Отмазка от грехов, или Метафизическая коррупция

Локсий Ганглери
Попробуйте сказать современному человеку: «Послушай, хватит покупать индульгенции!» (*)
Хм...
В лучшем случаем, он\а посмотрит на тебя с опаской (или направит к наркологу, психиатру или, хм, куда подальше). Его\её легко понять: ведь римский папа Пий Пятый (звучное имя!) полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Правда, было это еще незадолго до Лютера – так сказать, до начала конца! – а просуществовали индульгенции почти полтысячу лет (с 11 века). Впрочем, история католической Церкви мне совсем не интересна – по крайней мере, дело отнюдь не в ней!..

Тогда, давай, обратимся к нашему человеку в более традиционной манере, не с приказом, а с вопросом: «Когда ты был в церкви (последний раз)?»
За этим последует обязательное либеральное вступление («вера – личное дело, никто не обязан... итэдэ»), а за ним – горькая жалоба на дела и проблемы, нехватку времени и "душевную духоту"... В конце, впрочем, возможен, «оптимистичный финал: «Разгребусь и зайду!» (**)

Нет-нет! человек посещает Церковь. Ну... не то чтобы... – современный человек залетает в храм, и, быстро поставив пару свечей и перекрестившись, доверительно поглядит на икону. Почему «доверительно»? да потому, что она... ах! совсем забыл о главном: надо же деньги оставить.
…Уф, хорошо! – теперь уже можно, того, доверительно!..

Понятно, да? Выдержать пост, выстоять службу, исповедаться в грехах и причаститься Святых Таин – это всё типа «архаика».
А мы – люди современные: не отстоял, а отстегнул. Как с налогом. Только налог – это наверняка, а здесь – на всякий случай. Чтобы «не портить с Ним отношений», как в старой одесской шутке...

...Неважно, сколько ты отстегнул (то есть, пропорционально к своим доходам). Важен – сам подход. А подходец так и называется: ИНДУЛЬГЕНЦИЯ. Говоря современным языком, коррупция.
Коррупция, в которой участвует совесть.

______________

(*) PS. Напомню: слово “indulgentia” происходит от лат. “indulgere” – “терпеть”: толерантное, свободное, отношение к собственным грехам создает основу для главной «добродетели» либерального самосознания. Вместо «Возлюби ближнего своего! – «бро, потерпи этих чуваков!»

(**) Увы! дела не кончаются. А жизнь - таки да...