Сердца выстраданный рай

Елена Горяинова
 
   12 декабря 2017 года я с подругами посмотрела  спектакль, посвященный 125-летию Марины Цветаевой «Сердца выстраданный рай». Поставила пьесу на курской сцене  артистка филармонии – мастер художественного слова Галина Азиатцева. Она вышла на сцену в самом начале. Безупречная дикция, приятная, располагающая к себе  манера говорить отличает обаятельную  Галину Азиатцеву.
   Я поймала себя на мысли, что соскучилась по правильной русской речи. Весь спектакль я наслаждалась красотой  литературного языка. А как могло быть иначе, если в основе пьесы лежит переписка Мариной Цветаевой с Борисом Пастернаком и австрийским поэтом Райнером Рильке. Эти люди виртуозно владели словом. С первых минут мы были вовлечены в захватывающий вихрь обмена мыслей и чувств великих поэтов.
   Цветаеву и Пастернака связывали платонические отношения, возвышенные и одновременно грешные из-за степени откровения в выражении чувств. Она жила в эмиграции заграницей, он – в советской России.
   Она обращалась к нему: «Мой Пастернак», он просто: «Марина». В письмах они признаются в любви, восхищаются, боготворят друг друга, мечтают о встрече, размышляют, говорят о творчестве.  Для поэтов потребность в любви, понимании, как  потребность в воздухе. Без любви не будет вдохновения.
   Опасный путь  - переписка двух грандиозных личностей, к тому же поэтов, к тому же несвободных. Муж Цветаевой Сергей Эфрон не ревновал, принимал Марину такой, какой она была. Он писал Максимилиану Волошину, что Марина живет  страстями. Выдумывает себе любовь, и идеализирует предмет любви. Потом разочаровывается. Может, поэтому муж Цветаевой спокойно воспринимал ее увлеченности, зная, что скоро наступит разочарование. В отличие от Эфрона  жена Пастернака   ревновала мужа. Борис испытывал чувство вины перед нею, но прервать переписку было выше его сил.
   В какой-то момент Марина начинает переписку с Райнером Рильке, и ее охватывает чувство к австрийскому классику. Пастернак начал дружить с Рильке раньше Марины. Они оба боготворили австрийского гения. Рильке тоже любил Марину и тоже только в письмах.  Немолодой поэт вскоре умер. А роман Цветаевой с Пастернаком продолжился, пока по истечении 14 лет постепенно не сошел на «Нет».
Артисты филармонии прекрасно справились с трудной задачей: Александр Швачунов - Пастернак, Юрий Кутафин – Рильке и талантливая артистка - красавица Алина Воронюк - Марина. Казалось, что перед нами была настоящая Марина. Настолько Алина погрузилась в сложный внутренний мир Цветаевой. Ее вдохновенная игра завораживала. Оформление сцены, музыкальное сопровождение, работа режиссера также достойны всяких похвал.
   Представляя, что в этих письмах Марина еще не знает, насколько будет жестока к ней судьба, я еле сдерживала слезы. Жившую чувствами душу поэта впереди ожидали тяжелые испытания, безысходность и  страшный конец. Судьба Пастернака не будет столь трагична, но на его долю выпадет немилость власти и откровенная травля.
   Эмоциональное воздействие эпистолярного романа в блистательном исполнении курских артистов было так  велико, что мы - взволнованные зрители долго не отпускали их, аплодируя стоя.