Рождение стрекозы

Владимир Макаров 3
 Когда лето прошло всегда приятно с легкой долей грусти вспоминать его дни еще,  совсем близкие и недавно прошедшие. И пусть нынешнее лето не порадовало нас длительным теплом и жарой, но это все же было лето, когда все было замечательным: и облака в небе, и яркое солнце, и зелень леса и луга, и плеск  волны, набегающей на берег.
 Вспомнилось мне, как в середине июня во время прогулки я вместе с женой и внучкой пришел на берег Волги, и, там, гуляя по кромке, стал бросать маленькие камешки в воду и глядеть, как  круги на воде появляются и исчезают. В памяти возникала старая (уже старая!) песня в исполнении Эдуарда Хиля о кругах на воде от брошенного камня.  Если мне попадался плоский камешек, то я пытался бросить его так, чтобы он, отскочив от поверхности воды, летел дальше и, снова взлетев над водой, сделал очередной «блинчик». Моей внучке очень нравилось это мое занятие, и она сама пыталась бросать камушки, но, увы, у нее это не получалось! В поисках подходящего камешка я ходил по теплому песку и, находя, вновь бросал его в воду.
 Но что за неведомое насекомое сидит на камне? Оно чем-то было похоже на стрекозу, но значительно толще ее. Да ведь это ее личинка, куколка, решившая превратиться в изящное летающее коромысло! Невольно я забыл про камешки и круги на воде – такого интересного давно в жизни не видел. Ясно - личинка вылезла на камень и обсыхает. Я подозвал жену и внучку и мы с интересом стали  наблюдать, что же будет дальше. Спустя примерно пять минут хитиновый покров в районе головы личинки лопнул, и оттуда медленно появилась голова стрекозы, но процесс появления ее на свет достаточно длительный – постепенно из покрова вылезло все ее туловище с крыльями, потом утомившись после этого первого в ее жизни труда, стрекоза стала отдыхать и набираться сил. Спешить нам было некуда и мы, присев на камни, не спеша стали рассматривать, что же будет дальше. Вот стрекоза отползла от своей «колыбели» и начала шевелить крыльями – мы насторожились, боясь упустить момент ее первого полета, но он состоялся еще не скоро. Стрекоза просто шевелила крыльями, а потом, забравшись на самый верх камня, стала сушиться на теплом ветерке. Признаться, мне уже надоело наблюдать этот процесс, а внучка все время старалась потрогать только что появившееся на свет насекомое и я, чтобы ее отвлечь, снова стал искать камешки и бросать их в воду, периодически поглядывая на камень со стрекозой – нет, она не улетела и она все еще там. Наконец, камешки и мне надоело кидать, и я предложил пройти до места, где когда-то была пристань Пирогово, а затем вернуться, рассчитывая, что самое интересное мы все же видели, а сам полет стрекоз неоднократно наблюдали в течение лета.
 Мы пошли по берегу Волги, а мимо плыли самоходные баржи, пролетел над водой «Метеор», идущий в Ярославль, и волны от этих судов набегали на берег. Вот и место, где стояла раньше пристань – сколько воспоминаний связано у меня с этим местом! Сюда я приехал впервые очень давно, еще в далеком детстве, здесь мы в юности ловили с мостков рыбу, отсюда уезжали на лодке на рыбалку вниз по течению в район села Хопылева, известного тем, что в церкви Богоявления крестили Святого Федора Ушакова, отсюда мы уезжали поздней осенью в город и сюда приезжали весной, когда еще на берегах лежал снег…
 Что ж, хорошо, что мы прогулялись до этого места – сейчас мы редко бываем здесь, а воспоминания о прошлом – светлые воспоминания!
 Мы пошли назад, уже беспокоясь за то, что первый полет стрекозы мог состояться без нашего присутствия. Но нет – вот знакомое место, и стрекоза сидит там же, будто ожидает зрителей. Опять мы присели на камни и, подождав немного, уже подумывали, что пора идти домой. Но вот этот незабываемый момент полета: стрекоза, уже привычно пошевелив крыльями, неожиданно поднялась в воздух и, покружив над берегом, улетела. Приглядевшись, мы увидели, что несколько стрекоз вьются над рекой, травами берега, обрывом. Первая половина лета все же прекрасная пора – все впереди!