Давайте переименуем!

Алексей Раздорский
    На днях в лобовое стекло моей машины попал камень.  Я даже видел, как это случилось.  Горстка щебня вылетела из-под колеса гнавшего в левом ряду впереди меня грузовика. Сразу же услышал стуки по капоту и крыльям, а на  стекле прямо перед моими глазами  появилась  ямка и паутинка из нескольких тонких линий.  Эх, не повезло  –  подумал я, но ничего не сделаешь - бывает. Ездить же можно! 
     Я уже  готов был смириться с трещинками, но утром следующего дня одна из линий достигла размеров половины стекла,  и я понял -  выхода нет. Нужна замена. «Приезжайте!»  – бодро ответил на мой звонок человек из автосервиса. –  «Родное немецкое очень дорогое, поставим вам добротное китайское. Лет на пять хватит!».
     Конечно, одно немецкое по цене пяти китайских – дороговато, решил я и направился в сервис.
     По дороге, как обычно, включил радио. В новостях  - обсуждение темы  –  какие имена присвоить аэропортам, улицам, городам вместо названий, ставших неуместными и неактуальными. Очевидно, в последнее время сильно увеличилось количество знаменитых личностей, которых надо обязательно как-то  «увековечить». Мне бы такие заботы  -   подумал я, снимая со своего пенсионного счёта очередную «двадцатку» - сумму, за которую мне обещали заменить стекло «под ключ».
     В автосервисе меня уже ждали. Вот-вот должны были подвезти и обещанное стекло.  «Посидите немного с нами, попейте чаёк.  Стекло скоро будет!» - заверил меня администратор и проводил  в комнату персонала.  Там на полную громкость  работает радио. Клиентов кроме меня нет.  Ребята-мастера бурно обсуждают тему переименований.
      -  Серёга, слышал?  –  Теперь аэропорт будет не Шереметьево, а Пушкино!
      -  Да ерунда!  Не может быть!  Скажешь таджику – мне в аэропорт Пушкино, а он отвезёт тебя в подмосковный  Пушкино.  Нет, это какая-то глупость. Сам-то Пушкин  ведь питерский. И там тоже уже есть Пушкино или Пушкин!
      -  Да нет. Он здесь жил. Есть даже музей имени Пушкина.
      -  То картинная галерея. Она к Пушкину не имела никакого отношения.  При «совке»  так назвали.  Тогда имя Ленина лепили на каждую главную улицу или площадь, а он   родом был  из Ульяновска. Ну, в  смысле, из Самары.
      -  Вова, ты неправ! Рядом с моей школой у бассейна, теперь у храма  -  был старинный двухэтажный дом, он назывался  Дом-музей Пушкина.  Я там не был, но знаю, что в нём жил наш Александр Сергеич. Так что он в каком-то смысле и москвич!
      Тут я не выдержал и вступил в беседу.
     -  Ребята, Пушкин родился и жил в Москве до того, как переехал в Петербург. А в том двухэтажном особняке он поселился сразу же после свадьбы с Натальей Гончаровой. Там же рядом была и церковь, где они венчались. И Ленин родом не из Самары, а из Симбирска.
     -  Дядя, если ты такой умный, скажи – в честь кого бензин называется «бензином».  Немец такой был по фамилии Бензин?
     -  Ой, парни, ну это я не знаю. Во всём мире бензин называют газолин и петролеум, значит, дело не в фамилии. Скорее всего, это как-то связано с бензолом. 
       - Мужик, не ломай голову.  Сейчас  гляну и скажу.  Вот! Первый бензин получил в 1825 году Майкл Фарадей, а само слово  – французское,  заимствовано из арабского «бензол». Так называлась пахучая жидкость.
     -  А дизельное топливо изобрёл Дизель?
     -  Серёга, ты в школе учился?  Дизель – это немец, он придумал мотор.
     -  А почему тогда мы соляру называем «дизелем»?
     -  Да потому, что когда Дизель придумал свой движок, солярки ещё не было. Он испытывал его на всех горючих жидкостях. Растворял даже угольную пыль. Но лучше всего подошло  масло жёлтого цвета,  кажется,  по-немецки «соларол».   Вот и пошла соляра!
     -    А ты-то откуда знаешь?
     -    Я читал об этом, когда учился на автомеханика в ПТУ.
     -    А тебе известно, что Мерседес  -  это не фамилия изобретателя машины, а имя девчонки, дочки торговца автомобилями.
     -   Да это все давно знают! Ты вот лучше скажи мне – кто изобрёл бензиновый движок?
     -   Наверно, как всегда, немцы.
     -   Не фига!   Француз!  Он сделал первый стационарный двигатель,   а потом  Бенц и его дружки довели  мотор до ума и поставили на колёса. Ещё  братья Майбах с ним работали.
     -   А кто такой Даймлер.
     -   Это тоже из их компании. Только он, кажется,  конструировал саму машину и раму. Потом они  не поделили «бабки», разругались и каждый из них создал свою фирму.
     -   А я помню, как в детстве ходил в детсад министерства связи и нам воспитательница говорила, что Попов изобрёл всё  –  и радио, и телефон, а оказалось, что первое радио сделал итальянец Маркони, но  ещё до него  Тесла запатентовал передачу сигнала без проводов. 
     - Но  телефон-то  Попов изобрёл?
     - Но не Тесла же!  Скорее всего Попов.
     - Может и телевидение изобрёл Шухов. Тот, именем которого названа телебашня.
     Тут я опять вмешался   –  где-то читал, что первый телефон изобрёл американец Белл, хотя раньше думал,   что это был Эдисон. А  телевизионный сигнал ещё в 1911 году вывел на экран петербургский учёный Лев Розинг. Потом уже в 1936-м году  россиянин Зворыкин сконструировал и настоящий телевизионный приёмник, правда в своей американской лаборатории. Но самую главную деталь телевизора – кинескоп  придумал немец Карл Браун.  Так что   мы толком даже и не знаем, кто подарил миру самые нужные и важные открытия.   И  если уж   переименовывать, то хорошо бы напомнить  россиянам о забытых великих земляках.  Какой смысл увековечивать фамилию премьер-министра, приведшего страну к «дефолту» или имя царя, неумело сгубившего миллионы жизней своих собратьев…
     Но вот, наконец,  дверца автосервиса скрипнула. Это доставили мой заказ. Прошёл час, и я уже смотрел на дорогу через лобовое стекло от китайских мастеров.
     Вечером рука потянулась к пульту,  и я включил телевизор. Опять свежие новости про переименования. В Екатеринбурге, бывшем Свердловске, решили переименовать аэропорт Кольцово в аэропорт имени Николая Второго.
     И тут я задумался  –  а  чьи имена мы чаще других повторяем в своей повседневной жизни, к кому относимся с уважением и почтением, а кого воспринимаем с абсолютным равнодушием и даже с отвращением.
     Я не поддерживаю  предложение о переименовании мест, ассоциирующихся в нашем сознании с конкретными объектами и сооружениями, в фамилии других,  пусть и известных личностей.  У нас  множество всяких «магистральных тупиков» и «проектируемых проездов»,  ждущих  нормальных названий.   И  далеко не все  кандидаты в «великие», особенно деятели конца 20-го века, на мой взгляд,  достойны увековечения  улицами и площадями даже  небольших населённых пунктов.  А по логике вещей вполне разумно было бы  присваивать  церквям  и соборам  имена святых и религиозных деятелей,  научным институтам  –  фамилии учёных соответствующего профиля,   аэродромам –  названия близких к ним населённых пунктов.  Всё должно быть оправданно и понятно.  Иначе,  с каждой сменой власти будем  переименовывать привычные названия в фамилии «временщиков».…
     Но на свой же вопрос  –  чьи имена люди называют чаще других помимо имён своих близких,  я дам совершенно справедливый и чёткий ответ.  В нашем мире добрая половина людей верят в бога,  и из них  многие молятся и повторяют имена святых чуть ли ни по несколько раз в день.  Фамилии святых носят города, площади, соборы,  музеи. Это вполне разумно и не подлежит обсуждению. Даже  я,  атеист, тоже верю в «создателя всего», только в моём представлении это не несчастный мужчина с бородой и усами, не толстячок со сложенными коленями, а скорее всего,  ещё более разумные чем мы существа, обитающие на других планетах.    
      Далее по частоте использования следуют имена и фамилии людей, приравненных обществом, а точнее  властью, к «божествам на земле» -  императоры, фараоны, цари, вожди, правители. Все они также увековечены в людской памяти  городами,  площадями, и даже  названиями некоторых стран  как самые достойнейшие из живших,  хотя историческая наука  ставит под сомнение  заслуги многих из них. И совершенно справедливо указать, что  среди увековеченных есть фамилии и тех, кто  сгубил миллионы людей ради своих амбиций и прихотей. Так называемые «полководцы» и «повелители» - Александр Македонский, Тимур, Чингиз хан, Юлий Цезарь, Наполеон и т.д.  в этом списке будут одними из первых.   Если на одну чашу весов поставить пользу от  правления этих «вождей», а на другую -   вред, нанесённый ими же  своему народу и всему человечеству, то чаша весов будет склоняться совсем не в их сторону. Тем не менее, они самые узнаваемые и упоминаемые в названиях улиц и площадей во всём мире.
      Далее следуют деятели культуры, искусства, литературы, действительно украсившие нашу жизнь разными сторонами своего таланта.
      Но самое смешное и парадоксальное заключается в том, что мы  совсем не знаем и никак не отмечаем в  исторической памяти тех, кто больше всех других  принёс пользу человечеству и сделал жизнь на Земле удобной и привлекательной.
      К примеру, каждый из нас носил или носит на руке часы. Сегодня без двух привычных стрелок мы даже не можем ориентироваться во времени. Эти стрелки -  на часах в доме, на башнях, на вокзалах,  в учреждениях  -  в общем,   везде и повсюду, и вряд ли мы от них откажемся совсем, даже переходя на цифровые экраны. Но мы не знаем и не задумываемся над тем,  кто же этот  умный человек,  придумавший  замечательное  и  полезное для всех  устройство.  Пожалели улочку, площадь…  А ведь такое изобретение имело целую историю, начинавшуюся ещё со времён древнего Египта,  эпохи песочных часов и торчащей из земли палки с тенью от Солнца. Только  в 16-м веке англичанин Берджи придумал циферблат с двумя стрелками и  уже потом,  в 17-м веке,  Гюйгенс снабдил часы  точным механизмом.  Уверен, что ноль,  ноль,  ноль процента жителей Земли знают имя автора  этого замечательного изобретения. Я лично сам нашёл информацию в интернете, а вовсе не из названий улиц или площадей. 
      Мы также не знаем, кто придумал первые рельсы и положил начало созданию железных дорог. Помню по школьному учебнику, что паровоз изобрёл англичанин Стефенсон. А ведь паровоз без парового двигателя и без рельсов – просто телега… Первый паровой двигатель придумал француз  Папен,  а уже в 18-м веке идею развил и усовершенствовал Джеймс Ватт.  Первые металлические рельсы изобрёл англичанин Рейнолдс.  До него на горных выработках использовались ненадёжные деревянные брусья.  А первый паровоз изобрёл шотландец Тревитик. Стефенсон доработал его изобретение до  настоящего промышленного средства передвижения, как и наши братья Черепановы, сконструировавшие первый российский паровоз для перевозки угля.
      Сегодня мы  не представляем себе жизнь без реактивного самолёта. Но никто не назовёт мне имя первого создателя самолётного пропеллера, турбины или реально работавшего реактивного двигателя. Спасибо поисковой системе – открыл  и узнал. Первая ракета была сконструирована и запущена американцем Годдардом.  Ракету на жидком топливе изобрёл немец фон Браун, идеи которого позаимствовали конструкторы всех космических ракет. 
     И уж точно никто не назовёт фамилию человека, открывшего явление  электрического тока ещё  до того, как Эдисон и Тесла научились применять его постоянный и переменный виды в промышленных целях.  Я уже не говорю о том, что есть ещё и изобретатель трёхфазного электричества, генератора, трансформатора…
     Вы скажете  –  я явно симпатизирую англичанам, американцам, французам, шотландцам, немцам,  а ведь очень многие открытия были сделаны россиянами.  Да, конечно!  Если я спрошу прохожего на улице  –  кто первым изобрёл лампочку Ильича, то не удивлюсь, если получу ответ – «Ильич!»,  но только вот это эпохальное изобретение, подарившее всему миру электрическую лампочку,  принадлежит нашему  соотечественнику  - россиянину Лодыгину. К сожалению, не знаю  его имени и отчества, а также  есть ли в  столице его родины улица или площадь с  именем замечательного учёного.  Но не в этом суть. Эти люди делали для всех обитателей нашей планеты очень полезные открытия. Именно их мы должны знать в первую очередь, а не имена тех, кто посылал свой народ на бессмысленную бойню,  возглавлял правительства, приводившие страны к экономическому краху или  братоубийственным войнам. Надо только внимательно отнестись к истории наших славных имён и не плодить одинаковые названия хотя бы в пределах крупного населённого пункта. 
      Да, совсем отвлёкся. А вы знаете, кто первым изобрёл небьющееся автомобильное лобовое стекло? Конечно же не ответите!  Это был французский химик Эдуард Бенедиктус, придумавший многослойное лобовое стекло после того, как в 1903 году увидел своими глазами ужасную аварию автомобиля с обычными бьющимися стёклами. Интересно,  а в самой Франции есть улочка с его именем и фамилией?