Эволюция, адаптации, разум

Виктор Ефременко
                КУЛЬТУРНАЯ  ЭВОЛЮЦИЯ.

                Предложенная   в  книге   модель  культурной  эволюции  человека  основанная  на   функциональных  структурах  мозга -   МЭМах,     репликаторах  культурной  эволюции,  позволяет  понять,  как   передаются  культурные адаптации человека  из  поколения   в   поколение,   как  осуществляется  накопление  опыта   социумом.   А   ведь  именно  накопление  опыта  позволило  человеку  создать  цивилизацию.               
                МЭМы  есть    у  всех  млекопитающих,  но  только  человек  смог   создать  условия  для  их  эффективной  передачи  в  последующие  поколения,  тем  самым,  сделав  культурную  эволюцию  чрезвычайно  эффективной  и,   кроме  того,  развивающуюся  с  ускорением. 
                Хотя   вид  Homo  sapiens  существует  160-180  тыс.  лет,   а  непосредственные  его  предшественники  около  3  млн.  лет,  но  по  настоящему  быстро  человечество  стало  развиваться   на  траектории  культурной  эволюции только  около  300  лет  назад,  когда  отдельные  фрагменты  научного  знания  стали  систематически  оформляться  в    виде  «законов  природы»,  создавая  научную  картину  Мира.
                И.  Ньютон  ясно  осознавал,  что  у  него  были  великие  предшественники.   Он  писал,  что  «стоял  на  плечах  гигантов»  и  подсмотрел  некоторые  закономерности  бытия,  заглянув  через  плечо  у  Бога.   Сейчас  это  воспринимается  как  красивая  метафора.    Законов  природы,   вечных,  абсолютных  и  неизменных   в  строгом  понимании  этого  слова  вообще  не  существует.  Наоборот,  мы  твердо  знаем,   что  все  вокруг  эволюционирует  и  законы  природы  не  исключение.  Древние,   чувствуя  это,   говорили:  «Всё  течет,  всё  изменяется».
                По меткому выражению Карла Пирсона сделанному  140  лет  назад, «законы природы» мы понимаем как описания, а не предписания.
                Таким  образом,  законы  природы  это    модели  в  мозгу,  описывающие  с  той  или  иной  степенью  соответствия  некоторые  фрагменты  реальности.  О  взаимно  однозначном  соответствии (об  абсолютных  законах)  речь  не  идёт.


                АДАПТАЦИИ  В  ЭВОЛЮЦИЯХ.

               Между  живой  и  неживой  природой  нет  высокой  стены.  Одна  плавно  перетекает  во  вторую.  И  та  и  другая  эволюционируют.    Неживая  природа в  процессе  эволюции реагирует  на  изменяющиеся  внешние  условия,  она   тоже меняется   вместе  с  ними.
                «В сильно неравновесных явлениях достоверно установлено весьма важное и неожиданное свойство материи: впредь физика с полным основанием может описывать структуры (их  образование) как формы адаптации системы к внешним условиям. Со своего рода механизмом предбиологической адаптации».  (И. Пригожин).

                Например,  вода.  Если  температура  понижается,  она  замерзает,  превращаясь  в  лёд,  совершая  фазовый  переход и  меняя  свои  физические  свойства.  Появление  кристаллов  льда  это есть  образование  структур при  изменении  условий,  о  которых  писал  И. Пригожин. 
                Возникновение упорядоченных сложных систем обусловлено рождением коллективных типов поведения под воздействием флуктуации, их конкуренцией и отбором того типа поведения, которое позволяет выжить в условиях конкуренции. Как замечает  немецкий физик Г. Хакен, это приводит нас в определенном смысле, к своего рода обобщенному дарвинизму, действие которого распространяется не только на органический, но и на неорганический мир. Самоорганизация, по Г. Хакену, – это «спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса».
 
                Живая  природа  не  просто  реагирует  на  изменение  внешней  среды.  Она  реагирует  так,  чтобы  остаться  живой   по  возможности.   Жизнь  стремится  сохранить  себя.  Для  этого  она  поддерживает  некоторые  параметры  внутри  себя.
   
                Жизнь  имеет  свойство,  которого  нет  у  неживого  вещества -  способность  адаптироваться  в  некоторых  пределах, поддерживая  гомеостаз, сохраняя  себя.
                Для  создания  адаптаций  требуется  отбор  из  возможных  состояний  или  поведений.  Для  поддержания  же  жизни нужен  ещё  механизм  запоминания  полезных  адаптаций (наследование). 
                Так  появляется  знаменитая  триада  необходимых  условий  для  любой  эволюции живого: Изменчивость,  отбор  и  наследование.   Изменчивость  и  наследование  в  биологической  эволюции  обеспечивают  гены.
             Гены  являются  репликаторами  в  живой  природе,  запоминая  адаптации  и  передавая  полезные  в  последующие  поколения.  Естественный   отбор  устанавливает  полезность  адаптаций  в  смысле  выживания  и  распространения.   Поэтому  биологическая  эволюция  без  генов  оказывается  невозможной. 
                С  другой  стороны,  точно  установлено,   что  накопленные  в  течение  жизни  человека  знания,  умения,   навыки  не  могут  быть  переданы  генами  в  следующее  поколение. Таким  образом,  гены  не  подходят  на  роль  репликаторов  культурной  эволюции  человека.
                Но  так  как  культурная  эволюция  человека  это  неоспоримый  факт,  то  должны  быть  и  репликаторы,  осуществляющие  передачу  культурных  адаптаций  в  последующие  поколения. Часто  упускают  из  вида,  что  без  репликаторов  эволюция  живого  невозможна.    И   поэтому,    описывают  эволюцию  культуры,  не   учитывая,  что   она  неживая,  не  может  адаптироваться   сама  по  себе,  что   то,  что  мы  наблюдаем,  есть   культурная  эволюция    человека.   
                На    роль   недостающих  репликаторов   культурной  эволюции   человека  и  подходят  МЭМы.  Так  что  человек    эволюционирует  как  биологический объект  с  помощью  генов  и  одновременно  изменяется  в  ментальном  плане  культурной  эволюцией,  в  которой  репликаторами  являются  МЭМы.  Адаптации  МЭМов  относятся  не  к  морфологии,    а  к  ментальности.
                Так  как  культурная  эволюция  последнего  времени  намного  быстрее  биологической  эволюции  человека  как  вида,  то  для  человека  культурная  эволюция  оказывается более  значимой.


                РАЗУМ.

              Важнейшим  фактором,  сделавшим     эффективной    социальную  эволюцию  человека,  является    появление в  ходе  его   эволюционного развития  достаточного   разума.    Под  разумом  я  буду  понимать:

              Способность  строить  в  мозгу  такие  модели    окружающего  мира,  которые  позволяют  предсказывать  некоторые  события  реальности  не  совершая  самого  эксперимента.

             Наиболее общими закономерностями в процессах передачи, превращения, обработки и хранения информации  занимается новая наука – инфодинамика.   Одно  из  положений  этой  науки  состоит  в  том,  что  сознание, мысли, наука и другие результаты умственной деятельности человека  являются вторичной реальностью т.е. приближенными моделями реального мира.    Однако и они являются объективно существующими информационными системами.  Так  что  приведённое  выше определение  разума   соответствует  научным  представлениям. 
                Мозг  выполняет  разные  функции. Функция  сознания  это  разум.  Подсознание  и  бессознательное  содержат  и  оперируют  информацией,  которая  недоступна  сознанию, но  в  значительной  мере  определяет  поведение  и  мышление  человека.

                Разум  это  функция  мозга   по  обработке  информации,  создающая    образы  и  модели  всего  окружающего.   Разум  это  сознание,  используемое  человеком   для  размышления,  обучения, доступное  для  управления  человеком.

                Если  проводить  аналогию  с  компьютером,  то  разум  это  пространство,  где  непосредственно  решаются  текущие  задачи,  но  есть  еще  огромное  пространство  с  миллионами  строчек  кода  операционной  системы,  которые  определяют,  как  именно  будут  происходить  действия  при  решении  разных  задач.   В  мозгу  подобное  пространство  называют  подсознанием  и  бессознательным. 

              Разум  создаёт виртуальную  реальность  (модели  в  мозгу), на  основе  информации  от  органов  чувств,  ранее  полученной  информации (опыта), изучает её  и  выводы  проецирует  на  реальные  события.   Таким  образом,  достигается  экономия  сил  при  решении  возникающих  проблем.  Постепенно  разум  выходит  за  эти  рамки утилитарных  потребностей,   продиктованных  необходимостью  существования  организма  и  начинает  вокруг  себя  создавать  культурную  среду непосредственно  не  участвующую  в  удовлетворении  утилитарных  потребностей.
         
                Конечно,   разум   позволяет   предсказывать   некоторые  явления  с помощью   моделей   с     вероятностью  меньшей  100%.     Чем  выше  эта  вероятность   в  разных  обстоятельствах,   тем будем  считать,   что  человек более  компетентен  в  определённой  области  или  более  в  ней  разумен.
                Клетки  мозга  это  специализированные нервные  клетки,  созданные  для  ситуативного  управления  всем многоклеточным  организмом  в  соответствии  с  информацией,  получаемой  от  органов  чувств,    накапливаемой  и  систематизируемой  мозгом.
  Если    перевести  на  технический  язык,  то  окажется,  что   в  многоклеточном  организме  присутствуют  контуры управления с датчиками  состояния  и  адаптивными  регуляторами  для  управления  всем  организмом.   
 
                Особенность  этой  системы управления  многоклеточным  организмом   в  том,  что  сами  регуляторы  состоят  из  клеток  с  теми  же  генами  в  ядре,  что  и  в  других  клетках  этого  организма.  Нейроны  можно  представить  как  двухэтажные  клетки.  Внизу  «в  кочегарке»  идут  химические  реакции,  а  между  собой «на  втором  этаже» нейроны  обмениваются  информацией  при  помощи  электрохимических  сигналов.
                Регуляторы (нейронные  комплексы) работают  в  химической  среде,  способной  к  выделению  нейромедиаторов (стимуляторов  активности),  что  вызывает  изменение  работы  самих  регуляторов,  а  значит,  эта  среда   оказывает   давление  на  выработку  поведения    организма. 
                Регуляторы,  реализующие  так  называемое  инстинктивное  поведение   построенные  генами,  создают  то,  что  принято  называть врождённым  характером  поведения.  Не  всегда  оно  уместно  и  допустимо  в    социумах,  приходится  сдерживаться.  Осуществляется  это  сдерживание  культурными  МЭМами,  являющимися  культурными  запретами.
 
                Здесь  следует  обратить  внимание  на  локальность  разума.  Человеческий  ум  не  может  охватить  всю  окружающую  реальность  в  равной  мере,  он  всегда  ориентирован  на  рассмотрение  определённых  областей.  Профессор  химии,    скорее  всего  не  разбирается  в  печном  деле  и  не  является  специалистом  по  Старому  завету.
                Мы  привыкли  оперировать  делением  людей  на  умных  и  не  очень.  Это  достаточно  неадекватное  деление  людей,  в  результате  которого  возникают  досадные  ошибки.
               Утверждение,  что  наше  поведение  детерминировано  генетикой   неверно.  С  философской  точки  зрения  понятно,  что  организация  жизни  клетки  и  многоклеточного  организма  разная,  что  каждый  уровень  организации  имеет  свои  специфические  законы   эволюционирования. 
              И  это  принципиальное  соображение.   Генетика  создаёт  инструменты,  но  работа  инструментов  зависит  и  от  того,  в  какие  руки  они  попадут. 
               Надо  принять  во  внимание,  что развитие  технологий  и  разум  создали   некоторое  экологическое  высвобождение     поведения    человека. Это   создаёт  опасности  для  его  существования,  ведь  большая  степень  свободы  должна  сопровождаться  и  большей  ответственностью  поведения.  А  обеспечить  его  не  получится  автоматически,  как  обеспечиваются  процессы  гомеостаза.  Это  можно  сделать  совместными осознанными  усилиями  людей.  Вот  о  чем  бы  следовало  подумать  управляющим  элитам.  Но  у  них  до  этого  руки  не  доходят.  Простите,  мозги  не  дотягиваются.   Они  решают  только  сиюминутные, возникающие     перед  ними  задачи.