Мамина церковь

Зенцов Константин
Про маму писать и сложно, и легко. Сложно, потому что многое забылось,  вспоминается со слезами и счастья, и умиления, и болезной печали. Легко, потому что пишу как будто про себя. И там, где начинается рассказ про маму, автоматически начинается мой утренний стих, мой ночной сон, моя вечерняя молитва…

***
22 июня. День рождения не перепутаешь - совпадает с датой начала Великой Отечественной. Маму назвали Екатериной в честь бабушкиной сестры, тёти Кати. Она погибла в 1943 году в районе Колпино, медсестрой вытаскивая раненых с поля боя. В том же 1943 году, появилась на свет пухленькая девочка с карими глазами в городе Бирске, Башкирской АССР.  Небольшой городок со множеством церквей на берегу живописнейшей реки Белой или Агидель, что с татарского переводится как «Белая Волга». Родилась в эвакуации, куда перебралась во время войны почти вся страна. Мама (моя бабушка)  Андреева Валентина Александровна была замужем за Андреева Андрея Ивановича, который к моменту женитьбы был кадровым офицером Высшей школы милиции и его, как любого военного, подчинявшегося приказам, часто перебрасывали с места на место. Войну дедушка встретил на границе, в Белоруссии, а потом Школу вернули в Ленинград, где он участвовал в создании защитных сооружений, охранял здания и экспонаты Русского и Исторического музеев, Эрмитажа. Оголодавшего, еле живого его успели вывезти по Дороге жизни на Большую землю и он оказался снова с семьёй и с другими родственниками, которые жили в Башкирии. После войны (1946-1952гг), забрав жену и недавно  родившуюся дочку, был отправлен на Западную Украину (Луцк, Винница, Ровно) организовывать отряды борьбы с украинскими националистами, они же - бендеровцы. Мама показывала мне художественный роман, где один из героев был "списан" с моего дедушки Андрюши. (Эх, надо будет найти эту книгу…) Думаю, что если бы дедушка дожил до наших дней, то он, конечно, был бы поражен тем событиям, которые случились на Украине и мог бы многое рассказать, например, про то, как целые деревни беспощадно и зверски вырезались националистами. А потом мама стала председательской дочкой! Дедушка по распоряжению партии стал помогать в восстановлении сельского хозяйства и как в советском фильме стал председателем одного из отстающих колхозов. И ведь не смотря ни на что смог вытянуть "Первое Мая" в заслуженные Передовики!  Дубно, Мирогоща, Ровно – это всё названия населенных пунктов, с которыми связано детство, юность (школьные и студенческие годы) и… мамина любовь! 

Папа, Мошкин Рудольф Ефимович, жил напротив,   сосед (опять, как из маминой, любимой песни "Мы жили по соседству...") и они дружили и, конечно,  вместе танцевали на выпускном вечере. После института (Ровенский институт водного хозяйства) мама даже немного поработала мелиоратором в дедушкином колхозе. Но это уже было в Крыму, где в 1965 году в Симферополе мама родила моего брата Олега. Дедушка привык мотаться, долго в одном месте жить не мог (или скорее не хотел), а потому, продав дом в Алуште,  все поехали поближе к ленинградским родственникам. Так мама оказалась вначале в Усть-Нарве, а через несколько лет в Ивангороде. Там на Парусинке родился и я. Папа, как и многие тогда в Советском Союзе, решил поехать по комсомольской путёвке на Север. Он никогда не боялся работы, был монтажником, слесарем, электриком, фрезеровщиком высшего разряда. Мама поддержала папино решение и так в нашей семье началась заполярная эпопея, которая тянулась до 1984 года. В Норильске мама работала вначале нормировщиком в отделе кадров ТЭЦ-2, быстро росла по служебной лестнице и если бы не срочное возвращение, как мы говорили все в Норильске, на "материк",  (бабушка тяжело болела и нужно было быть рядом с ней) могла стать на работе большим начальником. Но мы все после смерти бабушки Вали вернулись в Ивангород, а через некоторое время в стране началась Перестройка и…

Все, кто знал маму, поражались её потрясающей энергии. Мама никогда не искала лёгких путей и не удовлетворялась малым. Устроилась обыкновенной табельщицей на Полиграфмаше, но уже через несколько лет баллотировалась в народные депутаты. Позднее выяснилось, что в городе нет своего архива и мама едет на курсы в Москву, чтобы стать первым ивангородским архивариусом. Умирает дедушка, через пять лет папа, мы с братом в Санкт-Петербурге рисуем свои линии судьбы. И страшно, и боязно за маму, ведь она теперь живёт в квартире совсем одна, но…

ОНА УЖЕ С БОГОМ! Покрестилась, старательно изучает Библию, ходит на службу в Нарву, потом в крепость, потом… ДАЛЬШЕ ТОЛЬКО БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ И СЛУЖЕНИЕ ЕМУ. Эту историю можно уже не рассказывать, а  показывать. Всем, кто приезжает в Ивангород и посещает восстановленную, как я всегда ласково называю, мамину Церковь Святой Троицы. Заходите в Церковную лавку, пишите поминальную записочку, изучайте корешки книг, молитесь всем Святым. А везде-везде Божий дух. И она. Мама…