Путешествие из Петербурга в Петербург. Глава 5

Андрей Борисович Сапожников
Путешествие из Петербурга в Петербург.

Глава 5.

Таллин или Таллинн - вот в чём вопрос.

При написании слова «Таллин» компьютер его подчёркивает и предлагает добавить ещё одну букву «н». Наслышан я о желании эстонцев именно таким вот образом писать название своей столицы. Но я же не эстонец… К тому же имя у города было Ревель - датчанам, давним хозяевам здешних земель, это слово казалось созвучнее Таллина.
Страна встречает туриста …суровым паспортным контролем: у всех русских, включая стоящую передо мной в очереди престарелую женщину, проверяют отпечатки пальцев. Ну, «суровым» - это я «сгустил» немного - постоять дольше минут на двадцать-тридцать в очереди для путешественника сущая безделица. К слову, помнится, финны и шведы к подобной процедуре относились без должной бдительности - наверное, им не спускали циркуляр фиксировать россиян поголовно… Да бог с ней, с проверкой - к таким вещам надо относиться с пониманием - действительно, ведь от России в любую минуту можно ждать подвоха. Конечно, русские туристы привносят немалую часть дохода в казну, но только представьте, сколько среди них шпионов!
Дабы приезжающие не заскучали, телевизор даёт людям посмотреть регби. И всё бы ничего, если б соревновались мужчины. Да-да, я не оговорился - на экране представительницы слабого пола с воодушевлением крушат других представительниц слабого пола. И весьма неслабо. Признаться, такого я ещё видел…
О Таллине упоминается с 1154 года. Вообще, XII век какой-то мистический: с него начинается история многих городов. Словно «проснулась» наша цивилизация и поспешила исправить свою ошибку, зафиксировав в летописях первые после «спячки» ощущения. Между прочим, и «Слово о полку Игореве» описывает историю века под номером двенадцать.
Проходя мимо церкви Святого Олафа, головной убор желательно придерживать, поскольку 159 метров вверх  - это вам не ха-ха. Основание здания - прямоугольный параллелепипед с вытянутой стороной, строгий, без каких-либо излишеств, переходящий в длиннющий конусообразный шпиль. Судя по решительности архитектора, его детище должно было бы конкурировать с самыми высокими зданиями в мире.  В XVI веке оно действительно стало самым крутым на земном шаре. Что ж, повод гордиться за своих строителей у эстонца имеется, хотя справедливости ради заметим: Эстонии ещё не существовало, так как территория принадлежала Ливонскому ордену.
По всей видимости, тогда же, во времена увлечения высотными зданиями, появилась мода игнорировать витражи и лепнину. Всё строгое, прямое, лаконичное. Правда, думается мне, подобная мода вызывается, не скажу, скупостью - скажу так: жизненной экономией в большей степени, нежели особенностью национального характера.
Улица Пикк (Pikk) переполнена народом. Странно, что и движение автотранспорта тут не запрещено. Водители маневрируют между группами, пугают отдельных зазевавшихся. Возможно, автомобилисты - те, кто здесь живёт. Это для нас, туристов, вокруг история, экзотика, а для них обычный дом, к которому надо каким-то образом подогнать машину.
Дорога, круто взмывающая вверх и вымощенная крупным булыжником, для меня непривычна: одно неосторожное движение - и вывих ступни гарантирован. Поэтому нужна определённая сноровка, привычка. Верить ли мне гиду, по словам которого данная дорога в стародавние времена часто использовалась лихачами на конях? Возможно, и использовалась. Но если под ногу лошади попадётся каменная выпуклость таких размеров, то не позавидую я четвероногому. Ой, не позавидую.
На «вершине» длинной дороги туристов ожидает Александро-Невский собор, здание поражающее своей монументальностью. Почему храм на данную минуту закрыт, объяснить не могу, хотя интересно было бы. Выстроен он в честь спасения царя Александра III во время железнодорожной катастрофы 1888 года; Романовы считали себя и свою власть частью божественного провидения, и решение о возведении данного сооружения выглядит вполне логичным. Но видимо, сын чудесным образом спасённого Спасителю в 1918 году чем-то не угодил…
Пожалуй, люди в Эстонии более предприимчивые, чем в Швеции и Финляндии. Именно такое впечатление создаёт людское бурление в туристическом комплексе Таллина. Согласитесь, где можно встретить ансамбль молодых скрипачей в национальных одеждах? Вы можете представить скандинава на театрализованном представлении ради туристов? У меня не получается… По сравнению с покупателями, продавцов слишком много. В основном это женщины. Для них клиент - почти бог; наверное, они втайне ему молятся. По той же причине подростки, не потерявшие связи с женским началом, театральным, чуть наивным, трогательным, надевают средневековые наряды, берут в руки скрипки и задабривают «почтибогов»… Говорят, у приезжего несколько иные цели. Но это лишь на первый взгляд. Прибыв домой, туристу, уже бывшему, надлежит напрячь память, соединить её с воображением и доказать друзьям, коллегам, что он не зря потратил деньги - посетил сказку или ступал на территорию рая.
Чем ведут торг? В первую очередь сувенирами, особенно из янтаря, потом аксессуарами для женщин, предметами одежды, всякими вкусняшками, наконец. И поскольку от округлых дорожных камней мои ноги немного побаливают, а от красной черепицы рябит в глазах, я временно «схожу с дистанции» - неплохо бы отдохнуть, да и подкрепиться не помешало бы.
В баре, куда нашу компанию «выдавила» толпа, прохладно и просторно. Рассаживаемся на длинной лавке за крепко сколоченным из деревянных брусков столом. Осматриваюсь. Что-то меня во всём этом действе смущает, а что - не пойму… Меню разнообразное: мясо, рыба, сладкое - но одно блюдо вызывает улыбку. Это «сосиска метровая». Я не решаюсь на «великанье кушанье» - заказываю обычную сосиску, хотя официантка мягко и неназойливо пытается «подкорректировать» мой заказ вопросом: «Вам метровую? Я не ошиблась?». Оглядываюсь - а вот посетителей за соседним столом, кажется, название длинного мясного изделия заинтриговало… «Метровая», как оказалось, может и метровая, но раскладывают её спиралью на большой круглой тарелке, а не на длиной и узкой, как можно подумать.
Особое почтение заведение оказывает пиву. Бочонки с краниками, заполняющие интерьер подчёркивают: здесь пивной культ, не меньше; тот, кто пиво не любит, будет восприниматься как чужак.
Еда вполне съедобная, обслуживание на высоте, однако странное ощущение не проходит. В чём дело? Может, меня смущает обслуга? Сценарий, согласно которому местное население помнит и чтит традиции, здесь представлено во всей красе - официанты, молодые люди, являются частью костюмированного представления, позаимствованного из средних веков. Вот один разгорячённый молодой человек, нетерпеливо переминающийся с ноги на ногу возле раздаточного окна, не пропускает удобного момента и смачно отвешивает шлепок по попе проходящей мимо напарнице. Та картинно хмурит брови; через секунду ускоряет шаг и, подзаряженная энергией внимания к свой персоне, буквально летит с подносом в руках и одухотворённым выражением на лице... Похоже, такая «развлекуха» нравится посетителям и входит в программу их обслуживания.
И всё же почему я слышу ясный и непрекращающийся звук струнки недоверия? Ответ приходит весьма не скоро - лишь после того, как содержание кружки с пивом приближается к нулю. Причина в музыкальном сопровождении. Чем же песни тебе, Андрей, не угодили? - спросит удивлённый читатель. Да как сказать… Вроде бы репертуар соответствующий - бравурный, разухабистый, характерный, судя по кинофильмам, для средневековых трактиров; и придраться к нему нельзя. За исключением одной маленькой детали. Он немецкий.

Ссылка на ВК с иллюстрациями:
https://vk.com/id200644765?w=wall200644765_581