412 Буи, буи, одни буи! 19 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

412. Буи, буи, одни буи! 19 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенье 19 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане к югу от островов архипелага Вестманнаэйяр (Исландия). Дневная температура: мин.: 9.0°C тепла; средняя: плюс 11.8°C тепла; макс.: плюс 15.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 7.8°C. Восход солнца – 05:18, заход солнца – 21:44 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Бенбесюла айленд остров Бенбекула (Великобритания). В районе пребывания БПК "Свирепый" в Атлантическом океане ("Фареро-Исландский рубеж", англ. GIUK gap) ветер слабый (3 балла), скорость ветра 4 м/с (14,4 км/ч). Лёгкое волнение (3 балла) на море-океане, волны короткие, хорошей красивой формы (как на картинке), средняя высота волн 0,6-1 м, длина - 6 м, гребни волн иногда опрокидываются, образуя маленькие белые барашки и пенистую морскую пену. Однако общее волнение океана чувствуется большими длинными и пологими поднятиями океанской зыби. Атлантический океан в это воскресенье игривый...

Воскресенье 19 августа 1973 года началось на БПК "Свирепый" как обычно, необычным было то, что мы, сначала не спеша, а потом на "ходкой скорости" покинули уютный морской район вблизи побережья Исландии под защитой островов архипелага Вестманнаэйяр (Исландия) и перебрались в район "Фареро-Исландского рубежа противолодочной обороны ВМС США-НАТО (англ. GIUK gap) поближе к зоне действия метеостанции Бенбесюла айленд остров Бенбекула (Великобритания, географические координаты: 57.467,-7.367). Конечно, к территориальным водам Великобритании мы даже не приближались, даже в зону экономических интересов этой страны не заходили, но всё равно в выходной день вдруг прилетел британский патрульный самолёт-разведчик "Нимрод" (конкретно тип самолёта определить не удалось, потому что он пролетал высоко над нами в облаках) и набросал вокруг нас радиогидроакустические буи (РГБ).

Что мы знали о радиогидроакустических буях (РГБ) ВМС США-НАТО? Теоретически - всё, а практически - ничего, потому что мы, БПК "Свирепый", в первый раз были на первой в нашей истории БС (боевой службе) и впервые видели, как с неба на парашютиках сыпались цилиндрические "бомбочки", ныряли в воду, а потом выныривали и покачивались на волнах, как рыболовецкие поплавки. Поймать и выловить их из моря - это была азартная, весёлая и занимательная задачка, которая оказалась совсем не простой...

Невидимый за облаками "Нимрод" (мы определили, что это патрульный британский самолёт "Нимрод", когда увидели его в разрыве облаков) разбросал свои РГБ (радиогидроакустические буи) в стороне, но недалеко от нашего корабля. Конечно, было бы лучше, если один или два РГБ упали бы на нашу палубу, тогда не надо было бы их ловить и вытаскивать из воды, но это был бы откровенный акт агрессии, вместо буёв это могли быть авиационные бомбы и в ответ мы могли бы сбить этот тихоходный огромный натовский самолёт "Нимрод"... Буи РГБ оказались рядом с БПК "Свирепый" и командир корабля приказал старпому капитан-лейтенанту Н.В. Протопопову и вахтенному офицеру так маневрировать кораблём, чтобы подойти относительно близко к этим буям и "выловить парочку".

Британский "Нимрод" помог нам в нашем деле, потому что он набросал более десятка РГБ по пути следования нашего корабля, видимо, натовские разведчики считали или предполагали, что под нами скрывается в подводном положении наша советская подводная лодка. Они же не знали, что мы просто "утекли" с места нашей оплошности со стрельбой из АК-726 по "плавучей мине" (200-литровой бочке) в сторону берегов Исландии...

Натовские РГБ падали в воду, красиво "булькали", тонули, а затем всплывали; из них выскакивали вверх и раскрывались тремя "усиками" тонкие штыри-антенны, распускались в стороны и буи качались на волнах, как поплавки. Было видно, что корпуса этих РГБ были простые гладкие цилиндры и ухватиться за них можно было либо за усики антенны, либо за провод, уходящий в глубину океана к гидрофонам. Сразу же, не сговариваясь и без какой-либо команды сверху, все свободные от вахты матросы, мичманы и офицеры «загорелись» азартным желанием поймать, словить и вытащить хоть один из этих буёв. Я тоже азартно и с восторгом, забыв о всех моих обязанностях на ходовом мостике, побежал на корму и в самой нижней части юта, там, где прикреплён к борту наш длинный трап-сходни, встал и начал фотографировать эти буи.

Атлантический океан где-то далеко штормил, но сюда доходили только «ласковые» крупные по размерам, но без барашков и гребней пологие длинные волны. Они то поднимали буи на уровень фальшборта нашего корабля, то опускали их почти до самого закругления кормового днища корабля ниже КВЛ - конструктивной ватерлинии, то есть линии, разделяющей внешнюю часть корпуса корабля от погруженной в воду части. КВЛ соответствует расчётному полному водоизмещению корабля.

Надо сказать, что КВЛ относится к "главным измерениям" корабля, к которым также относятся:
- диаметральная плоскость (ДП) - вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса корабля;
- плоскость мидель-шпангоута - вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины корабля, на базе которой строится теоретический чертеж (самое широкое место корпуса корабля);
- ватерлиния (ВЛ) - линия пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью;
- кормовой перпендикуляр (КП) - линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера руля с плоскостью конструктивной ватерлинии (на теоретическом чертеже КП совпадает с 20-м теоретическим шпангоутом);
- носовой перпендикуляр (НП) - линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии (КВЛ);
- основная плоскость (ОП) - горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса без выступающих частей (в ТТХ корабля даются размеры корабля по длине, ширине и высоте по этим линиям - КП, НП и ОП;
- длина наибольшая (Lнб) - расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса без выступающих частей;
- длина по конструктивной ватерлинии (Lквл) - расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения её носовой и кормовой частей с диаметральной плоскостью;
- длина между перпендикулярами (LПП) - расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между носовым и кормовым перпендикулярами;
- ширина наибольшая (Внб) - расстояние, измеренное между крайними точками корпуса без учёта выступающих частей;
- ширина на мидель-шпангоуте (В) - расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной или расчетной ватерлинии;
- ширина по КВЛ (Вквл) - наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной ватерлинии;
- высота борта (Н) - вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте от горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута, до бортовой линии верхней палубы;
- высота борта до главной палубы (Н ГП) - высота борта до самой верхней сплошной палубы;
- высота борта до твиндека (НТВ) - высота борта до палубы, расположенной под главной палубой. Если имеется несколько твиндеков, то они называются второй, третьей и т. д. палубой, считая от главной палубы;
- осадка (Т) - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости конструктивной или расчетной ватерлинии;
- осадка носом и осадка кормой (Тн) и (Тк) - измеряются на носовом и кормовом перпендикулярах до любой ватерлинии;
- средняя осадка (Тср) - измеряется, от основной плоскости до ватерлинии в середине длины судна;
- носовая и кормовая седловатость (hн) и (hк) - плавный подъём палубы от миделя в нос и корму; величина подъема измеряется на носовом и кормовом перпендикулярах;
- погибь бимса (hб) - разница по высоте между краем и серединой палубы, измеренная в самом широком месте палубы;
- надводный борт (F) - расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины корабля от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.

По бортам в кормовой части непосредственно над КВЛ - конструктивной ватерлинией вдоль борта на корпусе корабля были приварены так называемые "привальные брусья". Привальный брус - это часть продольного набора корпуса корабля, наружный стрингер; стальная полутруба диаметром 194 мм, толщиной стали 8 мм, с полусферическими заглушками на концах, с внутренним ребром 70х8 мм в диаметральной плоскости к борту корабля, с внутренними бракетами толщиной 8 мм, приваренная к стальным полосам (30х8 мм), которые в свою очередь приварены к стальному борту корабля.

Привальный брус используется для защиты борта судна от ударов и толчков различных плавсредств, а также от деформации корпуса корабля при ударах о причал или кранцы (современный привальный брус изготавливается по ОСТ 5.3026-85). Естественно, что выступает привальный брус от корпуса корабля на половину диаметра, то есть на 97 мм. Привальные брусья БПК "Свирепый" имели длину 27 метров каждый и находились на расстоянии 1 м 84 см от края верхней палубы юта (кормы) корабля (все измерения точные по конструктивному чертежу корабля пр.1135 типа "Буревестник"- автор).

Только крупное, но гладкое волнение, эта океанская «мёртвая зыбь», мешали уловить буи. Боцмана притащили абордажную или штурмовую кошку-крюк - небольшой металлический якорь на крепком синтетическом и гибком тросе, похожий на крупный рыболовный крючок, и попытались набросить на буи эту «кошку». Обычно такие штурмовые кошки-крюки используют при абордаже, чтобы зацепиться за леера или фальшборт вражеского судна или корабля, а также для поднятия на стену крепости (укрепления) при штурме или на иные сооружения. Штурмовая кошка-крюк имеет, как правило, от двух до пяти заострённых и загнутых рогов (лап), скреплённых вместе. Боцманская кошка-крюк имела четыре лапы, была кованной, среднего размера, но тяжёлой...

Первый точный бросок абордажной кошкой утопил буй. Он нырнул и больше не появлялся на поверхности моря. Моряки начали орать, свистеть, суетиться, советовать, ругаться, насмехаться над боцманами, а те тупо продолжали швырять и швырять свою кованную кошку-крюк в сторону маленьких поплавков, которые невозмутимо качались на волнах. Десятки голосов, среди которых особенно выделялся своим азартом голос Славки Евдокимова, советовали и говорили криком и ором, как надо было бросать «кошку», чтобы она не ударила буй, а обернула вокруг него конец троса, захлестнула бы буй. Боцмана так и этак бросали и бросали «кошку», но у них ничего не получалось… Кошка то плюхалась в воду рядом с буем, то накрывала буй, но он опять выскальзывал и появлялся на поверхности, то кошка опять топила очередной натовский буй и командиру корабля и вахтенному офицеру опять приходилось маневрировать машинами, рулём и винтами, чтобы приблизиться к очередному плавающему бую.

Вахтенный офицер на ходовом мостике, а также, вероятно, сам командир корабля, отрабатывал двигателями ход то вперёд, то назад, перекладывали перо руля вправо и влево, маневрировали всем корпусом корабля, чтобы подобраться поближе к очередному бую. Один из них был под самой кормой, чуть было не угодил в бурун под винты и вдруг на наших глазах «клюнул» точно так же, как обыкновенный рыболовецкий поплавок, «клюнул» и утонул…

- Наверно провод гидрофонов на винт намотало, - сказал рядом стоящий начальник РТС капитан-лейтенант Константин Дмитриевич Васильев. – Это же радиогидроакустический буй – РГБ. Натовский. Его нужно обязательно поднять…

В этот момент в результате маневрирования рулём и машиной корма корабля приблизилась к очередному бую, но он вдруг сам по себе испустил небольшой клуб дыма, затем до нас донёсся негромкий хлопок и буй исчез в прозрачной тёмно-зелёной толще океанской воды… Это событие мигом прекратило всякий ор, крик и говор моряков БПК "Свирепый". Все озадачились, в том числе и Константин Дмитриевич Васильев.

- Это что-то новенькое, - сказал он спокойно. – Странно. Раньше такого не наблюдалось. Он взорвался... Тем более этот буй надо достать.

Корабль вновь дал самый малый ход вперёд и мы, кто стоял у самого фальшборта, увидели, как вдоль корпуса корабля скользит, покачиваясь на волнах, очередной буй. Он вместе с волнами то опускался вниз, то почти поднимался до уровня фальшборта. Его можно было схватить голыми руками, - только бы приноровиться к ритму волн и перегнуться через леера фальшборта… Череда матросов, стоящих вдоль борта на юте попыталась это сделать, но капризная волна, словно играя с ними, опустила буй в тот момент, когда к нему протянулись десятки рук…

- Эх! Если бы в это время стоять не на палубе и не перегибаться через леер, а стоять на привальном брусе и присесть!.. Вот тогда его можно было схватить! - эти мысли голосом моего старшего брата Юры, голосом деда «Календаря» из деревни Дальнее Русаново, голосом моего рабочего наставника Женьки Мыслина и голосом нашего легендарного «Боцмана» из севастопольской Морской школы ДОСААФ одновременно, хором и вихрем пронеслись у меня в голове.

Я сфотографировал этот, чуть ли не крайний (последний) радиогидроакустический буй РГБ, который отбойной волной отвалил от борта БПК "Свирепый", снял с шеи ремешок футляра фотоаппарата, чтобы не мешал, сунул свой фотоаппарат начальнику РТС капитан-лейтенанту К.Д. Васильеву в руки, и как показывал мне когда-то мой папа-кавалерист, перемахнул через леера фальшборта (папа так взлетал на круп своего боевого коня во время войны), держась левой рукой за леер ловко и точно сиганул за борт, приземлился сначала на край борта, а затем спрыгнул на полукруглый гребень привального бруса...

Фотоиллюстрация. 19.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый". Морской район ответственности сил ПЛО ВМС Великобритании. Британский натовский патрульно-разведывательный самолёт "Нимрод" щедро накидал вокруг и по пути следования БПК "Свирепый" радиогидроакустические буи РГБ ВМС НАТО типа AN/SSQ-41, AN/SSQ-49 и AN/SSQ-53 (пассивные) и типа AN/SSQ-47 и AN/SSQ-50 (активные). Буёв было много - несколько десятков. К некоторым из них мы подходили вплотную, маневрируя машинами, винтами и рулём. Однако поймать и вытащить их абордажной или штурмовой кошкой-крюком (четырехпалой) не получилось. Буи РГБ либо тонули, либо взрывались, либо соскальзывали с крюков-лап кошки и тонули (самоликвидировались). Тогда я решил поймать один такой буй голыми руками. Это снимок того самого натовского буя РГБ...