Русская народная песня. М. 55 песен

Олег Данкир
Песни из двух десятков песенников, самый древний из которых сборник песен 1790 года
===========

Маленькой ёлочке холодно зимой!!

Маленькой ёлочке
Холодно зимой,
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.

Беленький заинька
Ёлочку просил:
"Мятного пряничка
Зайке принеси!"

Белочка прыгала
В шубке голубой:
"Ёлочка, ёлочка,
Я пойду с тобой!"

Маленькой ёлочке
В комнатах тепло,
Заяц и белочка
Дышат на стекло.

Красные зяблики
Вьются у окна,
В тёплой проталинке
Ёлочка видна.

Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!

Сколько под ёлочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат:

"Ёлочка, ёлочка,
Яркие огни,
Синими бусами,
Ёлочка, звени,

Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости!

Встанем под ёлочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!
+++++++++++++++

Мальчёнычка маладой!!

Мальчёнычка маладой -
Разлюбезнай друг такой!
Все люди узнали, и суседы гаварят,
У глаза девушку бранят:
- Стыдна, стыдна красной девки
Поздно вечером гулять,
Сы мальчоночком стоять!
Девчоночки стыдна стала,
И пакатились слезы из глаз.
Мальченычки жалка стала,
Стал девушку унимать,
Платком слезы утирать.
- Не плачь, девка, не плачь, красна,
Не плачь, душечка моя!
Разгорится злое сердце -
Возьму замуж за себя!
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Малютка, шлем нося, просил. Велизарий!!

Малютка, шлем нося, просил,
Для бога, пищи лишь дневныя
Слепцу, которого водил,
Кем славны Рим и Византия.
Тронетесь жертвою судеб!
Он так прохожих умоляет.
Подайте мальчику на хлеб:
Он Велизария питает.
Вот шлем того, который был
Для готов, вандалов грозою;
Врагов отечества сразил,
Но сам сражён был клеветою.
Тиран лишил его очей,
И мир хранителя лишился.
Увы! свет солнечных лучей
Для Велизария закрылся!
Несчастный, за кого в слезах
Один вознёс я глас смиренный,
Водил царей земных в цепях,
Законы подавал вселенной;
Но в счастии своём равно
Он не был гордым, лютым, диким;
И ныне мне твердит одно:
Не называй меня великим!
Не видя света и людей,
Парит он мыслью в царстве славы
И видит в памяти своей
Народы, веки и державы.
Вот постоянство здешних благ.
Сколь чуден промысл твой, содетель!
И я, сиротка, в юных днях
Стал Велизарью благодетель!
А. Ф. Мерзляков (1778 1830). 1830 г. Музыка слепого музыканта а. Жилина (1806).
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Манул парень девушку..!!

Манул парень девушку,
Манул во лесочик:
– Пойдем, пойдем, девушка, во лесочик
На единой часочик,
Найдем мы с тобой, девушка,
Рябины кусточик.
Станем мы с тобой
Рябинушку копать,
Посадим мы рябину
Во саду, в огороде,
При большой дороге.
Станем мы рябинушку
Часто поливати,
Песком засыпати:
Ты стой, моя рябинушка,
Ты стой, не шатайся,
Живи, моя сударушка,
Живи, не печалься;
Когда стошнится,
Выди, разгуляйся.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Масква-город широка!!

Масква-город широка!
Как па той Москвы нихто ходил, ни гулял.
Только шел-прашел детинушка маладой.
Он ни имел в сибе заботушки никакой,
Только есть у молодца заботушка адна -
Навязалась на па совести жена,
Что журит, бранит мужа завсегда.
Муж не слушаит жены своей никагда.
При агонюшки русы кудри завивал,
Сы палуночи гулять к девушкам пашел,
Ка белой зорюшки к своей жене пришел.
- Атваряй, жена, новы сени, варата!
Я ни вор пришел, ни разбойничик какой,
А я прежний палюбовничик твой.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Массовая пляска. Мелодия!!

+++++++++++++++

Матушка моя, головка болит..!!

– Матушка моя, головка болит,
Родная моя, головка болит.
– Дитятко мое, платочком свяжи,
Милое мое, платочком свяжи.
– Матушка моя, платок короток,
Родная моя, платок короток.
– Дитятко мое, возьми весь холсток,
Родное мое, возьми весь холсток.
– Матушка моя, животик болит,
Родная моя, животик болит!
– Дитятко мое, поди на печь ляжь,
Милое мое, поди на печь ляжь.
– Матушка моя, на печи батрак,
Родная моя, на печи батрак.
– Дитятко мое, батрак не чужой,
Милое мое, батрак не чужой.
– Матушка моя, ребенок кричит,
Родная моя, ребенок кричит.
– Курва, б.., на кого сказать?!
Подлюга, на кого сказать?
– Матушка моя, скажи на себя.
Родная моя, скажи на себя!
– Курва, б.., да я то стара,
Подлюга, да я то стара!
– Матушка моя, скажи на сноху,
Родная, скажи на сноху!
– Курва, б.., сноха молода,
Подлячка, сноха молода!
– Матушка моя, иди за попом.
Родная моя, иди за попом!
Матушка моя, возьми пять рублей,
Родная моя, возьми пять рублей!
Курва, б.., иде их узять?
Подлюга, иде их узять?
– Матушка моя, в чулке под лавкой.
Родная моя, в чулке под лавкой!
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Матушка, в соборе к вечерни..!!

– Матушка! в соборе к вечерни,
Сударыня, в соборе к вечерни!
– Дититка, да по всем по приходам,
Свет милое мое, по всем по приходам.
– Матушка, во Троици нету,
Сударыня, во Троицы нету!
– Дитятка, во Троици свадьба,
Свет милое, во Троици свадьба.
Матушка, да чия ж эта свадьба?
Да сударыня, да чия ж эта свадьба?
– Дититка, Степанова свадьба,
Свет милая моя, Федорыча свадьба.
– Матушка, да што ж в поли пыльна?
Сударыня, да што ж запылилось?
– Дитятка, кони узыгрались.
Милая, вороныя узыгрались.
– Матушка, да чии ж это кони?
Сударыня, да чии ж вороныя?
– Дититка, Степановы кони,
Свет милая моя, Федорыча вороныя.
– Матушка, да по юлици едуть!
Сударыня, да по юлици едуть?
– Дититка, ни бось, ни пужайса,
Свет милая мая, не отдам в чужи люди.
– Матушка, на широкий двор взижжають!
Сударыня, на широкий двор взъезжають!
– Дититка, ни бось, ни пужайся,
Свет милая моя, ни ятдам в чужи люди.
– Матушка, на новое крылицо всходють!
Сударыня, на новое крылицо всходють!
– Дититка, не бось, ни пужайса,
Милая, ни ятдам в чужи люди.
– Матушка, во горницу всходють!
Сударыня, во горницу всходють!
– Дититка, ни бось, ни пужайся,
Свет милая моя, ни отдам в чужи люди.
– Матушка, за дубовый стол садятца!
Сударыня, за дубовый стол садятца!
– Дититка, ни бось, ни пугайся,
Свет милая моя, ни отдам в чужи люди.
– Матушка, образами бласловляють!
Сударыня, образами бласловляють!
– Дититка, ни бось, ни пугайся,
Свет милая моя, ни отдам в чужи люди.
– Матушка, в повозку сажають!
Сударыня, в повозку сажають!
– Дититка, ступай, бог с тобою!
Свет милая моя, ступай, бог с тобою!
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Матушка, голубушка, солнышко моё!!

Матушка, голубушка,
Солнышко моё!
Пожалей, родимая,
Я дитя твоё!
Словно змея лютая,
Так грудь и сосёт
И целую ноченьку
Спать мне не даёт.
Всё мне что-то грезится,
Будто наяву.
Уж когда ложуся я,
Молитву творю.
То залётной пташечки
Песенка слышна:
Сердце замирает,
Так сладка она!
То мне что-то видится,
Размечуся я;
Сердечко встоскуется 
В огне лежу я!
Ни игры, забавушки
Не веселы мне:
Всё тоска, кручинушка
Въяве и во сне.
Что это, родимушка,
Сталося со мной?
Стало, приключился мне
Злой недуг какой?
Али нет, родимая,
Зелья пособить?
Знать, приспело, дитятко,
Времечко любить!
Ниркомский. 1838 г. Музыка А. Гурилёва.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Матушка, да чьи ж это кони..

Песня, когда приезжают за невестой везти ее к венцу

– Матушка, да чьи ж это кони
Государыня, да чьи вороные?
– Дититко, Ивановы кони,
Милое, его вороные.
– Матушка, к двору подъезжают,
Государыня, в новы сени входят.
– Дититко, не бось, не пугайся,
Милое, не бось, я не выдам.
– Матушка, в горницу входят,
Сударыня, в новую входят.
– Дититко, не бось, не пугайся,
Милое, не бось, я не выдам.
– Матушка, за убраный стол садятся,
Сударыня, за дубовый садятся.
– Дититко, не бось, не пугайся,
Милое, не бось, я не выдам.
– Матушка, за руки берутся,
Сударыня, за белые берутся!
– Дититко, господь бог с тобою,
Милое, господь бог с тобою!
============
Орловская губ. Т извозчиков. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Матушка, что в поле пыльно!!

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко милое, кони разыгралися.

- Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!. .
- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!. .
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся..

- Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!. .
- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

- Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка.. Меня благословляют..
- Дитятко милое, господь с тобою!
+++++++++++++++

Матушка, что в поле пыльно. Звенигород!!

Поется, когда жених едет за невестою, и ее подружки завидят его в окно

Матушка!
Да что в поле пыльно?
Сударыня моя!
Да что в поле пыльно?
– Дитятко мое!
Добры кони взыгрались!
Милое мое!
Добры кони взыгрались!
– Матушка моя!
Да что в поле пыльно?
Сударыня моя!
Да что в поле пыльно?
– Дитятко мое!
Да бояры едут!
Милое мое!
Да бояры едут!
– Матушка моя!
На широку улицу едут!
Сударыня моя!
На широку улицу едут!
– Дитятко мое!
Не бось, не пугайся!
Милое мое!
Не бось, не выдам!
– Матушка!
На широкий двор взошли!
Сударыня моя!
На широкий двор взошли! '
– Дитятко мое!
Не бось, не пугайся!
Милое мое!
Не бось, не выдам!
– Матушка!
В нову горницу взошли!
Сударыня моя!
В нову горницу взошли!
– Дитятко мое!
Не бось, не пугайся!
Милое мое!
Не бось, не выдам!
– Матушка!
За праву руку берут!
Сударыня!
За праву руку берут!
– Дитятко!
Да бог с тобою!
Милое мое!
Да бог с тобою!
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Матушка, что в поле пыльно. Калуга..!!

– Матушка, с чего в поле пыльно,
Сударыня, с чего запылилось?
– Дитятко, кони разыгрались,
Милое, вороные разыгрались.
– Матушка, чьи ж это кони,
Сударыня, чьи это вороные?
– Дитятко, Николаевы кони,
Милое, Васильича вороные.
– Матушка, на двор они едут!
– Дитятко, не бось ты, не бойся,
Милое, не бось, не пугайся,
Не отдам в чужие люди.
– Матушка, на двор въезжают,
Во горницу гости идут!
– Дитятко, не бось ты, не бойся,
Милое, не отдам в чужи люди.
– Матушка, за рученьку меня берут,
Сударыня, за дубовый стол сажают!
– Дитятко, пойди, бог с тобою,
Милое, господь над тобою.
============
Калужская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мать в сердцах меня журила!!

Мать в сердцах меня журила:
Я ль тебя не зарекала,
Чтоб любви ты окаянной
Пуще полымя бежала,
Да родительский зарок,
Видно, был тебе не впрок! 
Мама, мама! Что ж мне делать.
Я сама её боялась,
Да она-то во светлицу,
Не спросись, ко мне врывалась
Сквозь окошко, майским днём,
С каждым солнечным лучом.
Я бежала из светлицы,
В тёмный сад от ней бежала,
А она мне тихим ветром
Всё лицо исцеловала
И от мамы в ту же ночь
Увела тихонько дочь.
В. В. Крестовский (1840 1895). 1862 г.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Мать, прасвятая бугародица!!

Мать, прасвятая бугародица,
Где спала-пачивала?
- На гаре на Фаме, на рике на Иердани.
- Что тибе ва сне грезилась?
- Древа купарисава.
Па другой древи па шитари
Ходить Федор безобразный,
Кадилам машить.
Христа пагрябаить.
Стаять чесныя жены-мироносицы,
Они плачут, вызрыдают:
- Чем нам кормитцы будить?
Христос речеть им:
- Ни плачьте, честные жены-мироносицы,
Я третьим днем воскрешуся,
На нибиса вызнисуся,
И паить-кормить стану.
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Машинка-Марья!!

Машинка-Марья,
Что задумавшись сидишь,
С подружками говоришь?
- Мне подружки говорили,
Что весна скоро придёть,
Весна прйдеть, солнце взойдеть,
Сгонить снеги и мороз.
Расцветут в поле цветочки,
Ракитовы кусточки.
Между этих двух кусточков
Быстра речка пратекла.
Я на этую на речку
Гулять с милым выходила,
Свое горе выносила.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Меж высоких хлебов!!

Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой незнавали вовек:
Как у нас, голова бесшабашная –
Застрелился чужой человек!

Суд приехал.. допросы.. тошнехонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать.

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел нешироки долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села на заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать.
Рыбинский рукописный сборник. Переделка стихотворение Н. Некрасова «Похороны».
+++++++++++++++

Меж крутых бережков!!

Меж крутых бережков
Волга-речка течет,
А на ней по волнам
Легка лодка плывет.
В ней сидел молодец,
Шапка с кистью на нем.
Он с веревкой в руках
Волны резал веслом.
Он ко бережку плыл,
Лодку вмиг привязал,
Сам на берег взошел,
Соловьем просвистал.
А на бережке том
Высок терем стоял,
В нем красотка жила,
Он её вызывал.
Одинокой она
Растворила окно,
Приняла молодца
По веревке умно.
Ночку всю пировал
С ненаглядной душой,
Утром рано с зарей
Возвращался домой.
Муж красавицы был
Воевода лихой,
Молодца повстречал
Он в саду над рекой.
Долго бились они
На крутом берегу,
Не хотел уступить
Воевода врагу.
Но последний удар
Их судьбу порешил
И конец их вражде
Навсегда положил.
Волга в волны свои
Молодца приняла,
По реке, по волнам
Шапка с кистью плыла.
Песенная переработка песни поэта- самоучки М. И. Ожегова.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Между гор, между крутеньких..!!

Между гор, между крутеньких
Дорожка лежала;
По той ли по дороженьке
Да не ходу, не ходу, не езду;
Ехали, проезжали
Девицыны братцы,
Ехали, проезжали
С яровою пшеницей;
Хвалятся, выхваляются
Своею сестрицей:
– Наша сестра девушка
Дородна, дородна,
В’нашей сестре девушке
Да богачества много:
Шубучки, обрядочки
Поломали грядочки. –
Сватался за девушку
Московский воевода;
Московскому воеводе
Отказ отказали.
Нашему парню свет
С людьми приказали,
Чтоб ехал сударь
По утру раненько,
Вечером поздненько,
По зимнему путечку,
По белому снежечку.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Между небом и землёй песня раздаётся. Жаворонок!!

Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей,
Где поёт так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкой.
Ветер песенку несёт,
А кому не знает.
Та, к кому она, поймёт,
От кого узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой.
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой.
Н.Г. Куропатник (1809 1868). (Я.В. Кукольник) Музыка М. Глинки (1840).
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Месяц светит, он свидетель!!

Месяц светит, он свидетель,
Что я мало сплю.
Красно солнце про то знает,
Что терплю!
В моем доме нет заботы никакой,
Простояла красна девка за рекой,
Простоявши, говорила меж собой:
"Если б милого волною принесло,
Всю б печаль-тоску по ветру разнесло!
Уж вы, люди, вы - свидетели тому,
Вы скажите неверному моему,
Что мой милый жалок сердцу моему.
Мил поехал - не сказал душа "прощай".
- Любезный друг, хоть словами навещай!
Не катитесь, горючи слезы, из глаз
По мому ли по румяному лицу!
Не достанется ругаться подлецу,
Достанется удалому молодцу!
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Метелица. Вдоль по улице метелица метёт!!

Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дороги заметёт.
Ой, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дороги заметёт.

Запряжём - ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ой, жги-жги, жги-говори,
В лес поедем за дровами поскорей.

Рысью, рысью друг за другом поспешим
И скорёхонько до леса докатим.
Ой, жги-жги, жги-говори,
И скорёхонько до леса докатим.

Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Ой, жги-жги, жги-говори,
Только щепочки по лесу полетят.

А из лесу мы тихонечко пойдем
А руками то прихлопывать начнем.
Ой, жги-жги, жги-говори,
А руками то прихлопывать начнем.

Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дороги заметёт.
Ой, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дороги заметёт.
+++++++++++++++

Метелица. Стелится метелица за моим окном!!

Стелится метелица за моим окном,
верится - не верится, что мы не вдвоем.
Снегом запорошена улица моя
все снежинки сброшены были сгоряча.

Припев:
Твои снега останутся твоими
пройдут дожди и смоют все снега твои.
Моя ж любовь останется отныне
метелицей, что за окном твоим.

Здравствуй одиночество, белое до слез
ты мое пророчество принял не всерьез.
Будешь ждать ты оттепель - близко от меня
слез твоих пройдет капель, стынет полынья.

Припев:
Твои снега останутся твоими
пройдут дожди и смоют все снега твои.
Моя ж любовь останется отныне
метелицей, что за окном твоим.
+++++++++++++++

Миленький ты мой!!

-миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буду тебе женой.

-милая моя,
Взял бы я тебя,
Но там в краю далеком,
Есть у меня жена.

-миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там в краю далеком
Буду тебе сестрой.

-милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Есть у меня сестра.

-миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буде тебе чужой.

-милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Чужая мне не нужна.
Автор: А. Усачев
+++++++++++++++

Мимо мой зеленой сад пролетали чижечки..!!

Мимо мой зеленой сад
Пролетали чижечки,
Молодые воробушки,
Моего соколика с собою забавили,
С собою закликали.
Молода соколушка,
Молода, догадлива,
Упередь залетала,
Соколика ворочала:
– Воротись, соколик мой,
Воротись ясменинкой!
Без тебя в саду
Пусто, невесело:
Все пташки
Приунымши сидят,
Приунымши, приугорюнимши. –
Молода Настасьюшка,
Молода догадлива,
У карету садилась,
Уперед заезжала,
Данилу ворочала:
– Воротися, Данила свет,
Воротися, Микитьевич;
Без тебя у дому пусто,
Без тебя невесело:
Все гости приунымши сидят,
Приунымши, пригорюнимши,
Ни пьют, ни кушают
И бояр ни слушают.
Кабы был Данила свет,
Кабы был Микитьевич,
И спила б и скушала,
И бояр послушала.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мимо садику, мимо винограднаго..!!

Мимо садику, мимо винограднаго, аих (2)
Мимо винограднаго.
Пролетал соловей, пролетал молодой, аих (2)
Пролетал молодой.
Позади его канареичка, да молоденька, аих: (2)
Да молоденька,
– Воротись, соловей, воротись, молодой! аих (2)
Воротись молодой.
Без тебя в саду все не весело, аих (2)
Да невесело.
Уж все пташечки приуныв сидят, аих (2)
Приуныв сидят.
Все касаточки призадумавши, аих (2)
Призадумавши. –
Мимо терема, да высокаго, аих (2)
Да высокаго.
Проезжал тута мил, сердечный друг, аих (2)
Мил, сердечный друг.
Позади ево красная девица, аих (2)
Красная девица:
– Воротись, мой миленький, аих (2)
Мой миленький.
Воротись, мил сердечный друг, аих (2)
Мил, сердечный друг!
Без тебя в терему все не весело, аих (2)
Все не весело.
Уж все девушки приуныв сидят, аих (2)
Приуныв сидят.
Молодые тут призадумались, аих (2)
Призадумались. –
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мимо саду, мимо зеленого, мимо терема высокого!!

Мимо саду, мимо зеленого,
Мимо терема высокого
Случилося младцу ехати,
Случилося ему слышати,
Как свекры журят невестушку:
- Ты, невестка, ты, невестушка,
Сноха, белая голубушка,
Ты о чем вечор плакала?
- Да, сударыня моя матушка,
Да и как же мне не плакати?
Да чужие мужья со службы идут,
Моего дружка нет как нет;-
Как по той торной дороженьке
Там бежит, бежит вороной конь,
Стремена, узда изорваны -
Да прислал же мне то милый друг
Свое жалкое челобитьице,
Свою белую рубашечку.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мисяць на нэби!!

Мисяць на нэби, зироньки сияють,
Тихо по морю човен плывэ.
В човне дивчина писню спивае,
А козак Чуе, серденько мре.

Письня та мыла, писня та люба,
Все прокоханья, все про любовь,
Як мы любились та й разишлися,
Теперь зийшлися навики знов.

Ой очи, очи, очи дивочи,
Тэмни, ак ничка, ясни, ак дэнь.
Вы ж мэни, очи Вик вкоротили,
Дэж вы навчилысь зводыт людей?
+++++++++++++++

Мишка косолапый по лесу идёт!!

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.

Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб.
Оступился Мишка
И об землю - хлоп!

Засвистел на ветке
Пересмешник дрозд:
- Мишка косолапый
Наступил на хвост!

А за ним вдогонку
Пятеро зайчат:
- Мишка косолапый! -
Из кустов кричат.

Подхватил дразнилку
Весь лесной народ.
- Мишка косолапый
По лесу идет!. .

Бросился к берлоге
Маленький медведь:
- Чем такие ноги -
Лучше умереть!

Спрятался за шкафом
И ревёт ревмя:
- Мишкой косолапым
Дразнят все меня!

Мама удивилась:
- Глупенький сынок,
Я всегда гордилась
Формой твоих ног.

Я ведь косолапа,
И папа косолап,
Косолапил славно
И дедушка Потап!

Мишка косолапый
Стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы,
Съел медовый торт.

Вышел из берлоги
И как заорёт:
- Мишка косолапый
По лесу идёт!
+++++++++++++++

Младцу воли нет!!

Младцу воли нет
Ва всю ночь гулять.
Слезою зальюся,
Слезою зальюсь!
Люблю девушку -
Её здеся нет,
Ее здеся нет -
Живет далеко.
На той стороне -
Меж гор высоко!
Меж гор высоко
Сострою тирём,
Сострою тирём
Сы красным акном,
Там столик стоит,
Там девки сидят,
Тветно платья шьют,
Любезнава ждут,
Любезнава ждут -
То в гости к себе,
То в гости к себе -
Папа ды дьячка.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мне ли молодцу разудалому. Удалец!!

Мне ли молодцу
Разудалому
Зиму зимскую
Жить за печкою?
Мне ль поля пахать?
Мне ль траву косить?
Затоплять овин?
Молотить овёс?
Мне поля не друг;
Коса мачеха,
Люди добрые 
Не соседи мне.
Если б молодцу
Ночь, да добрый конь,
Да булатной нож,
Да темны леса!
Снаряжу коня,
Наточу булат,
Затяну чекмень,
Полечу в леса!
Стану в тех лесах
Вольной волей жить,
Удалой башкой
В околотке слыть.
С кем дорогою
Сойдусь, съедусь ли,
Всякой молодцу
Шапку до земли.
Оберу купца,
Убью барина,
Мужика-глупца
За железный грош.
Но не грех ли мне
Будет от бога
Обижать людей
За их доброе?
В церкви поп Иван
Миру гуторит,
Что душой за кровь
Злодей платится.
Лучше ж воином
За царёв закон,
За крещёной мир,
Сложить голову.
Л. Кольцов (1809 1842). 1836 г. Музыка М. Балакирева и др.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Мне наскучило, девице, одинёшенькой в светлице. Сарафанчик!!

Мне наскучило, девице,
Одинёшенькой в светлице
Шить узоры серебром!
И без матушки родимой
Сарафанчик мой любимый
Я надела вечерком 
Сарафанчик, Расстеганчик!
В разноцветном хороводе
Я играла на свободе
И смеялась, как дитя!
И в светлицу до рассвета
Воротилась, только где-то
Разорвала я, шутя,
Сарафанчик, Расстеганчик!
Долго мать меня журила
И до свадьбы запретила
Выходить за ворота;
Но за сладкие мгновенья
Я тебя без сожаленья
Оставляю навсегда,
Сарафанчик, Расстеганчик!
А. И. Полежаев (1805 - 1838). 1834 г. Музыка А. Гурилёва.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Мне севоднишний день скука!!

Мне севоднишний день скука,
Со милым моим разлука.
Разлучает нас неволя,
Чужедальная сторонка,
Петербургская дорожка,
Московская широкая.
Как по этой по дорожке
Много разиков езжала,
Много писем посылала.
Мои письма не доходят,
Слуги верны не доносят,
Слуги верны - лиходеи,
Лиходеи, все - злодеи.
Хотят с дружком разлучити.
Вы тогда меня разлучите,
Когда в гроб меня положут,
Гробовой доской закроют,
Во сыру землю зароют,
Желтым песком засыплят,
Белым камешком наложат.
- Уж вы, ветры-ветерочки,
Вы, полуденные вихорёчки,
Полно, ветры, ветровать,
Полно, вихри, вихревать,
Свежу воду возмучать,
Белу рыбицу пугать.
Я вечор свово милого
Провожала, уверяла.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мне-то ночесь, доброму молодцу!

Мне-то ночесь, доброму молодцу,
Спалось-то спалось, много виделось,
Нехорош-то мне сон привиделся:
Привиделась-то мне мать крута гора.
Будто я хожу по крутой горе,
Будто я гляжу на свою сторону.
- Сторона ль ты, моя сторонушка,
Незнакомая, незнакомая!
Я не сам-то я на тебя зашел,
Занесла-то меня неволюшка,
Власть господска, воля царска.
==============
Тверская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Много, много в сыра дуба..!!

Много, много в’сыра дуба,
Много ветвев наветвев:
Только нет в’сыра дуба
Золотой верхушечки.
Уж теперь было надобно,
Ко етому временю,
К лету, кы теплому.
Много, много в’Настасьюшки,
Много друзьев и приятелей,
Много роду племени;
Только нетути в Настасьюшки
Родимова батюшки .
И теперь было надобно
Кы етому случаю,
Благословенью великому:
Благословить ее некому.
Благословит её чужая матушка,
Благословит её чужой батюшка .
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Много, много у сыра дуба ветвей..!!

Много, много у сыра дуба; ветвей,
Много ветвей, по;ветвей,
Много листу зелёного,
Только нет у сыра дуба;,
Нет золотой макушечки,
Позолоченной верхушечки.
Много, много у Полагеи родни,
Много роду и племени,
Только нет у Полагеюшки,
Нет родимаго батюшки
И сударыни матушки.
Ты, родимый мой братец, батюшка!
Ты ложись ввечеру поздно,
Ты вставай поутру рано,
Ты пойти к ранней завтрени,
Ты ударь трожды в колокол,
Ты пусти звон по сырой земле,
Разбуди мово батюшку
И сударыню матушку.
Мне топеря их надобно,
Мне ко этому случаю,
Бласловленью великому.
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Моё горе великое и не тонеть, ни плывёть!!

Моё горе великое:
И не тонеть, ни плывёть,
И волною не несёть,
И прочь от бережка нейдеть.
Прибивала мое горе
Ко крутому бережку,
Ко желтому ко песку.
По этому песочку
Миленькой идёт,
В руках цветики несет,
Мне, младой, отдает:
- Живи ж ты, моя любезная,
И помни меня!
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мой костер в тумане светит!!

Мой костер в тумане светит
Искры гаснут на лету
Ночью нас никто не встретит
Мы простимся на мосту

Ночь пройдет и спозаранок
В степь далеко милый мой
Я уйду с толпой цыганок за кибиткой кочевой
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни

Как концы ее с тобою мы сходились в эти дни
Кто-то мне судьбу предскажет
Кто-то завтра милый мой
На груди моей развяжет узел стянутый тобой

Вспоминай коли другая
Друга милого любя
Будет песни петь играя
На коленях у тебя

Мой костер в тумане светит
Искры гаснут на лету
Ночью нас никто не встретит
Мы простимся на мосту.
Я. Полонский. (1819 1898). 1853 г. Музыка Пригожева, Садовского, Ламина, П. Чайковского и др.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Мой муж молодой!!

Мой муж молодой работяга был,
Работяга, тяга, тяга, работяга был.
А я, молода, не ленивая была,
Не ленива, не ленива, расторопливая.

Он поехал пахать, позабыл пахало,
Позабыл, позабыл, позабыл пахало.
Я взяла пахало и за ним побежала,
Всё за ним, всё за ним, всё за ним побежала.

Он поехал боронить, позабыл боронку,
Позабыл, позабыл, позабыл боронку.
Я взяла боронку да за ним вдогонку,
Всё за ним, всё за ним, всё за ним вдогонку.

Он поехал сеять, позабыл лукошко,
Позабыл, позабыл, позабыл лукошко.
Я взяла лукошко да за ним в окошко,
Всё за ним, всё за ним, всё за ним в окошко.

Мой муж молодой работяга был,
Работяга, тяга, тяга, работяга был.
А я, молода, не ленивая была,
Не ленива, не ленива, расторопливая.
+++++++++++++++

Молода ещё девица я была. Песня!!

Молода ещё девица я была,
Наша армия в поход куда-то шла.
Вечерело. Я стояла у ворот,
А по улице всё конница идёт.
К воротам подъехал барин молодой,
Мне сказал: Напой, красавица, водой!
Он напился, крепко руку мне пожал,
Наклонился и меня поцеловал.
Он уехал. Долго я смотрела вслед:
Жарко стало мне, в очах мутился свет.
Целу ноченьку мне спать было невмочь,
Раскрасавец-барин снился мне всю ночь.
Вот недавно я вдовой уже была,
Четырёх уж дочек замуж отдала 
К нам заехал на квартиру генерал.
Весь простреленный, так жалобно стонал.
Я взглянула встрепенулася душой:
Это он, красавец барин молодой!
Тот же голос, тот огонь в его глазах,
Только много седины в его кудрях.
И опять я целу ночку не спала,
Целу ночку молодой опять была.
Е. И. Гребенка (1812 1845). 1841 г.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Молодой ли Алёшинька, он по табору ходит!

Молодой ли Алёшинька, он по табору ходит,
Молодых солдатушек он пробуживает:
- Уставайте, солдатушки молодешинькие,
Оседлайте вы конёчков воронёшеньких,
Мы поедем, солдатушки, во чисто поле гулять,
Во чисто поле гулять и с турком воевать.
Узошел ли Алёшинька на крутую на гору,
Посмотрел ли Алёшинька во подзорную трубу,
Ударился Алёшинька об сырую мать-землю:
- Земля наша турецкая, да ты мать наша!
Много войска приняла, прими меня, молодца,
Прими меня, молодца, что один сын у отца.
Закопаем Алешиньку глубоким-глубоко,
Укопаем клен-дерево высоким-высоко,
Росло, росло клен-дерево, да стал лист опадать.
Видно нам ли, солдатушкам, тут всем пропадать.
Не дАй, боже, заболеть, когда некому присмотреть.
Не дАй, боже, умирать, когда некому поховать!
В пении каждая строка повторяется.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Молодчик!!

Вдоль по улице молодчик идет,
По широкой да удалый идет.

Ой жги жги жги! Говори!
По широкой ада удалый идет.

Опоясочка-то шелковая.
Рукавички-то барановые,

Ой жги жги жги! Говори!
Рукавички-то барановые.

А сапожки-то сафьяновые,
На нем шапочка-то бархатная.

Ой жги жги жги! Говори!
На нем шапочка-то бархатная.

А околыш черна соболя.
Под полой несет дугу загулу.

Ой жги жги жги! Говори!
Под полой несет дугу загулу.

Под другой-то он гусли несет.
А струна-то загула, загула,

Ой жги жги жги! Говори!
А струна-то загула, загула.

Одна струна-то загула, загула,
А другая приговаривала.

Ой жги жги жги! Говори!
А другая приговаривала.

Пора б молодцу жениться,
Холостому время свататься.

Ой жги жги жги! Говори!
Холостому время свататься.
Холостому время свататься.
+++++++++++++++

Море воет, море стонет. Моя звёздочка !!

Море воет, море стонет,
И во мраке, одинок,
Поглощён волною, тонет
Мой заносчивый челнок.
Но, счастливец, пред собою
Вижу звёздочку мою, 
И покоен я душою,
И беспечно я пою:
Молодая, золотая
Предвещательница дня!
При тебе беда земная
Недоступна для меня.
Но сокрой за бурной мглою
Ты сияние своё 
И сокроется с тобою
Провидение моё!
Д. В. Давыдов (1784 1839). (А.Межапов) 1834 г.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Мужик пашенку пахал. 1-й вариант..!!

Мужик пашеньку пахал,
Сам на солнышко глядел:
Еще попашу,
Еще погляжу!
Как чужи то жены
Мужьям завтракать несут,
А моя шельма жена
И обедать не несет.
Уж я выпрягу лошадку,
Я поеду во луга,
Пущу коня во росу,
А сам вырежу лозу
На свою курву жену.
Приезжаю ко двору, –
Жена ходит по двору,
Да набеленная,
Нарумяненная.
Уж я брошу лозу,
Поцалую жену:
– А где, жена, была,
Где, сударыня моя?
– Я была, сударь, была,
У соседа на пиру.
– А и что жена, пила,
Что, сударыня, пила?
– Я пила, сударь, пила,
Я и мед и вино,
За твое, сударь, здоровье
Стакан меду выпила.
– Да спасибо же, жена:
Не забыла про меня;
Не могу тебя забыть,
Я не знаю, как избить.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мужик пашенку пахал. 2-й вариант. Москва..!!

Мужик пашенку пахал,
Сам на солнышко глядел:
О, ох, о, ох, охахонюшки мои!
– Я еще напашу, я еще погляжу,
О, ох, и проч.
Уж как все добрые жены мужьям есть принесли,
О, ох, и проч.
А моя к..а жена мне обедать не несёт!
О, ох, и проч.
И я выпрягу кобылушку, поеду сам домой,
О, ох, и проч.
Заверну я во лесок и я вырублю лозу, свою к..у жену. –
О, ох, и проч.
Подъезжает ко двору;, жена ходит по двору.
О, ох, и проч.
Уж и я брошу лозу, поцелую я жену:
О, ох, и проч.
– Уж и где, жена, была, где, боярыня, была?
О, ох, и проч.
– Я была, сударь, была во царевом кабаке.
О, ох, и проч.
– Уж и что, жена, пила, что, сударыня, пила?
О, ох, и проч.
– Я пила, сударь, пила, я и пиво и вино,
О, ох, и проч.
Я и пиво и вино, еще сладенький медок.
О, ох, и проч.
– Про ково, жена, пила, про ково, боярыня, пила?
О, ох, и проч.
– Про тебя, сударь, пила, про тебя и про себя,
О, ох, и проч.
Еще про милово про дружка.
О, ох, и проч.
– Уж спасибо те, жена, не забыла ты меня.
О, ох, и проч.
– Уж и как тебя забыть, не могу тебя избыть,
О, ох, и проч.
Уж и ты ли у меня, словно чирей на боку,
О, ох, и проч.
Словно чирей на боку и бельмо то на глазу. –
О, ох, и проч.
Уж как муж жену любил, больно щепетко водил
О, ох, и проч.
По морозу босиком, по крапиве нагишом.
О, ох, и проч.
А жена мужа любила, в тюрьме местечко купила,
О, ох, и проч.
В тюрьме местечко купила, уголочик наняла:
О, ох, и проч.
– Вот те, муженёк, ненанятой уголок;
О, ох, и проч.
Не толки ты, не мели, только ручку протяни,
О, ох, и проч.
Только ручку протяни и Христа воспомяни. –
О, ох, и проч.
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мужик пашеньку пахал. 3-й вариант. Современный!!

Мужик пашеньку пахал
Сам на солнышко глядел
Высоко солнце взошло
А мне снедать не несут
Кладу на воз соху
Да домой тёху
Подъезжаю ко двору
Жена ходит по двору

Подъезжаю ко двору
Жена ходит по двору
Уж ты жёнушка-жена
Где ж ты, ягодка, была
Завтра, муженька, до обеда
Я хворала
А с обеда до вечера
Пряжу пряла

Завтра, муженька, до обеда
Я хворала
А с обеда до вечера
Пряжу пряла
Пряжу пряла, ох
И сучила
Три мозоли, как цибули
Надавила
+++++++++++++++

Мучит, терзает головушку бедную. Песня ткача!!

Мучит, терзает головушку бедную
Грохот машинных колес;
Свет застилается в оченьках крупными
Каплями пота и слез.
Грохот машин, духота нестерпимая,
В воздухе клочья хлопка;
Маслом прогорклым воняет удушливо —
Да, жизнь ткача нелегка!
Эх, да зачем же, зачем же вы льетеся,
Горькие слезы, из глаз?
Делу помеха — основа попортится —
Быть мне в ответе за вас!
Рученьки, ноженьки ноют, сердечные,
Спинушку ломит, бока
Грохот машин, духота нестерпимая —
Да, жизнь ткача нелегка!
Переделка песни, написанной в 1874 году С. С. Синегубом.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Мы дружно на врагов, на бой друзья спешим!!

Мы дружно на врагов,
На бой, друзья, спешим,
За родину, за славу,
За честь мы постоим!
Пусть наше оружье
Громит врагов славян,
Пусть знает сила вражья,
Как силен наш народ!
Мы дружно на врагов,
На бой, друзья, спешим,
За родину, за славу,
За честь мы постоим!
Мать моя меня просила:
Ты останься здесь, мой милый,
Пожалей мои ты силы,
О, не покидай меня!
Мы дружно на врагов,
На бой, друзья, спешим.
За родину, за славу,
За честь мы постоим!
Бог пошлёт тебе отраду,
Мать моя ты дорогая,
Но зовёт меня честь и слава,
Марш, марш, вперёд, на бой!
Мы дружно на врагов
На бой, друзья, спешим,
За родину, за славу,
За честь мы постоим!
Смоленский рукописный сборник. Переделка.
+++++++++++++++

Мы едем, едем, едем!!

Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.

Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей.

Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.

Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал:

Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
+++++++++++++++

Мы живём среди полей. Песня цыган!!

Мы живём среди полей
И лесов дремучих,
Но счастливей, веселей
Всех вельмож могучих.
Наши деды и отцы
Нам примером служат,
И цыгане, молодцы,
Ни о чём не тужат.
Гей, цыгане! гей, цыганки!
Живо, веселее!
Гей, цыгане! гей, цыганки.
Живо, веселее!
Мы на горе не глядим,
Всё с весельем сносим;
Хоть по суткам не едим,
Но не жнём, не косим.
Вместе с солнцем не встаём
Для дневной работы,
Лишь проснёмся и поём:
Нет у нас заботы!
Гей, цыгане! гей, цыганки!
Живо, веселее!
Гей, цыгане! гей, цыганки!
Живо, веселее!
У цыганок круглый год
Праздник-новоселье;
Им покров небесный свод,
А земля постели.
Зимний холод не беда 
Вкруг огня запели;
И не страшны нам тогда
Вьюги и метели.
Гей, цыгане! гей, цыганки!
Живо, веселее!
Гей, цыгане! гей, цыганки!
Живо, веселее!
М. Я. Загоскин. Из либретто к опере А. Верстовского «Пан Твардовский» (1828).
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Мы на лодочке катались!!

Мы на лодочке катались,
Золотистой, золотой, -
Не гребли, а целовались,
Не качАй, брат, головой.

В лесу, говорят, в бору, говорят,
Растет, говорят, сосенка,
Понравилась мне, молодцу,
Веселая девчонка.

Не кукуй горько, кукушка,
На осине проклятой,
Сядь на белую березу,
Прокукуй над сиротой.

В лесу, говорят, в бору, говорят,
Растет, говорят, сосенка.
Понравилась мне, молодцу,
Пригожая девчонка.

Я тогда тебе поверю,
Что любовь верна у нас,
Поцелуй меня, приятка,
Без отрыву сорок раз.

Ты, говорит, ходи, говорит,
Ко мне, говорит, почаще.
Ты, говорит, носи, говорит.
Пряники послаще.

Где мы с миленьким встречались,
Там зеленая трава,
Где мы с милой расставались,
Там посохли дерева.

В лесу, говорят, в бору, говорят,
Росла, говорят, сосенка,
Уж больно мне понравилась
Смышленая девчонка.

Меня маменька ругает,
Тятька боле бережет:
Как иду с гулянки поздно,
Он с поленом стережет.

Я, говорит, тебя, говорит,
Сынок, говорит, уважу!
Я, говорит, тебе, говорит,
Гуляночку налажу!
+++++++++++++++

Мы нальём, мы нальём, чару вина полную..

Поют, когда расходятся гости, сначала хозяину, потом всем гостям

Мы нальём, мы нальём, чару вина полную,
Поднесём, поднесём Александре Ивановне,
Просим её, просим пожаловать, выкушать.
===========
Московская губ. Верейский уезд. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мы с тобой казаки!!

Мы с тобой казаки
Дети русского поля
Наша родина здесь
У Кубани реки.
Наш устав и закон:
Честь, свобода и воля,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.

Любим землю свою
Мы, как мать, без обмана,
Хотя служба и жизнь
Нам порой не с руки,
Казаки - это Русь,
Что не ведает пана,
Слава Боже тебе,
Что мы есть казаки.

Пусть бывает порой
Мы немного не правы,
Да простит нас Господь,
Да простят старики.
Мы - священная Русь,
Мы - опора державы,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.
Мы с тобой казаки
Дети русского поля
Наша родина здесь
У Кубани реки.
Наш устав и закон:
Честь, свобода и воля,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.

Любим землю свою
Мы, как мать, без обмана,
Хотя служба и жизнь
Нам порой не с руки,
Казаки - это Русь,
Что не ведает пана,
Слава Боже тебе,
Что мы есть казаки.

Пусть бывает порой
Мы немного не правы,
Да простит нас Господь,
Да простят старики.
Мы - священная Русь,
Мы - опора державы,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.
+++++++++++++++

Мы хадили, мы гуляли..

Под новый год авсени кличут. Наряженые бабы, мужики, девки наряженые ходят по дворам и поют или, как здесь говорят, грают.

Мы хадили, мы гуляли
Па святым вячерам.
Ей, авсень, ей, авсень!
Мы искали, мы искали
Мы Ульянова двора.
Сиреди яво двора
Стоить горинка нова,
А у этай ва горенке,
Ай, три окна!
А и первое акно –
Светел месяц в окне.
А другое акно –
Красна солнушка.
А й третье акно –
Часты звездушки.
Как светёл то месяц –
То и сам ат Ульян.
Што и красно солнушка –
Што Авдотьюшка.
Часты звездушки –
Яго детушки.
Дайте нам ножку
На краснаю ложку!
Ни дадите пирога –
Мы корову за рага!
Ни дадите пышки –
Хозяйку за сиськи!
Кишки да желудки
В печи та сидели,
На нас та глядели.
Авсень каледу
Павалял на льду,
Валачил, валачил,
Сарафан намачил.
Ей, авсень, эй, авсень!
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Мы, бывалоца, были богатые..!!

Мы, бывалоца, были богатые,
Имели у себя пять коров да девять лошадей.
Одна корова бура,
А другая дура,
А третья пестра,
А цетверта востра,
А пятая та вовсе безумна.
Эта пестра
Доила с мосту
Вёдер по сту
И то мы никогда не хлебали молока,
А все хлебали квас с водой,
И то бы лошадей водили
На реку поить,
И то у нас оцинь лошади были справныя,
Но никак с ними сладить одному поить,
То мы их водили по шестера:
Цетери та под бока ведут,
А пятой в поводу ведет,
А шестой с дубинкой идет.
Есть – како пустить ее без хомута,
Да напороть ли бока
По цетыре кнута,
То она маненько с горки побежит.
Имели мы у себя достаток велик,
И мы лавки соимали
Да пец ту с полатими засевали.
И потому хлеба уродились очень хороши:
Колос от колосу –
Не слышно голосу,
А сноп от снопа –
День е;зду,
Потом мы поедим
На деветиром
И вдрук привезем мы с пеци сотою
И склали мы копну
На пешныем столбе,
И тут она у нас маненько свалилась.
И была у нас больша ложка,
И мы ей копну подперли.
И завелась в копне мышь,
И был у нас чорный большой кот,
И, взявши копну, и свалил в лохань.
И мы таскали рожь сухую на хлебы,
А мокрую – на солоду,
И сварили два пива:
Одно то, как вода, густое,
А другое то пожиже,
Есть – как ковшик поднести,
Еще же бы дубинкой поплести,
То ты и до дому не дойдешь.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++