Категоричность

Христина Либенсон
   Один священник любит говорить в проповедях: «Если не видишь в себе грехов, не знаешь, что  сказать на исповеди, вспомни, в чем тебя упрекают твои ближние – и не ошибешься». Много раз слышала, но никогда не задумывалась, не принимала как руководство к действию.

   А как-то задумалась? Какие недостатки видят во мне ближние? Бывает, что обижаются, сердятся, сильно сердятся, эмоционально, но вот так, чтобы прямо сказали, четко сформулировали – не помню такого. И решила не ждать, когда выскажут, а самой спросить. Спросила у старшего брата (мы тогда вместе жили), объяснила, что мне для дела. Он отнесся серьезно, задумался, а потом сказал:
   -Ты слишком категорична. Нет, ты часто бываешь права, но при этом слишком категорична.
   -А еще?
   Опять задумался:
   -Больше не вижу.

   Меня это очень удивило. Он видит во мне всего один недостаток, да и какой же это недостаток? За правду стою. Так и надо. Это не недостаток, а добродетель. И эта добродетель мешает ближним жить... Конечно, можно сказать, что я –молодец, а ближние сами виноваты, если им мешают жить добродетели других людей.  Но если я серьезно задаю вопрос, то серьезно отношусь к ответу, а к странному для меня ответу – сугубо серьезно. Стоп, другой человек видит только верхушку айсберга, с которым он боится столкнутся, а мне нужно посмотреть, какова же подводная часть этого айсберга.
 
   Прошло много лет, брат уже давно не с нами, а я все спускаюсь в глубину, и передо мной открываются бездны одна за другой, и конца этому не видно. А верхушка вроде бы безобидная - ни в одном, даже самом большом списке грехов, такой грех не упоминается.




Фотография Галины Карасевой