что их уничтожила Лиля после смерти Маяковского. Но сохранились письма Татьяны к матери и сестре, где она делится своими чувствами.
Вот как пишет Павел Ильич Лавут в книге «Маяковский едет по Союзу»: « Отношение Татьяны к Маяковскому помогают понять и письма ее к матери: "...Он такой колоссальный и физически и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след". Или: "...С большой радостью жду его приезда осенью. Здесь нет людей его масштаба. В его отношениях к женщинам вообще (и ко мне в частности) он абсолютно джентльмен... Надо любить стихи, как я, и уж одно его вечное бормотание мне интересно. Ты помнишь мою любовь к стихам? Теперь она, конечно, разрослась вдвое".
           Однако,случилось непоправимое: Маяковский не смог получить выездные документы, - всегда это ему давалось легко, - а на этот раз кто-то помешал ему выехать в Париж.   Татьяна с грустью пишет домой: "...Он не приедет в эту зиму в Париж".   
           Событие это двойной тяжестью отозвалось на Маяковском. Исчезла надежда на долгожданную встречу с Татьяной, да и сам по себе факт отказа в выезде за границу ошеломил Владимира Владимировича.    Да тут еще до Татьяны дошли слухи, что Маяковский собирается жениться в Москве.    Произошла размолвка: на последнее письмо Владимира Владимировича (датированное 5 октября 1929 года) она, очевидно, не ответила.    Итак, не дождавшись Маяковского, Татьяна вышла замуж 23 декабря 1929            Татьяна писала матери в Пензу: "...Он всколыхнул во мне тоску по России". Или мы читаем такие строки: "...Когда я бывала с ним, мне казалось, что я в России, и после его отъезда я тоскую сильнее по России"...    Надо полагать, попади Маяковский в Париж осенью 1929 года, быть может, чувство тоски по родине ускорило бы ее переезд в Россию?…………………………………………………………………………………………..
           Спустя много лет после смерти Маяковского сестра Татьяны Яковлевой Людмила воскресила в памяти тяжелые дни, написав матери из Парижа: "...Маяковского я узнала после его приезда из Парижа (в Москве в 1929 г. -- П. Л.). Он меня разыскал и сразу стал обо мне заботиться, как если бы я была уже сестра его жены. Тут же меня спросил, что мне нужно для жизни? Я сказала 2 рубля в день. И он мне давал 60 рублей в месяц... Невероятно сильно переживал разлуку с Таней. Он только и жил тем, что ждал ее писем, и если писем не было, то начинались припадки отчаяния по размерам его колоссального темперамента! А потом случилась драма. Маяковский был убежден, что, приехав в Париж, он увезет Таню, и страшная драма была для него, когда ему отказали в заграничном паспорте и он не смог примчаться и увезти Таню как свою жену".  (П.И.Лавут «Маяковский едет по Союзу»).
            Эти письма опровергают бытующее мнение о преувеличении истории любви между ним и Яковлевой. Мол, вряд ли бы утонченная девушка, выросшая на изысканной поэзии серебряного века, могла влюбиться в грубого пролетарского «горлана, главаря» Маяковского и тем более полюбить его авангардную поэзию.
            Я написала много о последней любви Маяковского, но литературный спектакль был посвящен его отношениям с Лилей Брик. Татьяна, конечно, появляется в конце, но все же пьеса была не об этом.
            Почему так получилось? Наверно, мне очень хотелось, чтобы Татьяна и Владимир были вместе. И вообще приятней рассказывать об их романе. В этой любви не было ничего сомнительного, предосудительного, как в роковых отношениях поэта с Лилией Брик. Красивые, молодые, не обремененные брачными узами влюбленные. От того люди в парижских кафе любовались этой парой, искренне улыбались.
            Но все же, думаю, что для Татьяны окончание их романа было самым лучшим исходом. Можно представить, как бы тяжело ей было бы привыкать к жизни в СССР после ее успешной жизни в Париже. Страшно подумать, что могло бы с ней случиться в период сталинских репрессий. А так она прожила интересную длинную обеспеченную жизнь. Могла спокойно путешествовать по всему миру. Да и с туберкулезом легче было бороться в теплом климате Франции нежели в холодной Москве.
            Литературный спектакль прошел на одном дыхании без антракта. Зал замирал, слушая страстные стихи поэта. Актеры играли вдохновенно. В роли Лили блистала артистка филармонии красавица Алина Воронюк. Прекрасно исполнил роль Маяковского Александр Швачунов. Поставила спектакль на курской сцене снова  артистка филармонии – мастер художественного слова Галина Азиатцева. Она же сыграла Лилю Брик в старости.
Как говорила сама Лиля, Маяковский вопреки своей внешней суровости, громогласности  внутри был большим ребенком, добрым, нежным, ранимым и бесконечно щедрым. Она не могла да и не хотела дать ему любовь и семью, но и не хотела полностью его отпустить. Ей нравилось заставлять страдать поэта, считая, что это пойдет на пользу его творчеству, не стыдясь, пользовалась беспредельной его любовью и щедростью. И какие бы ни возникали в душе неприятные чувства к Лиле Брик из-за этого, надо помнить, как она была дорога Маяковскому. И это надо уважать. В своем посмертном письме он написал среди прочего: «Лиля, люби меня». Также надо отдать должное: Брики, в особенности Осип Брик, сделали очень много в продвижении поэзии Маяковского. Первую книгу стихов издал именно Осип, влюбившийся в стихи поэта. Маяковский в своей посмертной записке завещал заниматься его литературным наследием Брикам. И они прекрасно справились с этой задачей.
Маяковский был разным, противоречивым. Воспевал революцию и искренне ненавидел ее врагов. Клеймил громогласно своих противников, доставалось от него и Михаилу Булгакову и многим другим. Его осуждали за то, что, будучи трибуном революции, ему нравился буржуазный образ жизни: много зарабатывал, любил ездить заграницу, покупал дорогие подарки своим женщинам. А когда он 14 апреля 1930 года застрелился, все поразились. Для многих Маяковский оказался не таким, каким они его считали при жизни.
       Об этом же и написала Татьяна Яковлева  в своем письме к матери, которое приводит П.И.Лавут:  «Мамулечка моя родная! Я ни одной минуты не думала, что я причина. Косвенная - да, потому что все это расшатало нервы, но не прямая, вообще. Не было единственной причины, а совокупность многих + болезнь. (Под болезнью она разумела, конечно, расшатанные нервы, переутомление. - П. Л.) Здесь тоже массу пишут, но как мало знали его - человека. Только теперь многие спохватились и говорят: "А ведь мы просмотрели самое главное, что было в его душе, самое властное, что привело его к такому концу", - и все парижские критики, по-видимому, немного сконфужены бывшим поверхностным суждением. Пожалуйста, береги газеты...".
       Было много причин тяжелой депрессии поэта, приведшей к суициду. Неудовлетворенность в личной жизни. Татьяна вышла замуж, последняя увлеченность – актриса Вероника Полонская тоже была замужем за артистом МХАТа Михаилом Яншиным и не могла всецело быть с Владимиром. В тот период и любимые друзья Брики находились в длительной поездке по Европе. Вероятно, в те дни он особенно ощущал себя одиноким.
       В это время в газетах было много критики его творчества.  Маяковского «прорабатывали» на секретариате РАППа в связи с постановкой его пьесы, делали это мелочно и назидательно. Директор издательства велел изъять  уже из готового тиража журнала «Печать и революция» вкладку с портретом Маяковского и под ним поздравлением: «В. В. Маяковского, великого революционного поэта, замечательного революционера поэтического искусства, неутомимого поэтического соратника рабочего класса, горячо приветствует „Печать и революция“ по случаю 20-летия его творческой и общественной работы». Начальник громко возмущался, что «попутчика» Маяковского назвали великим революционным поэтом. И физическое состояние Маяковского было не самым лучшим. Полтора последних месяца его одолевал грипп. Он жаловался, что уже не чувствует, когда грипп кончается и когда снова начинается. Предсмертную записку он написал заранее. Слова в ней звучали легко и даже с юмором. В некоторых источниках упоминалось, что Маяковский даже заблаговременно отправил Яковлевой телеграмму о своей смерти. Мне кажется, что это из разряда мифов. Ведь известно, что Татьяна вскоре после замужества уехала в Польшу с мужем.
То, что он находился в мрачном настроении, подтверждает и П.И. Лавут, который общался с поэтом почти до последнего дня. За два дня до гибели первый и единственный раз за всю свою жизнь Маяковский сорвал встречу с читателями в МГУ, не явившись на нее. Но и час прощания с жизнью Маяковский откладывал. Не зря же он просил Веронику Полонскую остаться с ним. Она спешила на репетицию в театр, ей впервые предложили стоящую роль, поэтому она боялась опоздать. А Владимир, по-видимому, предпринимал последние попытки зацепиться за жизнь. Вероника вышла, и раздался роковой  выстрел.
Великий революционный поэт, хулиган, агитатор, горлан, как он себя называл, грубый внешне и ранимый внутри, выступавший перед огромными аудиториями и такой одинокий, прожил противоречивую жизнь и оставил часть души в своих стихах.
        Ничто так не говорит о личности поэта, как его поэзия: о том, что он чувствовал, чем жил. И большая часть его стихов посвящена именно Лиле Брик.
Маяковский  короновал свою любимую, о чем сам говорит в стихотворении «Лиличке. Вместо письма». С моей точки зрения конечные строчки этого стихотворения – одни из самых красивых слов, когда-либо посвященных женщине:

Завтра забудешь, что тебя короновал,
Что душу цветущую любовью выжег.
Несуетных дней взметенный карнавал
Растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли
Заставят остановиться, жадно дыша?
Дай хоть последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.

        Ее инициалы ЛЮБ. Если повторять эти буквы непрерывно, то получится цепь ЛЮБЛЮБЛЮ…. Лиля до конца жизни носила кольцо, подаренное Маяковским с гравировкой ее инициалов – ЛЮБ, идущих по кругу и составляющих одно бесконечное «ЛЮБЛЮ».
В возрасте 86 лет в 1978 году Лиля Юрьевна Брик сломала шейку бедра. Не желая быть в тягость мужу, она покончила собой 4 августа 1978 года, выпив заранее спрятанные таблетки. Согласно желанию Лили Юрьевны прах ее был развеян 7 августа в поле под Звенигородом. Теперь на этом месте стоит камень, на котором выбиты буквы ЛЮБ.