Репино Пенаты

Елена Алтунина
    Настало воскресенье, пришлось поехать за водой в традиционное для нас место, в Репино. По пути на самом въезде, увидела музей "Пенаты", лет 7 ездим по этой дороге за водой, а впервые - случилось чудо прозрения. Возвращаясь с полными бутылями, решили посетить музей, и не пожалели. Оказалось, что великий русский художник, в честь которого после Великой Отечественной переименовали финский посёлок, поселился там, в 1900 году. Илья Ефимович Репин перестроил маленький финский домик в усадьбу. Он провел там счастливейшие и самые несчастные годы своей жизни, пережил, финскую войну, годы революции, смерть любимой женщины и сам в этой усадьбе похоронен. Дом возведён заново, так как в 1944 году полностью сгорел, но воссоздан по старым чертежам и фотографиям доподлинно, в аутентичный быт вернулись все личные вещи. До войны вещи и обстановку вывезли в Ленинград на хранение, в шестидесятые годы после воссоздания усадьбы и организации в "Пенатах" музея, вернули на место.
Поражает масштаб личности гения, он смог реализовать талант не только в картинах, но и в быту. Огромный двухэтажный дом с замысловатыми формами стеклянной крыши, отапливаемый каминами и печами.  С современными технологиями и то не все решаются на такой изыск  - как стеклянная крыша, не то, что 100 лет назад.
   На дачу в "Пенаты" Репин переехал к любимой женщине, оставив жену и уже взрослых четверых детей в Ленинграде. Здесь же работал, писал картины, ваял скульптуры, обустраивал своё жилище и большую дачную территорию. Уже в то время, он исповедовал свободные взгляды на жизнь и жил по своим правилам: ел вегетарианскую еду, не позволял себе и кому бы то ни было из гостей прислуживать, в доме царила атмосфера самообслуживания. Даже за столом гости обслуживали себя сами, для этого срединная часть стола вращалась, на ней стояли кушанья, каждый накладывал и наливал себе сам, в сегменте стола имелся ящик с приборами, которые гости тоже самостоятельно меняли при смене блюд. Кабинет, мастерская, гостиная и всё в доме пропитано творческим духом хозяина и его возлюбленной. Кажется, что хозяева будут с минуты на минуту, настолько жилым кажется дом, даже хозяйский рыжий кот, и тот до сих пор важно встречает гостей на пороге.
   Репин не только неординарно питался, он ещё и спал круглый год на открытом балконе на свежем воздухе, зимой в спальнике из заячьих шкур. Лечился только водой из источника на территории, да тяжелым – не по статусу, физическим трудом. Талантливый человек - центр притяжения для других талантливых людей того времени, все они, запечатлённые на портретах или в скульптурах, ждут возвращения хозяина. Ещё не смолкли звуки домашнего рояля, не остыло рабочее кресло, так всё правдоподобно. 40 экскурсионных минут с аудио -гидом в каждой комнате и любезными  смотрительницами, охотно отвечающими на любые вопросы, пролетела на одном дыхании. Подробнее о музее на сайте http://nimrah.ru/musrepin/
Продолжили осмотр придомовой территории усадьбы, там есть храм Озириса - это летняя сцена для импровизированных концертов. Когда в качестве гостя заезжал Шаляпин и другие знаменитости, то как обойтись без сцены?
   А беседка Шехерезады из трёх уровней, высотой с большой двухэтажный дом, служила художнику панорамной площадкой. Он при строительстве дома и всех построек стремился в небо, ближе к солнцу и свету.
     В музее Дали в Испании схожая атмосфера личного присутствия гения в своём пространстве и после смерти. В России, я сталкиваюсь с подобным явлением впервые. Возможно, потому что меня не интересовали музеи выдающихся людей, больше привлекали их гениальные шедевры. Я пересмотрю свои увлечения, так как о гении более чем результаты творчества, говорят предметы интерьера и организованный быт.
     Вряд ли Репин, с мировым паспортом не гражданина, мог предположить, что его личные вещи будут столь бережно храниться. Он просто жил, писал картины, любил свою женщину, занимался физическим трудом, развлекался с друзьями и развлекал их по средам на домашних ужинах, был богат и беден после революции, жил на родине и оторванным от неё, во времена, когда территория принадлежала финнам. Он жил так, как не мог не жить, оставаясь до конца преданным и верным русским корням и русскому народу, несмотря на смену правящих режимов, оставил в веках след своими бессмертными работами и бережно воссозданным бытом, где старые вещи не отправляются на свалку, а со временем становятся ещё ценнее.
Это к вопросу о том, что каждый из нас оставит памяти потомков или уйдёт без следа, как миллионы других "не гениев". На фоне исторических времён, единственной ценностью мне видится талант и его реализация, гениальная или не очень. Перед началом нового года жизни, думаю, будет полезно закинуть своему бессознательному идею о том, «а не оставить ли лично Вам, нечто нетленное в веках?»               
                16.12.18